Приложение МААМ

Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста

Елена Вассерберг
Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста».

Тема моего выступления «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Данную тему я выбрала не случайно. В современном обществе она является актуальной. С проблемой формирования коммуникативных навыков я столкнулась на практике. Многие дети испытывают проблемы в общении. Поэтому я, как воспитатель считаю, что мы вместе можем повлиять на развитие коммуникативных навыков общения у детей. Но получится у нас это только при одном условии, если действовать мы будем сообща не только между собой, но и с родителями.

Публикация «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста» размещена в разделах

Ведь мы с вами знаем, что первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном общении, становятся близкие взрослые. Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. С таким ребенком нам проще. Но, к большому сожалению, бывает и так, что в семье принят агрессивный, неискренний, эмоционально сухой стиль общения. Или же часто можно встретить такую ситуацию, когда родители пытаются заменить непосредственное общение с малышом дорогими игрушками, компьютером. Разговаривают с ребёнком резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Поэтому и ребенок будет вести себя настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, не умея наладить контакты с окружающими.

В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование коммуникативных навыков — важное условие нормального развития.

Таким образом, одной из важнейших задач воспитателя является, ввести ребёнка в мир человеческих отношений, научить общаться, иначе говоря нам просто необходимо развить коммуникативные навыки у наших детей.

По словам специалистов, можно насчитать около 50 различных коммуникативных умений, конечно же, не всеми ребенок должен обладать в детском саду.

Давайте перечислим основные коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок.

Приветствие

Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно.

Прощание

«До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи». Из необязательных жесты помахать рукой.

Обращение

Вы замечали наверняка, как малыши кричат в пространство: я не могу найти свой рисууунок! ой, суууп разлился, спаааасибо! Они просто затягивают свою речь или когда у них что то не получается плачут. они просто неумеют просить о помощи. Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.

Просьба о помощи, поддержке, услуге

Это важный момент. Когда у ребенка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде (или даже уверенности, что после этого рядом с ним материализуются люди, которые помогут ему решить проблему. Так вот, к семи годам вместо этого ребенок, может подойти к другому человеку и попросить его о помощи. Это тактически и стратегически выгоднее, чем молча страдать или изображать жертву и при этом ждать, что другой придет-таки и поможет, оценив по достоинству героизм усилий. Другой момент: просьбы типа: «разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь», - тоже срабатывают гораздо лучше, чем толкотня или натужное ожидание, что все само устроится.

Оказание помощи, поддержки, услуги

Если ребенка просят о помощи и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием : «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем кидаться ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Благодарность

«Волшебному слову» ребятишек учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает.

Принятие благодарности

Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный, - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности точно так же может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.

Извинение

Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» ( сразу скажем: форма «извиняюсь» неграмотна и неверна). Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Лиза, что я сломал твою игрушку»).

Принятие извинения

Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раааз…»

Отказ

Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо. Умение невозмутимо сказать: «Нет», «Нет, я не пойду с вами …», «Нет, спасибо», «Я не хочу» или «Извините, я не хочу». Сказать, при необходимости повторить и не поддаваться на уговоры. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым, - и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне это не нравится», но вообще, он не обязан этого делать.

Требование

Помните, мы говорили о просьбе? Так вот требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам еще могут отказать и мы воспримем это спокойно, а вот требование должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!»

Слушание

Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль.

Развернутое высказывание

Это умение ребенка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. Не просто: «Мы бежали. Там была лужа. Я упал. Папа ругался», - этого мало. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, а уж если он использует сложноподчиненные предложения и деепричастные обороты – то честь ему и хвала.

Исходя из вышесказанного могу сказать, что нам просто необходимо, как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу с детьми по формированию у них коммуникативных навыков, данная работа не только обогатит опыт детей, но и смягчит и даже полностью устранить сказанные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Так вот мы в нашей группе поставили перед собой такие задачи, как

• создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

• обучать умению слушать и слышать другого;

• учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

• учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

• упражнять детей в словообразовании по аналогии.

В своей работе, при развитии коммуникативных навыков, я опираюсь на следующую учебную литературу:

- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6

- Чеснокова Е. Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9.

- Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5.

- Громова Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5.

- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение» 1982г.

- Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».

При проведении игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, во время режимных моментов было замечено, что способность детей при общении с другими повысилась. Дети стали более доброжелательны друг к другу. Стали активнее общаться со сверстниками и взрослыми.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение - одна.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению.

Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии»Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» Конспект непосредственно образовательной ситуации «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» в рамках хореографического.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Обобщение опыта работы на тему: «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру» Калашниковой.

Проект «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Проект В старшей группе «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность». Значимость.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

План по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников». Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 18 сентября 2017 в 12:37
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вассерберг (УИ 146684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД