Папки-передвижки

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Оксана Рябченко
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К такой категории относятся дети с тяжелыми нарушениями речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Всем известно, что у детей с ОНР на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов, и не формируются коммуникативные навыки. А неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование у детей сенсорной и интеллектуальной сферы. Таким детям тяжело общаться со своими сверстниками, составлять рассказы, отвечать на вопросы, выражать словами своими мысли, поступки. Неправильное произношение приносит ребенку немало трудностей. Помимо комплексов общения, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости.

А что такое общение? Какую роль общение играет в жизни человека?

Общение — это прежде всего обмен информацией, возможность донести другому свои мысли, выразить просьбу, желания. Это и жестикуляция, и письменная речь, и символические изображения (картинки, фотографии, рисунки, значки, пиктограммы, система символов). Например, игра «Карлсон». В этой игре дети показывают своими эмоции не словами, а мимикой и жестами.

В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей. В нашей группе предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Одежда» - по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей. Все логопедическое занятие построено в игровой форме. Например, лексическая тема «Обувь. Одежда. Головные уборы» : д/и «Магазин», д/и «В обувной мастерской», «Что к чему подходит?», «Из чего сделана?», физкультминутки «Шапка шерстяная», «Туфельки нарядные».

Лексическая тема «Домашние животные» : дети участвовали в инсценировке сказки «Спор животных». Ребята сами выбирали себе маски-шапочки, договаривались друг с другом, тем самым проявляли детскую инициативу.

Именно использование разнообразных приемов в работе логопеда приводит к эффективности не только в устранении речевых нарушений, но и в развитии коммуникации (общения) у детей. На мой взгляд, именно использование игровых приемов помогают сделать занятие интересным, эмоционально-окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяют учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.

Объяснение артикуляции утомительны для детей. Поэтому артикуляционные движения преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок. Рассказы Веселого Язычка стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию, а в дальнейшем - красивую и правильную речь. А, следовательно, ребенок будет легко общаться со своими сверстниками

На индивидуальных занятиях я использую следующую литературу: Косинова Е. М. «Уроки логопеда: игры для развития речи», Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно». Дети выполняют артикуляционные упражнения в игровой (стихотворной) форме.

Скороговорки: «Сухой сук несёт барсук», «У Сони и Сани в сетях сом с усами»

Считалки: «Дед Данила делил дыню: дольку Диме, дольку Дине»

В своей работе я использую театры: пальчиковый театр «Теремок». Дети сами делали этот театр, выбирали себе роли, а затем показывали его.

На занятиях по формированию связной речи ребята по картинкам составляют небольшие рассказы: «Как солнышко ботинок нашло», «Семейный ужин», «Праздник 8 Марта» и тд. У детей развивается правильная, последовательная речь (монологическая). А когда логопед после чтения или рассказывания художественных произведений задаёт вопросы ребятам, то у них постепенно начинает развиваться диалогическая речь. Диалог «логопед-дети».

В своей работе я также использую элементы сюжетно-ролевых игр. Такие игры готовят детей к общению со сверстниками, взрослыми (игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Шоферы», «Мастерская по пошиву и ремонту одежды»).

Таким образом, преодоление недостатков речи, развитие коммуникации у детей, обогащение словаря требуют определенной системы и особых методов и приемов коррекционной работы. Игра является одним из интересных и доступных средств обучения и воспитания детей, нуждающихся в логопедическом воздействии.

Публикации по теме:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность проекта Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей.

Дидактическая игра на развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Комплимент» Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, развитие речи как монологической, так и диалогической. Развитие.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Игра на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Пойми меня» Цель:Игра учит детей объяснять и понимать друг, друга. Развивает интерес к сверстникам,внимание, доброжелательные отношения друг к другу.

ООД по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Как мы общаемся» Цели: познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения — мимикой, жестами, телодвижениями и др. Учить воспринимать несловесную.

Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников, повышения у них уровня межличностного общения,.

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2017 в 18:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД