Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций

Наталья Ульяненко
Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций

Сообщение для воспитателей на тему:

«Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Но от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя всё «разумное, доброе, вечное» что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.

Публикация «Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций» размещена в разделах

Главной задачей в работе с детьми мы считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций, природно-экологического своеобразия Белгородчины, является одной из ведущих задач образовательной работы нашей группы. В целях её реализации создан музей русской старины, где дети знакомятся с предметами обихода труда, одеждой, орудиями труда своих предков. Оборудован уголок краеведения, в котором содержится, познавательный материл «коллекция земных пород района. Альбомы с фотографиями, открытками, статьями, игры развивающего содержания», что побуждает у детей интерес к изучению родного края. Создан уголок для театрализованных игр и представлений. В нё м отведено место для различных видов театра: пальчиковый, теневой, настольный, театр на рукавичках, и театр ложек. Изготовлена ширма с декорациями, куклы старины, скрутки, вязанные, соломенные, где дети драматизируют сказки, обыгрывают песенки, потешки, развивают речевую активность.

Мы считаем, что раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этетические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путём ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани как простой воин. Это великие полководцы- А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. В своей работе главной задачей считаю – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Мы придаём большое значение увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть и любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность. Народные игры учат личность, тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Народные праздники являются большой яркой и глубокой содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Одним из самых любимых праздников на Руси всегда было Рождество Христово. Существует русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Подготовка к этому празднику у нас в саду происходит заранее – ещё в декабре, но это не мешает педагогическому процессу, а наоборот, придаёт ему особый радостный смысл. В организованной образовательной деятельности музыка, дети разучивают рождественские колядки, по изодеятельности, готовят подарки. В сочельник устраиваются посиделки в нашей горенке с гостями и родителями. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было на Руси традицией.

О важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Начиная работу по формированию духовно – нравственного здоровья детей, мы, прежде всего. Обязаны сами хорошо знать историю нашего края. Мы должны знать, о чём рассказать и что показать детям, выделив наиболее характерное для данной местности или края. Любой город, область, небольшие деревушки и сёла - неповторимы. В каждом месте своя природа, быт, история и традиции. Мы стараемся доступно донести до сознания детей историю родного края и традиции. Достопримечательности, память о выдающихся людях. С учётом возраста детей диапазон объектов, с которыми знакомим дошкольников – расширяется. Мы объясняем детям, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы, что у каждого человека есть свой дом, свой город в котором он родился и живёт, это его малая Родина.

Совершая экскурсии по городу, на природу, дети, наблюдая за трудом взрослых, начинают осознавать, что труд объединяет людей, требует от них взаимопомощи, знания своего дела.

У каждого народа свои обычаи и традиции, и передают они их из поколения в поколение, потому что несут нравственные ценности: добро, дружбу, трудолюбие, взаимопомощь,- а это богатый материал для воспитания любви к Родине.

Очень актуальна в настоящее время работа с семьёй по формированию у детей духовно – нравственного здоровья. И сохранение семейных традиций, и преемственность поколений, - всё это сближает и роднит людей. Эта работа требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы духовно – нравственного здоровья не считаются важным и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому мы стараемся привлечь родителей к семейным экскурсиям по городу, к оформлению фотовыставок, участию в выставках семейных поделок, посещению занятий в воскресной школе, участию в спортивных мероприятиях, как в детском саду, так и в городе. Всё это приобщает детей к истории родного края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело доже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются, и упущение в дошкольном возрасте наверстать в школе чаще всего не удаётся. А ведь именно от того, как ребёнок воспримет окружающий его мир с его духовно – нравственными ценностями, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем и жизненные успехи взрослого человека.

Формируя духовно – нравственное здоровье детей, нам следует находиться в постоянном творческом поиске – это даёт право надеяться на успех.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы) 1 часть. Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Консультация «Возрождение культурных традиций русского народа» Пояснительная записка Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить.

Формирование нравственного здоровья дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Формирование нравственного здоровья.

Духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через проекты Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно,.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу   Решение  задач  воспитания  духовно-развитой  личности возможно  только  совместными усилиями  семьи и образовательных учреждений. Одна.

Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа Формирование духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа В наше сложное время каждый.

Фотоотчет «Мы за возрождение национальных культурных традиций России»Фотоотчет «Мы за возрождение национальных культурных традиций России» В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.

Формирование семейных традиций, интересов и навыков совместной деятельности через работу в творческих мастерскихФормирование семейных традиций, интересов и навыков совместной деятельности через работу в творческих мастерских Актуальность темы: Творческая мастерская – одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями. Работа в «творческой мастерской» помогает установить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственного здоровья детей посредством изучения национально-культурных традиций
Опубликовано: 15 марта 2016 в 11:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД