Елена Вассерберг
Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста».
Тема моего выступления «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Данную тему я выбрала не случайно. В современном обществе она является актуальной. С проблемой формирования коммуникативных навыков я столкнулась на практике. Многие дети испытывают проблемы в общении. Поэтому я, как воспитатель считаю, что мы вместе можем повлиять на развитие коммуникативных навыков общения у детей. Но получится у нас это только при одном условии, если действовать мы будем сообща не только между собой, но и с родителями.
Публикация «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Ведь мы с вами знаем, что первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном общении, становятся близкие взрослые. Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. С таким ребенком нам проще. Но, к большому сожалению, бывает и так, что в семье принят агрессивный, неискренний, эмоционально сухой стиль общения. Или же часто можно встретить такую ситуацию, когда родители пытаются заменить непосредственное общение с малышом дорогими игрушками, компьютером. Разговаривают с ребёнком резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Поэтому и ребенок будет вести себя настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, не умея наладить контакты с окружающими.
В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование коммуникативных навыков — важное условие нормального развития.
Таким образом, одной из важнейших задач воспитателя является, ввести ребёнка в мир человеческих отношений, научить общаться, иначе говоря нам просто необходимо развить коммуникативные навыки у наших детей.
По словам специалистов, можно насчитать около 50 различных коммуникативных умений, конечно же, не всеми ребенок должен обладать в детском саду.
Давайте перечислим основные коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок.
Приветствие
Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно.
Прощание
«До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи». Из необязательных жесты помахать рукой.
Обращение
Вы замечали наверняка, как малыши кричат в пространство: я не могу найти свой рисууунок! ой, суууп разлился, спаааасибо! Они просто затягивают свою речь или когда у них что то не получается плачут. они просто неумеют просить о помощи. Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.
Просьба о помощи, поддержке, услуге
Это важный момент. Когда у ребенка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде (или даже уверенности, что после этого рядом с ним материализуются люди, которые помогут ему решить проблему. Так вот, к семи годам вместо этого ребенок, может подойти к другому человеку и попросить его о помощи. Это тактически и стратегически выгоднее, чем молча страдать или изображать жертву и при этом ждать, что другой придет-таки и поможет, оценив по достоинству героизм усилий. Другой момент: просьбы типа: «разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь», - тоже срабатывают гораздо лучше, чем толкотня или натужное ожидание, что все само устроится.
Оказание помощи, поддержки, услуги
Если ребенка просят о помощи и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием : «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем кидаться ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»
Благодарность
«Волшебному слову» ребятишек учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает.
Принятие благодарности
Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный, - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности точно так же может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.
Извинение
Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» ( сразу скажем: форма «извиняюсь» неграмотна и неверна). Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Лиза, что я сломал твою игрушку»).
Принятие извинения
Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раааз…»
Отказ
Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо. Умение невозмутимо сказать: «Нет», «Нет, я не пойду с вами …», «Нет, спасибо», «Я не хочу» или «Извините, я не хочу». Сказать, при необходимости повторить и не поддаваться на уговоры. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым, - и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне это не нравится», но вообще, он не обязан этого делать.
Требование
Помните, мы говорили о просьбе? Так вот требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам еще могут отказать и мы воспримем это спокойно, а вот требование должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!»
Слушание
Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль.
Развернутое высказывание
Это умение ребенка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. Не просто: «Мы бежали. Там была лужа. Я упал. Папа ругался», - этого мало. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, а уж если он использует сложноподчиненные предложения и деепричастные обороты – то честь ему и хвала.
Исходя из вышесказанного могу сказать, что нам просто необходимо, как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу с детьми по формированию у них коммуникативных навыков, данная работа не только обогатит опыт детей, но и смягчит и даже полностью устранить сказанные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.
Так вот мы в нашей группе поставили перед собой такие задачи, как
• создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
• обучать умению слушать и слышать другого;
• учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
• развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
• учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
• упражнять детей в словообразовании по аналогии.
В своей работе, при развитии коммуникативных навыков, я опираюсь на следующую учебную литературу:
- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6
- Чеснокова Е. Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9.
- Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5.
- Громова Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение» 1982г.
- Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».
При проведении игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, во время режимных моментов было замечено, что способность детей при общении с другими повысилась. Дети стали более доброжелательны друг к другу. Стали активнее общаться со сверстниками и взрослыми.
Спасибо за внимание!