Валентина Жаворонкова
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение 3
ГЛАВА I. Проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры общения 6
1.1. Психолого – педагогические аспекты формирования культуры общения у детей дошкольного возраста 6
1.2. Сравнительный анализ образовательных программ по формированию навыков культуры общения детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Современные формы, методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию культуры общения 18
Публикация «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
ГЛАВА II. Опытно – экспериментальная работа по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 29
2.1. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 46
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение…58
ГЛАВА I. Проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры общения
1.1. Психолого – педагогические аспекты формирования культуры общения у детей дошкольного возраста
С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. Без общения не может сформироваться его психика. В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений взрослых, своих сверстников.
В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, присваивает социальный опыт поколений в соответствии с содержанием своей потребности в общении. Однако речевая активность может оставаться у детей в пассиве и не актуализироваться в практике их общения. Создавая условия для актуализации соответствующих сторон речи, сверстник тем самым становится важным фактором развития речи у дошкольников.
Современный дошкольник испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит – владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию [1]. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей. Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста неразрывно связано с нравственным воспитанием, которое также направлено на приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное развитие дошкольников представляет собой процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и др. [24]. Непременным условием нравственного воспитания детей дошкольного возраста является высокий уровень взаимоотношений взрослых с детьми, а также культура общения с детьми.
В психолого-педагогической литературе содержится ряд подходов к определению понятия культуры общения у дошкольников.
В педагогике культура общения рассматривается как «составная часть общей культуры поведения и необходимое условие нравственного развития личности. А культура поведения представляется как своеобразная связь человека с человеком, основанная на стремлении к естественному и разумному поведению, ненавязчивому вниманию, тактичности, следованию правилам этики» [5, с. 17].
По мнению Е. Ю. Яницкой, «культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям, проявляется в вежливости и тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи» [54, с. 21].
Согласно точке зрения В. В. Соколовой, «культура общения» представляет собой «коммуникативную деятельность, выраженную с помощью обмена информацией посредством знаков и символов, при ко-тором информация передается целенаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с опреде-ленными правилами и нормами» [40, с. 19].
С. В. Петерина культуру общения рассматривает как «один из необходимых компонентов культуры поведения. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предусматривает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции» [35, с. 28].
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем возрасте ребенка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Речевое общение формирует сознание ребенка не просто посредством речи, а лишь при условии понимания другого человека, его слов, высказываний. Понимание высказывания в общении представляет собой процесс, совершающийся между людьми, оно не принадлежит одному (общаются как минимум два человека, а осуществляется участниками на протяжении всего процесса общения.
Исследования Л. И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет : формирование у детей знаний норм и правил общения; умение общаться с окружающими; желание ребенка вступать в контакт; предупреждает негуманное проявление эмоций.
Культура общения включает в себя умение воздерживаться в определенных ситуациях, своевременно тормозить свои желания, уважать окружающих, в умении выражать свои мысли и желания, пользуясь формулами речевого этикета. Культура общения предполагает умение устанавливать положительные контакты, вести бесконфликтное общение, в умении изменять внешнюю сторону общения (проявление сочувствия, внимания к сверстникам и взрослым) в зависимости от ситуации.
При организуемых педагогом воспитательно — образовательных мероприятиях культура общения формируется быстрее. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т. д. Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая речь родителей стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет.
Возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности, взаимопонимание (основа вежливости, свидетельствуют о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения.
О. С. Ушакова считает, что «воспитание культуры речевого общения — одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении» [44, c.25].
В воспитании культуры речевого общения дошкольников, как отмечает О. С. Ушакова, «важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Поэтому совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении важен и экспрессивный момент, т. е. субъективная эмоциональная оценка содержания своего высказывания, что определяет выбор лексических, грамматических, композиционных средств» [44, c.25].
По мнению О. С. Ушаковой «речевое поведение — это сложная совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определенных норм и правил, которые должны стать привычными. В целом, правила речевого поведения регулируются речевым этикетом и нормами литературного языка» [44, c.26].
В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается в целом ряде работ, посвященных речевому этикету.
Проблема формирования речевого этикета ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот возрастной период закладывается фундамент моральных принципов, активно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет способствовать формированию комфортного коммуникативного поля и оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка.
И. Н. Курочкина словесные (вербальные) формы вежливых отношений между людьми определяет как «речевой этикет, изучение которого необходимо начинать в дошкольном детстве» [29, с. 29].
Формановская Н. И. и Акишина А. А определяют речевой этикет как «национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т. д.» [45, с. 21].
Ситуации речевого этикета не замкнуты, они открыты в более широкую область «стереотипов общения». Каждая ситуация обслуживается в русском языке группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. В синонимическом ряду есть формула, наиболее употребительная, стилистически нейтральная (т. е. доминанта синонимического ряда); есть формулы с оттенками значения; с модальными оттенками; со стилистическими оттенками. Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражать разумный характер взаимоотношений общающихся и т. п. Доминантная формула используется в любой обстановке общения. Выбор той или иной единицы синонимического ряда предопределен экстралингвистическими обстоятельствами. Речевой этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного речевого средства именно данным человеком для его конкретного адресата в данном конкретном случае.
Н. И. Формановская вывела основные правила общения, подразделяя их на правила для говорящего и для слушающего [46].
Для первых предписывается доброжелательное отношение к собеседнику, запрещение наносить адресату обиду, оскорбление, при этом надо учитывать пол, служебное положение, уметь смягчить свою речь, снять излишнюю категоричность. Не рекомендуется навязывать собеседнику свое мнение, уметь встать на точку зрения партнера, проникнуться эмпатией. Необходимо использовать разнообразные языковые средства адресации, поддерживая контакт понимания, так как тема должна быть интересна партнеру. Надо помнить и о невербальных средствах коммуникации, жестовые сигналы также должны быть доброжелательны.
Правила для слушающего заключаются прежде всего во внимании к собеседнику, в приветливом, уважительном и тактичном отношении к нему. Нельзя перебивать говорящего, вставлять колкие замечания. Надо взглядом, мимикой, жестом подтвердить контакт понимания. Вступая в диалог необходимо уходить от роли слушающего. Эти правила тесно взаимосвязаны, так как представляют две стороны общения.
Владеть речевым этикетом, по мнению О. Ю. Безгиной, – значит:
«знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др. ;
осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;
обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;
соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации» [15, c.22].
М. В. Ильяшенко считает, что в процессе формирования культуры речевого общения у старших дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:
- «развитие всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической, в том числе ее связности и образности, определяющих формирование культуры речи дошкольников как части их общей
культуры;
- воспитание культуры речевого общения дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в зависимости от ситуации;
- привлечение родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (сочинение рассказов, иллюстрирование их, беседы после чтения литературных произведений, раскрывающих правила речевого поведения);
- работа с родителями, направленная на обогащение опыта со-блюдения норм культурного обращения друг с другом и повышающая
их педагогическую компетентность» [20, c.12].
Таким образом, анализ различных направлений в исследованиях проблем общения позволяет говорить о многогранности данного явления, выявляет его нравственную сущность и предполагает необходимость дифференцированного подхода к пониманию общения и культуры общения. Необходимость формирования культуры общения у детей дошкольного возраста определяется его особой ролью в нравственном воспитании подрастающего поколения, в успешной адаптации к новым социокультурным приоритетам и насущным требованиям современного социума, педагогической значимостью в практике на современном этапе развития российского общества.