Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения

Марина Кузнецова
Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения

«Формирование нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения»

«Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца», писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, оно вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее окружение ребёнка, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В толковом словаре В. И. Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник". Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине и включает наличие целого спектра чувств:

1. чувство привязанности к семье, родному дому, улице, городу, стране;

2. чувство трепетного отношения к родной природе и всему живому;

3. чувство сопричастности к русским истокам, традициям и промыслам;

4. чувство гордости и уважения к символам государства: гербу, флагу, гимну, столице Родины –Москве;

5. чувство уважения к труду человека, ответственности за достижения своей страны;

6. чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

В современных исследованиях патриотическое воспитание, основу которого составляет привитие любви к Родине, понимается как поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах: формирование мотива к действию; целеполагание; поиск смысла происходящих изменений; проживание новых представлений в продуктивной деятельности; освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности; свободная деятельность детей; рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства,

пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Изучение малой родины играет основопологающее значение. Малая родина – родной край - это не только географический объект. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить воспитанниками идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности у дошкольников.

Система патриотического воспитания в МБДОУ д/с №9 охватывает все уровни воспитательно-образовательного процесса, реализуется в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятии художественной литературы и фольклора, изобразительной, музыкальной, двигательной, с учетом направлений педагогической работы:

- совместная образовательная деятельность,

- создание развивающей предметно-пространственной среды,

- взаимодействие с родителями;

-взаимодействие с социумом.

При этом педагогами детского сада выделены целевые ориентиры, которые помогают достичь желаемого результата:

1. Формирование знаний и представлений

- знакомство детей с городом Белгородом, Новым Осколом, их географическим положением;

- создание представлений о главных вехах в истории города;

- расширение знаний о народной культуре, семье, тех, кто живет рядом с нами;

-раскрытие значения сохранения истории и культуры края.

2. Формирование нравственно-этических форм:

- воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;

- восприятие красоты природы родного края;

- развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;

- соблюдение правил поведения.

3. Формирование учебных умений:

дети должны:

- умение ориентироваться в своем городе;

- умение работать с краеведческим материалом (собирать название предметов, их назначение, материал из которого они сделаны;

- умение описывать памятники истории и культуры родного края, города;

- умение высказывать какие характерные для региона существуют представители флоры и фауны;

- умение вести грамотный рассказ по теме «Мой родной город».

Для достижения определенных целевых ориентиров познавательный материал распределяется с учетом времен года, исторических событий, православного календаря, народно-обрядовых праздников.

Построение образовательной деятельности, организация культурных практик по формированию патриотических чувств у дошкольников на основе краеведения осуществляется в условиях объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, обеспечения вариативности и разнообразия содержания изучаемого материала, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Для того, чтобы процесс познания проходил наиболее эффективно, планирование разделяется по блокам, циклично, т. е. так, чтобы постепенно сначала обзорно, а затем и более глубоко прорабатывая каждый вопрос, давать детям разнообразные исторические, географические, этнографические, искусствоведческие, социологические сведения. Что позволяет систематизировать работу, наиболее доступно ввести детей в курс краеведческого материала по принципу от простого к сложному, который конкретизируется в этапах формирования патриотических чувств дошкольников:

1 этап – воспитание любви к родителям, к родному дому, к детскому саду;

2 этап – воспитание любви к родному городу и ко всей стране.

Принципиальное значение в формировании нравственно- патриотических чувств у дошкольников имеет положение о единстве когнитивного и эмоционального компонентов в воспитании чувств. При этом важное значение имеет создание условий психологического комфорта и тесного контакта с воспитанниками, поэтому работа строится в небольших группах, что является одним из методов индивидуализации обучения или в совместной деятельности со взрослым – это обеспечивает интимность обстановки. Данный подход побуждает воспитанников к откровенности при выяснении интересующих их вопросов.

Большое значение в формировании нравственно- патриотических чувств у дошкольников имеет создание развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; учитывать возрастные особенностей детей, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Проектирование культурно – образовательной среды базируется на возможности организации различных видов детской деятельности:

-познавательно-исследовательской;

- коммуникативной;

- художественно – творческой;

-игровой;

- восприятие художественной литературы и фольклора.

Центральным звеном в развивающей среде по ознакомлению с родным краем является центр краеведения. Где подбирается материал о городе Новом Осколе и о Белгородской области. Материал включает сведения об историческом прошлом, о современном культурном облике, содержит фотографии, макеты, альбомы и специальную литературу (художественную, справочно-информационную, детскую). Широко представляется материал о Белгородчине: отображены те города и районы, в которых развиваются промыслы. Кроме этого, отмечаются районы, где развивались специфические виды промышленного производства, обусловленные особенностями природного ландшафта. Так же осуществляется знакомство детей с населёнными пунктами, связанными с именами знаменитых людей. В центре краеведения размещены схемы-модели, символы для ознакомления с этими городами, карты, аудированные материалы. Элементами предметной сферы являются дидактические игры по ознакомлению с родным краем: «Лабиринты» (на каждого ребёнка, лото «Животные нашего края», «Герб района».

Качественный анализ изменений в отношении дошкольников к своей малой Родине, к своим близким проявляется в первую очередь в сближении дошкольников с собственной семьей, с родителями, которые предстают перед детьми как представители русского народа, труженики, герои. Этому способствуют систематическая целенаправленная работа по «проживанию» традиций народа детей вместе с их родителями. Совместные праздники и творческие работы позволяют углубить существовавшие связи привязанности и расширить смысловое поле восприятия родителей как россиян, представителей русского народа. Интерес к прошлому и настоящему семьи, родного города переросли в интерес к прошлому и настоящему России, что проявляется в заинтересованности детей, увеличении и конкретизации вопросов дошкольников относительно истории России, повысился и уровень знаний дошкольников. Более полным стало представление дошкольников о народном творчестве, народных традициях, что отразилось как в проявлении любознательности детей в отношении народных традиций, так и в продуктивной деятельности дошкольников. Заметны изменения и во взаимоотношениях детей со своими товарищами, более бережном отношении друг к другу. Эти изменения отметили как воспитатели, работающие в группе, так и родители.

Психолого-педагогические условия формированиянравственно - патриотических чувств у старших дошкольников составили проблему работы над опытом. Теоретико-экспериментальная работа по изучению особенностей формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников, проверке психолого-педагогических условий их формирования показала актуальность данной проблемы, как в теоретическом, так и в практическом плане. Анализируя итоги работы по воспитанию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств средствами краеведения можно констатировать, что задачи, поставленные нами в соответствии с целью и задачами опыта решены.

В ходе начального (констатирующего) этапа определены содержание и цели патриотического воспитания в детском саду; определены критерии и уровни сформированности нравственно- патриотических чувств в дошкольном возрасте.

Результатом такой работы по формированию патриотических чувств будет доброе отношение наших детей к близким людям, сверстникам, их стремление оказать посильную помощь, сделав красивее окружающий мир.

В условиях ознакомления дошкольников с краеведческим материалом при практической реализации принципов активности личности, единства когнитивного и эмоционального компонентов познания, обеспечении логики развития краеведческого материала в соответствие с принципом «познаю большое через малое», ориентации на пример близких родственников как носителей народной культуры, тружеников и граждан России; использовании метода «погружения» в фольклорную среду Белгородчины были получены статистически значимые положительные сдвиги в уровне сформированности нравственно- патриотических чувств дошкольников.

Список литературы:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. –Москва: ЦГЛ, 2005г. —256 с.

2. «Белгородоведение» Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций /Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, и др. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам

русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. -2-е издание, перераб. и доп. -СПб.: Детство-Пресс, 1999.

4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 197.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения Практические достижения профессиональной деятельности Елфимовой Елены Ивановны, воспитателя подготовительной группы в МБДОУ «Детский сад.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с.

Формирование нравственно-патриотических чувств в формате регионального компонента Патриотизм- это не доблесть, и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через любовь к родному городу .

Мини — отчет Воспитание нравственно — патриотических чувств у детей на примере народного фольклора. Воспитание патриотических чувств у детей в дошкольном возрасте – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем» Вид проекта: информационно-игровой. Название проекта: «Формирование нравственно-патриотических у дошкольников через ознакомление с родным.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Филина М. В. МОУ «Детский сад № 219 Общеразвивающего вида г. Омска» Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного.

Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» 1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире. «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Занятие с презентацией в средней группе «День Победы» .

Взаимодействие родителей дошкольников и ДОУ в формировании нравственно-патриотических чувств у детей. Консультация для воспитателей. «Взаимодействие родителей дошкольников и ДОУ в формировании нравственно-патриотических чувств у детей»..

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения
Опубликовано: 2 октября 2016 в 16:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Макет дорожного движения
Актуальность: Детский дорожно - транспортный травматизм является одной из самых важных проблем современного общества. Знание и соблюдение правил дорожного...
Ковробук «Кто в книжке живет?»
Наглядно-дидактическое игровое пособие ковробук "Кто в книжке живет? " - это продукт интеграции технологий "Сказочные лабиринты игры" Воскобовича В. В. и...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Осенние приметы» во...
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Осенние приметы». Цели: формирование представления о признаках осени, изменениях в природе,...