Приложение МААМ

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей посредством ознакомления с историей и культурой Санкт-Петербурга

Светлана Захарова
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей посредством ознакомления с историей и культурой Санкт-Петербурга
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой Санкт-Петербурга».

Разработала

Воспитатель: Захарова Светлана Владимировна

Актуальность

Вопрос нравственно-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Современный ребенок находится в беспредельном информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.

Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей посредством ознакомления с историей и культурой Санкт-Петербурга» размещена в разделах

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, где воспитание, а не обучение, является приоритетным. Появилось множество инновационных программ. Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важность патриотического воспитания в современных условиях

ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Я, считаю, что важной частью нравственно-патриотического воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Уже с детства ребенок должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сенситивным периодом для воспитания высоких социально нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ним на всю жизнь.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, считаю, должны занять мы, педагоги.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Выявление проблем и противоречий

В наше время проблема патриотического воспитания детей не утратила своей актуальности, а наоборот, приобрела новое значение. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

Программа «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др, «От рождения до школы» (Н. Веракса) и др. разработаны авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника предусматривает приобщение его к общечеловеческим ценностям, введение ребенка в окружающий мир путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программах представлены произведения устного народного творчества, народные игры, декоративно-прикладное искусство России, но не содержится системного подхода к формированию у детей чувства патриотизма. Поэтому перед педагогом стоит задача поиска новых путей в реализации современных целей и задач с учетом изменившейся политики государства в образовании, важными направлениями которой, согласно современным требованиям, являются повышение качества дошкольного образования, ориентация на общедоступность, адаптивность системы к уровням и особенностям детей.

При ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям города Санкт-Петербург.

Анализируя теоретические и диагностические материалы по проблеме

нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка выявила

следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в личности, способной

ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным

использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в

формировании патриотизма дошкольника;

- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания

патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных

разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы

по данной проблеме;

- между стремлением педагогов к воспитанию основ

гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и

педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.

Цель

Цель моей педагогической работы – Воспитание у дошкольников любви к родному городу, его истории и культуре.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

Познакомить детей с городом, его историей и достопримечательностями

Формировать бережное отношение к природе и всему живому

Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного города

• Создать условия для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

• Предоставить возможность дошкольника почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.

• Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание в семье, показывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного края.

Таким образом, считаю, что дети, усвоив поставленные задачи, вырастут умными, любознательными, ответственными добрыми к людям, научатся понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, любящими свой родной город, почитающие своих родных и сохранят традиции родного края. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня

Чтобы реализовать поставленные задачи, определила этапы работы:

1. этап Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имени детей

2. этап Детский сад и его сотрудники

3. этап Родной город, его достопримечательности

4. этап Природа родного края.

Старший - подготовительный возраст

1. Познакомить детей с городом, его историей и достопримечательностями.

2. Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного города.

3. Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

4. Сформировать знания о природных богатствах родного края.

5. Воспитывать у детей чувства патриотизма средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

Принципы.

При построении системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников учитывала следующие принципы:

Принцип сотрудничества - совместная деятельность детей и педагога. (Во

всех видах деятельности детей нахожусь в позиции рядом, вместе с детьми.)

Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.

Принцип занимательности - Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, эстетично оформлен, познавателен и доступен для понимания. Если прошла экскурсия на почту, предлагаю детям сюжетно-ролевую игру «Почта» с атрибутикой для игры, создаю небольшой коллаж, собранный с помощью родителей «Что я видел на почте» - открытки, конверты, бланки почтовых переводов, марки, образцы упаковочной бумаги, различные виды штемпелей.

После посещения ближайшей стройки дети играют в строителей с использованием больших кубиков-блоков или конструктора «Лего», смотрят иллюстрации из различных журналов по теме «Строительство дома», собранные в единый альбом и собрать совместно с воспитателем коллаж «На стройке» с использованием картинок машин, инструментов, строительных профессий. Тем самым у детей закрепляются знания, и долго сохраняется интерес по данной теме.

Принцип наглядности - Заключается в широком представлении соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей. В группе оформляем уголок патриотического воспитания, где собраны иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, герб и флаг города, иллюстрации народных промыслов, картины родных пейзажей, фотографии, книги, буклеты о родном городе, который постоянно пополняется новым материалом.

Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни)

Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.

Принцип дифференциации. Создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. (Если в младшем возрасте сюжетные игры в основном были только о семье, то в старшей группе опыт детей стал богаче после посещения различных экскурсий и дети переносили его в игру.)

Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества, школой; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Вязьмы (с его малой Родиной, образовательными областями.

• Образовательная область «Познание» и «Социализация» интегрируются с образовательной областью

• - «Чтение художественной литературы», дети получают знания о родном крае, знакомятся с творчеством местных авторов;

• - «Коммуникация», в процессе общения дети получают знания, разучивание стихов о родном городе;

• - «Труд», стремятся «помочь» героям, подражают их действиям, труд на участке детского сада, в цветнике;

• - «Музыка», сопровождает знакомство с произведениями, героями, разучивание песен о Вязьме;

• - «Художественное творчество», дети стремятся в своих работах отобразить впечатления от экскурсии: музей, библиотека и т. д. ;

• - «Физическая культура», знакомство с народными подвижными играми;

• - «Безопасность», учатся правилам безопасного поведения на улицах города;

• -«Здоровье», учатся заботиться о своем здоровье и близких людей.

Условия успешного развития

Для достижения высокого уровня в воспитании у детей патриотизма, изучила научную и методическую литературу по данному вопросу, и

создала системообразующие условия для успешного развития:

• создание предметно - пространственной развивающей среды;

1. приобрела наглядно-дидактические пособия: карту города, области, герб, флаг и другие дидактические игры;

2. оформила фотовыставку «Прошлое и настоящее Санкт-Петербурга»;

3. оформила «Уголок патриотического воспитания»;, где собрала иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, иллюстрации народных промыслов, картины родных пейзажей, фотографии, книги, буклеты о родном городе.

4. подобрала художественную литературу о Вязьме;

5. приобрели магнитофон для прослушивания произведений в исполнении профессиональных актеров, музыкантов.

Предметно- пространственная развивающаяся среда не является статичной, т. к. материалы постоянно обновляются, пополняются в течение всего учебного года.

Примерная тематика НОД по ознакомлению с городом :

«История родного города» (как создавался, какое раньше было название города, как жили люди.) ;

«Улицы родного города» (почему так называются, в честь кого названы, какая улица главная);

«Путешествие по родному городу» (разные дома, культурные учреждения, парки, скверы);

«Город-труженик» (рассказать о предприятиях города, дать названия, рассказать, чем занимаются люди на работе);

«Они защищали Родину» (рассказать о героях войны, в честь которых названы улицы города);

«Памятники родного города» (рассказать, кому установлены, за что);

«Машины нашего города» (дать понятие «специальные машины» – пожарная, скорая помощь, полиция, машины, помогающие людям поддерживать чистоту города и др.)

Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т. к. воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания НОД. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Основная работа проходила вне непосредственно организованной образовательной деятельности.

Методы и приемы.

Способность детей старшего дошкольного возраста осознанно воспринимать события и явления общественной жизни родного края в наибольшей мере проявляется при особой, целенаправленной организации процесса обучения, которая стимулирует детей к проявлению любознательности, творчества, самостоятельности в усвоении знаний.

Повышению эффективности проведения непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем способствовал соответствующий подбор методов обучения.

Это связано с тем, что важно не только сообщить знания, но и сформировать у детей отношение к фактам, событиям, явлениям общественной жизни, происходящим в родном крае, создать условия для активного приобщения ребенка к социальной действительности, повысить личностную значимость всего происходящего. В процессе обучения уточняю знания, корректирую оценки и убеждения старших дошкольников, т. е. создаю основу для формирования их мировоззрения.

В своей работе я использовала следующие методы и приемы обучения.

Наглядные

• - рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, карт, слайдов, репродукций картин, фотографий;

• - моделирование, макетирование (показ и рассматривание макетов домов, улиц, площадей;)

• - наблюдения

По ходу рассказа о родном городе, использовала наглядный материал. Это были фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы и др.

Словесные

• - чтение художественных произведений;

• - разучивание стихотворений, считалок, скороговорок;

• - беседы, рассказывание;

• - сочинение сказок, рассказов;

• -проблемные ситуации и задачи;

• -прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее, будущее); занятия из цикла «Путешествие в прошлое» «От воздушного шара до полета в космос»

• догадки, предположения, часто использую во время НОД и в совместной деятельности такие вопросы к детям «Что было бы если?»

• мотивирование детской деятельности ; Стараюсь составить вопросы так чтобы они заинтересовали и заставляли думать (Почему? Объясни? Какое твое мнение)

• юмор и шутка (частушки);

При знакомстве дошкольников с историей родного края приходилось многое им рассказывать. От того, как это делалось, зависело, воспримет ли ребенок новые знания, или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще.

Составляя рассказ, включала в него вопросы к детям используя слайды. Это было необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ превращался из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствовало более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, старалась часто не употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, употребляла выражения: "Это было очень-очень давно", "Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими" и т. д.

Старалась, чтобы язык рассказа был очень простым. Если в рассказе встречались незнакомые детям слова, объясняла их значение, не перегружали рассказ сложными грамматическими конструкциями, так как дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.

Практические

• - экспериментирование, опыты; (рассматривание насекомых под микроскопом, опыты с водой, льдом и т. д.

• -продуктивная деятельность;

• - вечера досуга, викторины.

• -проекты

Игровые

• игры-драматизации; (обыгрывают наши народные праздники)

• сюрпризные моменты;

• - дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры;

Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, использовала игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы во время непосредственно-образовательной деятельности.

Большой интерес вызывали у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое родного края). В таких играх ребенок приобретал и совершенствовал знания об окружающем: об историческом прошлом родного края, о его современной настоящей жизни, т. е. у детей проявлялась познавательная активность, а на основании комбинирования полученных знаний при построении сюжетов, в стремлении детей подражать любимым героям формировалась творческая активность. Немаловажным являлось и то, что находя партнеров для игр и устанавливая с ними игровые и реальные отношения, создавая игровой образ и выражая свое отношение к выбранному герою, проявляя при этом личные качества, происходила реализация социальной активности детей. (Во время игры дети разбиваются на группы, договариваются и распределяют между собой роли.)

Огромное значение при организации игровой деятельности, направленной на ознакомление старших дошкольников с родным краем, имело педагогическое общение, которое помогало не только управлять развитием активности в игре, но и оказывало большое влияние на формирование у ребенка чувства любви к родному городу. Информация, которую дети получают во время непосредственно-образовательной деятельности, закреплялась во время бесед с детьми в дидактических играх и упражнениях: «Закончи предложение»; «Слова любви к родному городу»; «Объясни значение» «Составь флаг», «Составь герб»;

Развивающие игры : «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг)», «Найди отличия».

Еще одним важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Прикосновение к «живым документам» истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранение семейных связей.

Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в семье, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному городу, краю, воссозданию местных и трудовых традиций.

Я понимала, что сложную задачу воспитания у дошкольников патриотизма невозможно решить без участия семьи.

Вывод:

Считаю, что систематическая работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, которое способно создать оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, а также интерес к своей «малой Родине». Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Воспитывая у детей любовь к этим местам, мы закладываем в них первые ростки большого патриотического чувства любви к Родине. Каждый педагог, решая задачи патриотического воспитания должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Таким образом, не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе моей работы по данной теме дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи работы выполнены. Планируется продолжить работу в данном направлении с детьми подготовительной группы.

Список литературы

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического

воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007.

2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» - М. : ЦГЛ, 2005.

4. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. – Нравственно-патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс.

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М. : 2013

8. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М. : 2013

9. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М. : 2013

10. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //

Д/в № 9 – 2001.

11. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6

лет: Методическое пособие, М., 2007

12. Курочкина И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М. ,

2003

13. Купина Н. А., Богуславская Н. Е. Нравственное воспитание, развитие

коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992

15. Нечаева В. Г., Маркова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду:

Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1984

16. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании

дошкольника. – М. : Просвещение, 1987 .

17. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2006

18. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. – М. : Просвещение, 1972 г.

19. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

20. Н. В. Микляева «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников», М., 2013 г.

21. М. Д. Маханева, О. А. Князева «Приобщение детей к истокам русской

народной культуре»; программа; учебно-методическое пособие.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы» Тема: «Аллея славы». Цель: создание макета Аллеи Славы у Мемориального комплекса. Воссоздание исторических моментов Вов через исследовательскую.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей посредством ознакомления с историей и культурой Санкт-Петербурга
Опубликовано: 7 октября 2022 в 14:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей посредством ознакомления с историей и культурой Санкт-Петербурга» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Захарова (УИ 2331916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД