Пименова Юлия
Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Интонация в словах –это красок море
Ею можно выражать радость, трепет, горе
Без нее слова пусты, знают даже дети
Без нее мы видим все в черно-белом цвете.
(Пименова Юлия Константиновна)
Работу над мелодикой и темпом речи часто называют работой над выразительностью речи. Необходимо уже с первых занятий вырабатывать у детей эмоциональную, выразительную речь, которая требует от них умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса. Детям с ОНР сразу трудно овладеть этим умением во всех речевых ситуациях. Поэтому необходим постепенный путь овладения различным темпом речи.
Публикация «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Устная речь имеет различные средства для передачи мыслей и чувств: это мимика, жесты, интонация, и др. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.
Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Все интонационные компоненты - звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.
Особое значение речь взрослого (педагога) приобретает в процессе обучения детей родному языку, так как дети дошкольного возраста с ОНР усваивает язык по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого для ребенка - образец принятого употребления языковых средств.
Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец-декламатор, а заинтересованный очевидец - вот качество рассказчика, которое импонирует маленьким слушателям. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение о персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.
О. С. Ушакова отмечает, что дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при ОНР.
Эмоциональность, выразительность речи очень часто проявляются у дошкольников с ОНР в игре и в свободном общении (радость, восторг, обида, огорчение, гнев) и угасают, теряются в вынужденной ситуации (например, педагог говорит: «Расскажи сказку выразительно, красиво, передавая характер и настроение героев»). То же происходит при составлении рассказов, связных высказываний или в ходе беседы с взрослыми, когда ребенок замыкается (речь его становится тихой, монотонной, маломодулированной).
Больше возможностей в этом отношении имеет слушание сказок. Это связано с тем, что дети получают образец речи взрослого и подражают его мимике, интонации. Бывает так, что проявление эмоций хорошо получается у младших дошкольников с ОНР ( в случае подражания взрослому: «Вот как рассердился Михайло Иванович!»; «Вот как плачет Аленушка!», в меньшей мере или вообще не выполняется детьми более старшего возраст. Это зависит от индивидуальных психических особенностей ребенка. Наиболее же часто так происходит с детьми, осознающими и очень болезненно переживающми свой дефект, стремящимися его скрыть, завуалировать тихой, монотонной, невыразительной речью.
В каждой группе есть дети с эмоциональной, яркой речью, которые самостоятельно используют основные средства выразительности, экспериментируют, пробуют варианты для достижения лучшего результата, часто помогают своим товарищам произнести ту или иную реплику, показать ситуацию.
Е. А. Борисова выделяет среди дошкольников несколько групп :
1) дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, некомплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;
2) дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу
хорошо знакомых и близких людей; в новой же обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
3) дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой
скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений, закрепляющие их и демонстрирующие в дальнейшем;
4) дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.
Е. А. Борисова отмечает, что формирование выразительной речи дошкольника с ОНР можно осуществлять с помощью чтения сказок. Речь логопеда на этом этапе служит образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развивается ритмоинтонационная выразительность и плавность речи.
Сказки - повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил (С. И. Ожегов).
Сказки - особый вид устной прозы, веками шлифовавшейся и
впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую
организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, олицетворения, фразеологического оборота, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Сказки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
О. И. Соловьева отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами. К тому же, как отмечает Н. А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность». художественной речи - это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.
Используя в своей речи какие-либо выражения из сказок, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Е. И. Тихеева отмечает, что чтение и слушание сказок обогащают интонации детей за счёт присутствия в сказках многозначности слов, которые помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Итак, посредством чтения сказок у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные интонации и темп речи.
Ребенок усваивает родную речь, прежде всего, подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребенком в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы, такие как сказки - ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык в доступном содержании. Оба эти источника - живой разговорный язык и произведения устного народного творчества - тесно переплетаются между собою во влиянии на ребёнка. Но наблюдается одна закономерность: всего сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в ткань живого разговорного языка. В семье обычно так и происходит, поэтому без каких-либо специальных упражнений интонационная выразительность речи ребёнка оказывается хорошо развита. В педагогике принято возлагать надежды на то, что сказки способны образовать, язык.
Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слова. Однако обычная разговорная речь воспитательницы с детьми (рассказ, беседа) должна быть по возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне осуществимо при тщательной работе над своим языком.
В сказке перед ребенком формируются образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, Деда Мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказки дал К. Д. Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса.
Таким образом, анализ психологической, педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Интонационные компоненты выполняют важную роль в общении, поскольку позволяют точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к партнеру. Выделяют следующие интонационные компоненты : просодика, интенсивность произнесения, мелодика речи, ритм речи, темп речи, тембр голоса, логическое ударение.
2. Одним из наиболее распространенных нарушений является общее недоразвитие речи. Р. Е. Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики, которую обозначила термином «общее недоразвитие речи». Р. Е. Левина использовала системный подход к анализу речевых нарушений и условно обозначила три уровня ОНР, для каждого из которых характерны специфические трудности в развитии речи. Для детей, имеющих ОНР (III уровень, характерна в основном развернутая фразовая речь с использованием простых и некоторых распространенных, а также сложных предложений. В устной речи детей выявляются аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление слов.
3. У детей с ОНР отмечаются разные нарушения в развитии компонентов интонации : проблемы голоса, неправильность ударения, быстрый и медленный темп речи, общая невыразительность речи.
Хочу поделиться своими заданиями.
Обязательно для таких занятий использую наглядность. Картинки, игрушки деревянный театр. Мы с ребятами разыгрываем разные сказки.
Высота голоса.
Задание
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
Используя разную высоту голоса.
Инструкция: Прослушать сказку «Волк и семеро козлят» Изобразить как говорит волк с начало и как говорит потом, когда кузнец выковал ему новое горло.
Речевой материал:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворится!
Ваша мать пришла- молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Задание
Чтение сказки «Теремок «используя разную высоту голоса.
Инструкция: Прослушать сказку «Теремок»
Перечислить какие животные стучались в теремок. Постучаться в теремок от лица животныйх. Подобрать высоту голоса для всех персонажей.
Речевой материал:
Чей домок теремок? Кто в тереме живет?
Комар пискун;
Мышка погрызуха;
Люгушка квакушка;
Зайчик;
Лиса;
Волк;
Медведь.
Сила голоса.
Задание
Чтение сказки С. Я. Маршак «Тихая сказка» с изменением силы голосу.
Инструкция: Прочти вслух сказку : начало сказки громко, а затем тише, тише
Речевой материал:
Тихая сказка.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо….
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха то же
И ребенок был у них –
Тоже очень тихий.
Задание
Чтение стихотворения А. Барто «Тихий час» с изменением силы голоса.
Инструкция: Прочитай стихотворение, изменяя силу голоса (первый раз прочитать самой)
Речевой материал:
Тихий час.
Сто ребят
И сто девчат (Очень тихо)
Все лежат
И все молчат
Ты лежишь,
И я лежу…. (Тихо)
Муха села
Мне на палец (Громко)
И спросила:
«Вы проспались?»
Пальцем муху
Я ловлю…. (Громко)
Засыпаю
Сплю (Тихо)
Вдруг все громче голос:
Ой, оса! Летит оса! (Громче)
Вон у Витьки на носу!
Ну ловите же осу!
Все несутся за осой,
Витя прыгает босой, (Громче)
Сто ребят
И сто девчат
Все хохочут и кричат
Настоящий тихий час
Улетела прочь оса,
И замолкли голоса (Тихо)
Сто ребят
И сто девчат
Все лежат
И все молчат (Тише)
Тихо тикают часы.
Это сон насчет осы? (Очень тихо)
Я осу во сне ловлю….
Сплю….
Ударный слог.
Задание
Выделение ударения в словах из сказки К. Чуковский «Айболит»
Инструкция:
Прочитай отрывок из сказки «Айболит». Логопед раздает картинки ( 3 картинки: с 1-м мишкой, 2-ми, 3-ми). Надо определить ударный слог в каждом слове: 1 мишка- первый слог ударный, 2 мишки-второй слог, 3 мишки - третий слог.
Речевой материал:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучек, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Интонационная выразительность
Задание
Умение произносить предложение выразительно.
Инструкция:
Прочти отрывок из сказки «Курочка ряба»
Спокойно не изменяя голоса.
Речевой материал:
Жили-были дет и баба.
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое-золотое.
Задние
Умение произносить предложение выразительно.
Речевой материал:
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прилетел
И коровой замычал:
Му-у-у!
Задание
Умение произносить предложение вопросительно.
Инструкция: Прочти отрывок из сказки «Телефон»
с сомнением, удивлением и вопросом.. Обращая внимание на знак препинания «?»
Речевой материал:
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего.
А много ли прислать?
Задание
Умение произносить с эмоциональной выразительностью.
Инструкция: Прочитать сказку «Лиса и заяц».
Послушай внимательно и ответь на вопросы, с каким чувством говорили: зайка (жалобно плачет, собака (сердито лает, медведь (угрожающи рычит, петух (звонко но грозно кукарекает, лиса (сначала не уверено а потом плаксиво говорит лиса)
А потом прочти с эмоцией стрывок.
Речевой материал:
зайка (жалобно плачет,
-А как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Попросилась она ко мне на ночлег да и выгнала меня
собака (сердито лает,
-Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
медведь (угрожающи рычит,
-Поди, лиса, вон!
петух (звонко но грозно кукарекает,
-Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
-Несу косу на плечи,
-Хочу лису посечи,
Поди, лиса, вон!
лиса (сначала не уверено а потом плаксиво говорит лиса)
-Одеваюсь…
-Шубу надеваю….
Спасибо за внимание!