Марина Кузнецова
Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения»
«Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца», писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, оно вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее окружение ребёнка, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами краеведения» размещена в разделах
В толковом словаре В. И. Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник". Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине и включает наличие целого спектра чувств :
1. чувство привязанности к семье, родному дому, улице, городу, стране;
2. чувство трепетного отношения к родной природе и всему живому;
3. чувство сопричастности к русским истокам, традициям и промыслам;
4. чувство гордости и уважения к символам государства: гербу, флагу, гимну, столице Родины –Москве;
5. чувство уважения к труду человека, ответственности за достижения своей страны;
6. чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
В современных исследованиях патриотическое воспитание, основу которого составляет привитие любви к Родине, понимается как поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах: формирование мотива к действию; целеполагание; поиск смысла происходящих изменений; проживание новых представлений в продуктивной деятельности; освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности; свободная деятельность детей; рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства,
пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Изучение малой родины играет основопологающее значение. Малая родина – родной край - это не только географический объект. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить воспитанниками идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности у дошкольников.
Система патриотического воспитания в МБДОУ д/с №9 охватывает все уровни воспитательно-образовательного процесса, реализуется в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятии художественной литературы и фольклора, изобразительной, музыкальной, двигательной, с учетом направлений педагогической работы:
- совместная образовательная деятельность,
- создание развивающей предметно-пространственной среды,
- взаимодействие с родителями;
-взаимодействие с социумом.
При этом педагогами детского сада выделены целевые ориентиры, которые помогают достичь желаемого результата:
1. Формирование знаний и представлений
- знакомство детей с городом Белгородом, Новым Осколом, их географическим положением;
- создание представлений о главных вехах в истории города;
- расширение знаний о народной культуре, семье, тех, кто живет рядом с нами;
-раскрытие значения сохранения истории и культуры края.
2. Формирование нравственно-этических форм :
- воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;
- восприятие красоты природы родного края;
- развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;
- соблюдение правил поведения.
3. Формирование учебных умений :
дети должны:
- умение ориентироваться в своем городе;
- умение работать с краеведческим материалом (собирать название предметов, их назначение, материал из которого они сделаны;
- умение описывать памятники истории и культуры родного края, города;
- умение высказывать какие характерные для региона существуют представители флоры и фауны;
- умение вести грамотный рассказ по теме «Мой родной город».
Для достижения определенных целевых ориентиров познавательный материал распределяется с учетом времен года, исторических событий, православного календаря, народно-обрядовых праздников.
Построение образовательной деятельности, организация культурных практик по формированию патриотических чувств у дошкольников на основе краеведения осуществляется в условиях объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, обеспечения вариативности и разнообразия содержания изучаемого материала, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Для того, чтобы процесс познания проходил наиболее эффективно, планирование разделяется по блокам, циклично, т. е. так, чтобы постепенно сначала обзорно, а затем и более глубоко прорабатывая каждый вопрос, давать детям разнообразные исторические, географические, этнографические, искусствоведческие, социологические сведения. Что позволяет систематизировать работу, наиболее доступно ввести детей в курс краеведческого материала по принципу от простого к сложному, который конкретизируется в этапах формирования патриотических чувств дошкольников :
1 этап – воспитание любви к родителям, к родному дому, к детскому саду;
2 этап – воспитание любви к родному городу и ко всей стране.
Принципиальное значение в формировании нравственно- патриотических чувств у дошкольников имеет положение о единстве когнитивного и эмоционального компонентов в воспитании чувств. При этом важное значение имеет создание условий психологического комфорта и тесного контакта с воспитанниками, поэтому работа строится в небольших группах, что является одним из методов индивидуализации обучения или в совместной деятельности со взрослым – это обеспечивает интимность обстановки. Данный подход побуждает воспитанников к откровенности при выяснении интересующих их вопросов.
Большое значение в формировании нравственно- патриотических чувств у дошкольников имеет создание развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; учитывать возрастные особенностей детей, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Проектирование культурно – образовательной среды базируется на возможности организации различных видов детской деятельности:
-познавательно-исследовательской;
- коммуникативной;
- художественно – творческой;
-игровой;
- восприятие художественной литературы и фольклора.
Центральным звеном в развивающей среде по ознакомлению с родным краем является центр краеведения. Где подбирается материал о городе Новом Осколе и о Белгородской области. Материал включает сведения об историческом прошлом, о современном культурном облике, содержит фотографии, макеты, альбомы и специальную литературу (художественную, справочно-информационную, детскую). Широко представляется материал о Белгородчине: отображены те города и районы, в которых развиваются промыслы. Кроме этого, отмечаются районы, где развивались специфические виды промышленного производства, обусловленные особенностями природного ландшафта. Так же осуществляется знакомство детей с населёнными пунктами, связанными с именами знаменитых людей. В центре краеведения размещены схемы-модели, символы для ознакомления с этими городами, карты, аудированные материалы. Элементами предметной сферы являются дидактические игры по ознакомлению с родным краем : «Лабиринты» (на каждого ребёнка, лото «Животные нашего края», «Герб района».
Качественный анализ изменений в отношении дошкольников к своей малой Родине, к своим близким проявляется в первую очередь в сближении дошкольников с собственной семьей, с родителями, которые предстают перед детьми как представители русского народа, труженики, герои. Этому способствуют систематическая целенаправленная работа по «проживанию» традиций народа детей вместе с их родителями. Совместные праздники и творческие работы позволяют углубить существовавшие связи привязанности и расширить смысловое поле восприятия родителей как россиян, представителей русского народа. Интерес к прошлому и настоящему семьи, родного города переросли в интерес к прошлому и настоящему России, что проявляется в заинтересованности детей, увеличении и конкретизации вопросов дошкольников относительно истории России, повысился и уровень знаний дошкольников. Более полным стало представление дошкольников о народном творчестве, народных традициях, что отразилось как в проявлении любознательности детей в отношении народных традиций, так и в продуктивной деятельности дошкольников. Заметны изменения и во взаимоотношениях детей со своими товарищами, более бережном отношении друг к другу. Эти изменения отметили как воспитатели, работающие в группе, так и родители.
Психолого-педагогические условия формированиянравственно - патриотических чувств у старших дошкольников составили проблему работы над опытом. Теоретико-экспериментальная работа по изучению особенностей формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников, проверке психолого-педагогических условий их формирования показала актуальность данной проблемы, как в теоретическом, так и в практическом плане. Анализируя итоги работы по воспитанию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств средствами краеведения можно констатировать, что задачи, поставленные нами в соответствии с целью и задачами опыта решены.
В ходе начального (констатирующего) этапа определены содержание и цели патриотического воспитания в детском саду; определены критерии и уровни сформированности нравственно- патриотических чувств в дошкольном возрасте.
Результатом такой работы по формированию патриотических чувств будет доброе отношение наших детей к близким людям, сверстникам, их стремление оказать посильную помощь, сделав красивее окружающий мир.
В условиях ознакомления дошкольников с краеведческим материалом при практической реализации принципов активности личности, единства когнитивного и эмоционального компонентов познания, обеспечении логики развития краеведческого материала в соответствие с принципом «познаю большое через малое», ориентации на пример близких родственников как носителей народной культуры, тружеников и граждан России; использовании метода «погружения» в фольклорную среду Белгородчины были получены статистически значимые положительные сдвиги в уровне сформированности нравственно- патриотических чувств дошкольников.
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Москва: ЦГЛ, 2005г. —256 с.
2. «Белгородоведение» Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций /Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, и др. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. -2-е издание, перераб. и доп. -СПб. : Детство-Пресс, 1999.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 197.