Анна Сюваткина
«Формирование физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Сильный, но не закаленный человек
подобен крепости с толстыми
высокими стенами, в которой забыли
поставить ворота»— гласит народная
мудрость.
В связи с ухудшающим уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации занятий по физическому развитию детей дошкольного возраста, делая акцент на решение оздоровительных задачах физического воспитания, при этом, не нарушая образовательного процесса. В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. На сегодняшний день вопрос об укреплении и сохранении здоровья стоит очень остро, и является актуальностью проблемы детского здоровья. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания, такие как:
Публикация «„Формирование физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ“ из опыта работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
нарушение функций опорно-двигательного аппарата, дыхания, зрение, пищеварения;
Причинами становятся: малоподвижный образ жизни детей, неправильные привычки, незнание, недостаточная освещённость, неполноценное питание, гигиенические требования.
детские стрессы (нервные расстройства, тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье).
Причины: перегрузка учебными занятиями, накапливание отрицательных эмоций, компьютерные забавы.
В связи с этим я уделяю особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психическое благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Для этого стараюсь разнообразить будни детей в детском саду, проводя спортивные праздники, развлечения, досуги, подвижные и малоподвижные игры и т. д.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Поэтому передо мной возникают вопросы: как организовать деятельность дошколят на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни не только у детей, но и у взрослых? На, что мне ответила валеология своими тремя чёткими направлениями - формировать, укреплять и сохранять здоровье.
В процессе своей деятельности я стремлюсь решить следующие задачи:
обеспечить условия для физического и психологического благополучия воспитанников в воспитательно-образовательном процессе;
формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
формировать основы безопасности жизнедеятельности;
оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Для решения этих задач прибегаю к таким формам работы как : оформление «Уголок здоровья», папки передвижки «Здоровый образ жизни», памятки, разнообразие консультаций для родителей и воспитателей, индивидуальные и коллективные беседы, родительские собрания.
Наиболее эффективными формами взаимодействия на сохранение и укрепление здоровья детей являются:
утренняя гимнастика;
гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
занятия, прогулки, походы;
совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
спортивные праздники и развлечения;
кружок "Здоровячек".
использования нетрадиционных форм проведения занятий, использованием ИК
Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на занятиях физического развития, которые позволяют удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Исходя, из вышеизложенного могу отметить, что основная цель заключается в создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, тем самым:
Сформировать навыки здорового образа жизни не только детей, но и родителей;
Улучшить и сохранить показателей здоровья детей;
Повысить интерес у детей к физкультурным занятиям и соблюдению здорового образа жизни;
Повысить динамику состояния здоровья детей.
Опыт работы также показал, что правильный подбор и рациональное использование оборудование способствуют развитию двигательной сферы детей, позволяет более полно удовлетворить двигательную потребность каждого ребёнка, способствуют формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей, воспитанию интереса к разным видам деятельности по физической культуре. Создавая развивающую среду в группе, я опиралась на принципы активности, стабильности и гибкого зонирования, что способствует успешному решению физическому развитию детей. В группе стараюсь обогащать среду такими элементами, которые бы стимулировали развивающую, двигательную, познавательную и иную активности детей, в соответствии с учётами программных норм.
Из чего я выделяю так называемые секреты здоровьесберегающей педагогики:
1. Секрет доброты — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
2. Секрет успешности — стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства — профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.
4. Секрет результативности — целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному — объективное отслеживание получаемых результатов
6. Секрет технологичности — создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.
7. Секрет истинности — интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.
Таким образом, чётко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера обеспечивают необходимый уровень физического и психического развития детей дошкольного возраста. Также удовлетворяется потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движений, а также укреплению здоровья.