Лучший педагог года

Формирование коммуникативной стороны речи посредством театрализованной деятельности

марина архипова
Формирование коммуникативной стороны речи посредством театрализованной деятельности

«Формирование коммуникативной стороны речи через театрализованную деятельность»

Речевое общение – одна из главных потребностей человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира.

Речь выполняет многообразные функции в жизни человека. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнёра, так и само сообщение, и используемые языковые средства (Р. О. Якобсон).

Публикация «Формирование коммуникативной стороны речи посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Чтобы реализовать себя как личность, человек должен обладать достаточно высоким уровнем речевой культуры: владеть умениями правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным словарным запасом, уметь правильно строить предложения, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения. Своевременное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и развития её в дальнейшем. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога и в данном аспекте диалог выступает как основная форма общения, в недрах которой зарождается монолог.

Формирование коммуникативной способности включает в себя два этапа – овладение родным языком и умение применять его для целей общения в различных коммуникативных ситуациях, т. е. строить развёрнутый текст и устанавливать интерактивное взаимодействие.

Эмоциональные контакты между людьми, их личностное общение обеспечивается не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего использованием несловесных средств – взглядов, мимики, жестов. Очень важно, когда человек может достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему коммуникативные средства : и речевые, и невербальные. Это значит, что он достиг уровня социализированной речи. В таких случаях говорят: «Понимаю его с полувзгляда…». Об этом С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более в ней выступает говорящий, его лицо, он сам»

Для развития коммуникативных способностей просто необходимо создание условий, в которых ребёнок мог бы наиболее успешно и полно передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность : это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок. В процессе освоения роли, работой над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, а особенно диалог с партнёром ставит маленького актёра перед необходимостью ясно чётко и понятно изъясняться.

Упражнения в процессе театрализованной деятельности на развитие речи, дыхания, голоса совершенствуют речевой аппарат дошкольника, а выполнение игровых упражнений в образах помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений и, как следствие, более полной коммуникативной убедительностью. Удовлетворяя естественную потребность в игре, забаве, веселье в театрализованной деятельности дети создают основу для совместных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, речевого взаимодействия.

Особое место в театрализованных играх принадлежит играм-инсценировкам, играм-драматизациям. Здесь объединяются дети, хорошо знакомые с текстом, представляющие себе сюжет, последовательность игровых действий. Сюжетная основа, знание литературного текста помогают детям установить инерактивное взаимодействие. Как бы создавая банк общих сведений.

Если педагог не боится экспериментирования с текстом и позволяет исполнителям изменять строй реплики, замены слов, то это ведёт к развитию у детей способностей к инициативной фразовой речи

Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, картинок, театральных кукол, через собственные выразительные движения и речь. Если у детей недостаточен игровой опыт, следует начинать с совместных инсценировок, когда взрослый берёт на себя роль рассказчика, предоставляя детям возможность действовать, подсказывая текст. Детям нравится многократно возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюмов, декорации, игрушки. Это способствует лучшему запоминанию текста. Игровой момент создаёт естественную мотивацию для запоминания текста без учебной установки на пересказ. Игры-инсценировки готовят основу для драматизаций, в которых дети принимают на себя определённую роль и вынуждены координировать игровые действия с партнёрами.

Следует отметить, что наибольшую ценность представляет для развития коммуникативных способностей игра-импровизация по мотивам сказок или простых, знакомых детям произведений. А так же собственные сочинения детей и педагога. Именно в ней дети проявляют речевую самостоятельность в большей мере. Здесь дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги.

Для развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность из многообразия средств выразительности «Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует по возрастам следующие:

- 2 младшая группа – формирование простейших образно-выразительных средств (имитация характерных движений и звуков животных, людей разного возраста, характера)

- Средняя группа – Обучение элементам образных выразительных средств в интонации, мимике, пантомиме.

- Старшая группа – совершенствование образных исполнительских навыков.

- Подготовительная группа – развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Таким образом, следуя рекомендованной последовательности использования и развития средств выразительности речи, соблюдая принципы гуманности, систематизации знаний и умений от простого к сложному, учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, импровизационности, педагог через театрализованную деятельность добивается необходимого развития коммуникативной стороны речи дошкольника.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельностиВоспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельностиВзаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности Чтобы привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в нашей группе мы используем разнообразные.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной стороны речи посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 15:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД