Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

Сергеева Татьяна Викторовна
Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.

«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может любить Родину,

стать подлинным ее патриотом»

С. В. Михалков.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Целью моей работы является: формирование у детей патриотических чувств посредством приобщения к истокам казацкой культуры.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к казацкому народу, его обычаям, традициям.

• Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

• Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего села, края, страны, гуманному отношению ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация данного опыта предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам; любовь и бережное отношение к природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2013 по 2016 гг. Работа над опытом проходила поэтапно:

1 этап (2013-2014) – аналитико – диагностический. Изучалась и анализировалась педагогическая литература, проводилось диагностическое обследование, педагогическое наблюдение, анкетирование.

2 этап (2014-2015) – практический. Проводилась разработка занятий, экскурсий, индивидуальной работы с детьми по воспитанию патриотических чувств через ознакомление с родным краем, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап (2015-2016) аналитико -обобщающий.

Посвятила систематизации и обобщению результатов работы, анализу данных, полученные в результате работы, формированию общих выводов, обобщению опыта.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается Федеральный государственный образовательный стандарт, где представлены обязательные требования к дошкольному образованию. Одной из основных задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей. Проблема патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ведь современные дети мало знают о своем родном селе, народных традициях казачества. Наша задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своей малой родине, стране, воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения.

План углубленной работы

По теме: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

На 2013 – 2014 у. г.

Срок

проведения Содержание, деятельность Предполагаемые результаты

1 этап – организационно-подготовительный

Цель: мотивация, целепологание.

Авгут-

Сентябрь

2013 Подбор и изучение

нормативных документов; Составление опыта.

Октябрь 2013 чтение методической, педагогической и предметной литературы; Составление опыта

Ноябрь 2013 обзор в интернете информации по образовательным областям; Составление опыта

Декабрь 2013 проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; Составление опыта

январь 2013 изучение и внедрение новых технологий; Составление опыта

Февраль 2013 Составление перспективного плана Составление опыта

2 этап – Практическая системность.

Цель: знакомства детей с ближайшем окружением.

Март 2013 работа с детьми в патреотическом кружке;

Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей Закрепление знаний о членах семьи, значение имен детей

Апрель 2013 Знакомство детей с детским садом и его сотрудниками Знакомство детей с сотрудниками детского сада

Май 2013 Ознакомление детей с родным селом. Знакомство детей названием села, близлежащими улицами.

3 этап – аналитический, контрольно- коррекционный.

Цель: рефлексия и коррекция деятельности (июнь 2013-август 2013)

Июнь2013 Диагностика детей по реализации поставленных задач. Выявление проблем.

Разработка плана на второй год работы.

План углубленной работы

По теме: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

На 2014 – 2015 у. г.

Срок

проведения Содержание, деятельность Предполагаемые результаты

1 этап – организационно-подготовительный

Цель: мотивация, целепологание.

Авгут-

Сентябрь

2014 Диагностика умений детей Определение уровней знаний у детей

Сформированы цель, задачи, план действий.

Сентябрь 2014 Подбор иллюстраций, книг, дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Октябрь 2014 История возникновения села Александровского

Беседы о дне рождении села.

Рисование на тему: «Наше село».

Проект «День рождение села»

Знание о родном селе.

Ноябрь 2014 Архитектура села

Рассмотрение открыток, фотографий, архитектуры прошлого и настоящего.

Рисование на тему: «Дома на нашей улице»

Д/И «Кому что нужно для работы» Знания об архитектуре села.

Декабрь 2014 Беседа на тему: «Родное село и его достопримечательности».

Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсоводы».

Чтение стихов Л. Шубной

Знакомство с легендой «Каменные сараи» Знание достопримечательностей села

Январь 2014 Знаменитые люди села.

Д\И «Узнай и назови знаменитых людей».

Рисование на тему «Каменные сараи»

Знакомство со знаменитыми людьми села.

Февраль 2014 Рассматривание исторических иллюстраций о селе.

Символика села.

Знакомство с картой Ставропольского края.

Знакомство с главным городом Ставрополем. Знакомство с символикой села.

Знакомство с картой и городом Ставрополем.

Март 2014 Ставропольские ремесла.

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» подборка тематической папки.

«Зоопарк» каменных чудовищ.

Беседа «Казачество на Ставрополье.» Знакомство с ремеслами.

Знакомство с легендами села.

Апрель 2014 Экскурсия в музей села.

История заселения территории нынешнего села.

Знакомство с И. В. Кашпуровыми его произведениями о селе.

Знакомство с легендой о горе лягушинке. Знакомство с историей заселения села

Знакомство с поэтами Александровцами.

Май 2014 Александровцы в годы войны.

Рассматривание тематической папки «Никто не забыт, ничто не забыто».

Составление книги памяти героев ВОВ Александровского района.

Знакомство с легендой о драконе. Знакомить детей с военными годами в селе, героями ВОВ.

3 этап – аналитический, контрольно- коррекционный.

Цель: рефлексия и коррекция деятельности (июнь 2014-август 2014)

Июнь 2014

Диагностика детей по реализации поставленных задач. Выявление проблем.

Разработка плана на третий год работы

План углубленной работы

По теме: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

На 2015 – 2016 у. г.

Срок

проведения Содержание, деятельность Предполагаемые результаты

1 этап – организационно-подготовительный

Цель: мотивация, целепологание.

Авгут-

Сентябрь

2015 Диагностика умений детей Определение уровней знаний у детей

Сформированы цель, задачи, план действий.

Сентябрь 2015 Писатели Ставрополья.

Традиции казаков «Помни брат, что у казаков: Дружба- обычай; Товарищество- традиция; Гостеприимство- закон.

Развлечение «Осенняя сказка» Знать писателей Ставрополья.

Октябрь 2015 История кавказского костюма.

Сравнить одежду казаков и русского костюма.

История заселения, жизнь, быт казаков

Игры казаков.

Ноябрь 2015 Ознакомление с символикой Ставропольского края.

Различные виды исторических промыслов казаков

Национальная одежда казака и казачки.

Декабрь 2015 Обрядовые праздники казаков.

Казацкий народный фольклор: пословицы, поговорки.

Мой край - Ставрополье»

Развлечение «Ярмарка»

Январь 2016 «Рождество Христово»

Проект «Профессии родителей»

«Крещение»

Приобщение детей к народной культуре

Февраль 2016 Путешествие в мир живописи Ставрополья П. М. Гричишкин

Беседа на тему: «Заповедники родного края».

Март 2016 «Материнская молитва со дна моря вынимает»

«Что умеет моя бабушка»

Сударыня Масленица

Апрель 2016 Жаворонки прилетели

Пасхальные радости

Казацкие игры

Экскурсия к памятнику

Май 2016 Беседа о Александровцах в Великой Отечественной войне.

Игра-викторина «Символика Ставрополья».

Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники».

Рисование на темы: «Открытка для ветеранов», «Боевая техника».

Чтение рассказов о войне.

3 этап – аналитический, контрольно- коррекционный.

Цель: рефлексия и коррекция деятельности (июнь 2016-август 2016)

Июнь 2016

Диагностика детей по реализации поставленных задач. Обобщение опыта

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкально-тематических занятий Михеева Юлия Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» №44 «Формирование нравственно - патриотических чувств.

«Ознакомление дошкольников с родным краем»«Ознакомление дошкольников с родным краем» Программное содержание: Расширить знания детей о природе Крыма Воспитывать любовь к малой Родине, природе. Учить внимательно слушать воспитателей,.

«Ознакомление с родным поселком Черноморское, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Видео Цель Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через привитие любви к родному краю Моя малая Родина – городок, вокруг поля, пустынные улицы, пыль дорог, тополя… Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим.

Ознакомление дошкольников с родным краем. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается.

Ознакомление старших дошкольников с родным городом и краем (из опыта работы) Полюбуйся полем этим- Славный будет урожай. Краше места нет на свете, Чем знакомый с детства край! В. Нестеренко Щедра и богата кубанская.

Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем» Вид проекта: информационно-игровой. Название проекта: «Формирование нравственно-патриотических у дошкольников через ознакомление с родным.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Филина М. В. МОУ «Детский сад № 219 Общеразвивающего вида г. Омска» Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Занятие с презентацией в средней группе «День Победы» .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
Опубликовано: 19 июня 2016 в 14:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 июня. День летних аппликаций на МААМ

Чего мы ждём от лета? Отдыха, свободы, привольной жизни, единения с природой. И дети, и взрослые испытывают радостное нетерпение при приближении этого замечательного времени года. Природа показывает свои...

25 июня. День моряка

Ежегодно 25 июня отмечается праздник, посвященный морякам торгового флота. В этот день чествуют всех мореплавателей — людей, чей вклад в развитие торговли, экономики, да и цивилизации в целом, неоценим....

Фотоотчет об экскурсии в Парк птиц летом
В Калининградской области несколько лет назад открылся парк птиц. Множество людей ( детей и взрослых) ежедневно приезжают в Парк Птиц погрузиться в мир...
Фестиваль 4D-игры
Фестиваль 4D игры. 18 мая 2019 года в нашем детском саду прошел Фестиваль игры "4Д". Более 170 человек - взрослых и детей пришли в субботу, чтобы...
Сценарий музыкально-спортивной игры «Во саду ли, в огороде»
Музыкальная – спортивная игра « Во саду ли , в огороде» Проводится игра на мелодию песни – « Во саду ли, в огороде». Для детей среднего дошкольного...