Людмила Краснова
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему:
«Формирование культурно-
гигиенических навыков и
навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Проект разработала:
Воспитатель Краснова Людмила Алексан-дровна
Астрахань 2022-2023-уч. г
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм
ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внеш-ней
среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – бла-гоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей акту-альности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно
воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти го-ды дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом ме-сте.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и
самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, я заметила, что у
большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют
элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены : дети не умеют
самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать
особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу, начинается работа с родителями. Выяснилось, что 60% родите-лей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у де-тей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ре-бенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он мо-жет справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.
Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности были организованы ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых родителям объяснили, что семья — первое общество, где форми-руется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема воспитания культурно-гигиенических навыков стоит достаточно остро. Именно поэтому, я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно- гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию началь-ных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укрепле-нию здоровья детей, физического, так и психического.
Цель проекта:
Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи проекта:
1 Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
2 Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение пра-вильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
3 Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не
разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
4 Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоро-вье
начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это нераздели-мые
понятия;
5 Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в
повседневной жизни;
6 Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков лич-ной
гигиены дома.
7 Обогатить предметно-развивающую среду группы.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предполагаемый результат проекта для детей :
• Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самооб-служивания детьми младшего дошкольного возраста;
• Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной
последовательности;
• Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (за-мечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых);
• Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, сал-феткой, расческой);
• Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб,
пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом;
• Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо
вытираются после умывания;
• Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают эле-ментарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
Получение консультаций по вопросам формирования культурно-
гигиенических навыков.
Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
СИСТЕМА РАБОТЫ
Паспорт проекта: долгосрочный, игровой
Сроки реализации проекта: сентябрь 2022- май 2023г.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следу-ющие образовательных технологий:
•здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры;
динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
•личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения,
образно-ролевые игры)
•социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания
проблемных ситуаций)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных мо-ментов);
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Организационный
• Определение уровня знаний в области культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы;
• составление плана работы; разработка содержания проекта, изуче-ние литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Основной:
Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом;
анкетирование родителей;
презентация проекта.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – организационный
Деятельность педагога
Деятельность детей
Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, ил-люстрации. Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Выполняют поручения.
2 этап – основной
Вводит в игровую ситуацию фор-мулирует проблему:
Организует игры, беседы.
Читает художественную литерату-ру.
Оказывает помощь детям при реа-лизации замыслов.
Привлекает родителей.
Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материа-лы для игры, экспериментирова-ния, книги для замыслов.
Повторяют за педагогом действия, слова
знакомых стихотворений.
3 этап - заключительный
Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.
Рассказывают короткие стихотво-рения и потешки об умывании, со-провождая действия текстом, отве-чают на вопросы.
Узнают процессы умывания, оде-вания на
картинках, правильно называют эти
процессы, переживают положи-тельные
чувства в связи с выполнением
гигиенических процедур. Оказы-вают помощь друг другу, прояв-ляют самостоятельность, пережи-вают положительные чувства в свя-зи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу,
проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормле-нии. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно
– отобразительные игры.
Для реализации проекта были разработаны и проводились:
1. Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ре-бёнка быть аккуратным»
2. Блок познавательных занятий «Одежда»
3. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словес-ных игр по данной теме.
4. Блок познавательных занятий «Обувь»
5. Оформление уголка (туалетной комнаты)
6. Наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»
7. Художественное слово, детский фольклор в свободное время от за-нятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.
8. Наглядная информация для родителей на тему: «Как ухаживать за
молочными зубами»
9. Дидактические упражнения : «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».(приложение 2)
10. Оформление дежурного уголка.
11. Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
12. Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки».
13. Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»
14. Чтение художественной литературы: «Мойдодыр»
15. Игровые ситуации: «Купание куклы», «Накормим куклу»
16. Игровая ситуация «Обед для кукол».
17. Занятие: «Наш зайчонок заболел».
18. Разработано и проведено родительское собрание.
Анализ результатов
В нашем интернате при поступлении ребенка и в начале и конце учебного года проводится диагностическая оценка функциональной независимости каждого ребенка по 10 параметрам в число которых входят:
• А-сформированность навыков еды (умение пользоваться посудой, столовыми приборами, аккуратность, зависимость)
• Б- уход за внешним видом (уход за полостью рта, причесывание, мытье и вытирание рук и лица).
• В- мытье тела (от шеи и до стоп под душем или в ванной с помо-щью губки).
• Г- одевание верхней половины туловища.
• Д- одевание нижней половины туловища.
• Е- контроль за функцией мочевого пузыря.
• Ж- контроль за актом дефекации.
• З – перемещение в комнате.
• И – перемещение в туалете (все действия, выполняемые ребенком, чтобы сесть на унитаз и встать с него).
• К – навыки опрятности (умение замечать непорядок в одежде и устранять его.
Оценивание производилось по 5-ти балльной системе.
В ходе эксперимента в начале года была проведена оценка функциональ-ной независимости детей по 10 параметрам, в результате которых все де-ти, участвующие в эксперименте были разделены на 3 группы:
1 гр. – наиболее зависимые (от10 до 20 баллов);
2 гр. – со средней зависимостью (от 21 до 30 баллов);
3 гр. – наименее зависимые (от 31 до 40баллов).
В конце вновь была проведена диагностика. Данные проанализированы и на их основе построены графики.
График 1
В группе с наибольшей зависимостью было включено 5 чело-век. Это дети маленькие по возрасту 3 – 3,5 года. Эти дети очень сильно зависимы от посторонней помощи. Но при анализе графика заметны по-ложительные изменения практически по всем параметрам, особенно в разделах связанных с приучением к горшку, одеванием.
В основном, это дети посещающие группу первый год. Родители этих детей проявляют сильную опеку. Им проще самим накормить и одеть малыша, чем дожидаться самостоятельного действия от него. Отсюда такие низкие оценки. Это связано и с медленной адаптацией детей к условиям группы. Но динамика есть и при систематической, целенаправленной по-мощи родителям и детям она будет достаточно высокой. А в целом у детей этой группы повысилось умение выполнять простейшие инструкции, они стали более независимы в двигательном плане, осваивают процессы одева-ния.
Линии на графике не совпадают ни в одной точке т. е. динамика есть по всем параметрам.
Оценки в этой группе колеблются в пределах от 1 до 2,8 баллов, поэтому и график расположен в нижней части координатной плоскости.
График 2
В группу детей со средней зависимостью включены 4 человека.
Практически все дети этой группы дали хорошую динамику и по-высили оценки почти по всем параметрам. В результате две девочки по оценкам на конец года перешли в группу детей с минимальной зависи-мостью. Они практически самостоятельно стали одеваться, передви-гаться по группе, научились есть не только ложкой, но и вилкой, поль-зоваться туалетом, прекрасно общаются с детьми и взрослыми.
Остальные дети повысили свои оценки по 3-5 параметрам.
Оценки в этой группе находятся в основном в пределах от 2,1 до 3,9 баллов, поэтому график расположен в средней части координатной плос-кости. График конца года нигде не соприкасается с графиком начала года, следовательно, показатели повысились по всем параметрам.
График 3
Третий график отражает функциональную независимость детей, ко-торые наиболее независимы от окружающих.
В эту группу входит всего четыре дошкольника : Они несколько лет посещают детский сад и планомерная работа над их самостоятельностью со стороны воспитателей и родителей дали свои результаты. Самые низкие оценки наблюдаются по параметру «мытье тела» Это связяно со сложно-стью его самостоятельного выполнения для детей дошкольного возраста. А вообще у этих детей прослеживается совершенствование в самостоя-тельности практически по всем параметрам. Специалисты и воспитатели отмечают, что у детей значительно повысился и познавательный интерес, и мотивация к занятиям, расширился словарь.
В целом оценки у детей этой группы высоки и стабильны, вы-ше 2,9 баллов, поэтому график расположен в верхней части координатной плоскости.
Проанализировав данные полученные в ходе проекта по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, с уверенностью можно сказать, что наша работа дает стабильную положи-тельную динамику. Дети, придя в группу, не имели навыков по самооб-служиванию (практически у 100% детей не было сформировано до конца ни одно умение по самообслуживанию). На протяжении всего учебного года велась большая работа по формированию навыков умывания, одева-ния, приёма пищи, культурно-гигиенических навыков. К концу года уже были заметны результаты: 6 детей (56,2%) уже могли обслуживать себя самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
Следовательно, постепенное приучение детей к самостоятельности в про-цессе самообслуживания выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрос-лым, который объясняет сущность процесса, привлекая самые разные ме-тоды. Потом ребенок начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.
В результате проведенной работы можно сделать следующие вы-воды:
1. Сформировать навыки самообслуживания можно лишь в резуль-тате четкой организации воспитательной работы, наблюдений и контроля за действиями детей в группе, соблюдая твердо установленный режим дня, при единстве требований педагога, няни и семьи;
2. Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошколь-ного возраста требует кропотливый и систематической работы;
3. Так как младший дошкольный возраст наиболее сенситивный период для развития самостоятельности, то подражание облегчает фор-мирование этого качества;
4. Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они раз-вивают у малыша способность к усилию, которое в будущем будет необ-ходимым условием трудового воспитания ребенка. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сде-лать сам.