Папки-передвижки

Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников

Ольга Деева
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П. Ф. Лесгафт, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, и др.)

Публикация «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности.

Организация любой деятельности, в том числе коммуникативной, требует от дошкольников определённых умений. Умение – это «способность выполнять какое-либо действие по определённым правилам (при этом действие ещё не достигло автоматизированности)».

Следует отметить, что понятие «коммуникативные умения» часто сливается или синонимизируется с понятием «коммуникативные навыки», что некорректно с точки зрения вложенного в них смысла. Известно, что навык – это «действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием по элементарной сознательной регуляции и контроля», другими словами, навык – это умение, доведённое до автоматизма. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации. Далее, при активном желании человека вступать и поддерживать контакты с окружающими, коммуникативные умения и навыки трансформируются в коммуникативную способность.

Коммуникативные способности – «индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

Существуют разные методы, применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто учить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных. Уметь спокойно реагировать на замечания взрослых и товарищей.

Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательность окружающих, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия. Разбалансированность чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, что отражается в отклонении в развитии, нарушении социальных контактов.

Наблюдения показывают, что в игре и повседневной деятельности дети часто неадекватно выражают свои эмоции, что является существенным барьером в установлении доброжелательных отношений.

«Обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Детям трудно не только мимическими средствами радость, счастье, страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не развивается: ее надо формировать. Также необходимо развивать умение адаптироваться к различным условиям общения, умение сдерживать или ограничивать импульсивные реакции.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, эмпатии. Межличностные отношения со сверстником являются существенным фактором, влияющим на общение, выразительность речи, эмоциональное состояние детей.

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику, жесты для наиболее эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей, и учет их в ходе общения. Воспитание нового человека, уровень развития, сознания которого соответствует современным требованиям, одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием отраженное в Законе РФ, «Об образовании» (1994).

Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми.

Именно положительные взаимоотношения дошкольников, являются важнейшим условием его полноценного нравственного развития.

В дошкольном возрасте ребёнок учится соотносить свои поступки с требованиями взрослого. Всё это предпосылки создают базу для активного формирования представлений и понятий, а так же нравственных чувств.

Первую школу человеческого общения ребёнок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный отношений с близкими людьми.

Однако, для полноценной социализации личности, растущему человеку необходимы сверстники, с которыми он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество одно из необходимых условий всестороннего развития ребёнка. С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.

Актуальность и значимость ведения работы по развитию коммуникативных действий заключается в усилении психологической связи между детьми. Это позволит создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми, облегчая тем самым процесс совместного общения.

Дружеские взаимоотношения необходимы как при избирательном общении одного ребенка с другим, так и для отношений между всеми детьми в группе. Они имеют важнейшее значение для складывания детского коллектива и социального развития старших дошкольников.

Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно в дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению на равных. А это самое главное в жизни любого человека.

При наличии дружеских взаимоотношений у детей возникает чувство "единой семьи", устанавливаются доброжелательные, дружелюбные отношения, появляется стремление к участию в общих играх и разнообразной деятельности.

Ведущая педагогическая идея

Целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с педагогами старших групп подтверждает правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.

Длительность работы

Работа над опытом «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников» началась с 2016 года и продолжается на данный момент.

Адресность опыта

Представленный опыт рекомендован педагогам-психологам, но может быть интересен и полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Область применения опыта

Применение педагогического опыта возможно для детей старшего дошкольного возраста. Актуальность и значимость ведения работы по развитию коммуникативных навыков заключается в усилении психологической связи между детьми. Это позволит создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми, облегчая тем самым процесс совместного общения.

Технология опыта

Предлагаемый опыт направлен на развитие познавательной и эмоциональной сферы.

При составлении данной работы учитывалось то, что анализ ситуации в группе показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Цель: развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе.

Задачи:

-Способствовать овладению дошкольниками средствами общения и способами взаимодействия;

- Расширять круг общения детей в условиях ДОУ;

- Воспитывать у дошкольников внимательное отношение к своим сверстникам, младшим дошкольникам и к близким людям;

- Учить детей управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдая элементарные общепринятые нормы и правила;

- Развивать умение высказывать свою точку зрения и гибко изменять стиль общения в зависимости от ситуации;

- Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Опыт (проект) состоит из III этапов.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

- Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

- Подготовить информационную копилку (консультации, анкеты) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.

2 этап – основной

- Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.

- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения

- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей.

- Разработка примерных конспектов коррекционно-развивающих занятий.

- Активизация родителей для проведения игровых вечеров (в домашних условиях).

- Проведение индивидуальных консультаций для родителей (по запросу).

3 этап – обобщающий

- Подведение итогов работы с детьми.

- Изготовление фотоальбома «Будем крепко мы дружить»

Формы работы с детьми: фронтальные занятия.

Все занятия, направленные на формирование коммуникативных навыков должны проводиться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции».

Методы и техники, используемые в проекте:

- Коррекционно-развивающие занятия.

- Беседа.

- Коммуникативные игры и упражнения.

- Подвижные игры.

Основной составляющей в формировании коммуникативных навыков у детей является работа с родителями. Постоянно общаясь с родителями, рассказывая им о своих задачах и проблемах, а так же показывая им свою работу (на родительских собраниях, «Дне открытых дверей», я привлекаю их в свои союзники и рекомендую им продолжать начатую работу в домашних условиях и после выпуска детей из детского сада.

Также ведётся работа с воспитателями старших и подготовительных групп. Для них я провожу индивидуальные беседы, консультации (по запросу). Ведь воспитатели являются главными помощниками на занятиях. Для закрепления материала в совместной деятельности они проводят аналогичные упражнения и игры.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Педагога-психолога дошкольной организации на 2019 – 2024 гг. Актуальность.

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.

Игровой тренинг «Волшебное путешествие» для развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников В тренинге может участвовать группа детей 5 – 7 летнего возраста (не более 10 чел., как мальчиков, так и девочек) желательно одного возраста,.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста 3 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Формирование коммуникативных.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного Возраста. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать формированию разнообразных.

Мастер-класс «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников. В ходе работы предполагается решить следующие.

Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Целенаправленное.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 1» поселка Палатка Юбилейная ул., д. 16а, п. Палатка, Хасынский.

Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством двигательной деятельности Дошкольный возраст - начало взаимоотношений с другими людьми, а ведь общению ребёнок может научиться, только взаимодействуя: сначала со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2019 в 15:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД