МААМ-картинки

Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста

Антонина Биктимирова
Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Наши дети - это маленькие, но очень важные граждане своей страны. Права детей важнее всех других, так как сами дети пока не могут выступать в защиту своих прав. Однако главное при осуществлении и защите, чьих бы то ни было прав – чётко представлять, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Это утверждение истинно как для взрослых, так и для детей.

Публикация «Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст для ребенка характеризуется тесной зависимостью от взрослых. Рассматривая учителя как пример и идеал, ребенок развивает привязанность, а это в свою очередь — наиболее прочную и работающую основу для эффективного обучения и развития. Уровень привязанности ребенка способствует подражанию и следованию за взрослым. Учитель имеет статус, который овладевает привязанностью ребенка и влияет на его поведение. К нему дети прислушиваются и подражают, и что характерно для детской психологии, всегда стараются ему угодить, испытывая страх перед его недовольством и безумно радуясь одобрению. Но здесь очень важно построить здоровые глубокие эмоциональные отношения между ребенком и взрослым. Обеспечивая ребенка такими базовыми потребностями, как любовь и забота, взамен от ребенка получаем доверие, зависимость и желание следовать. При правильной иерархии привязанности, без эмоционального насилия и упреков, любой ребенок будет следовать своему «идеалу» взрослого и слушать не из-за страха наказания и каких-либо дисциплинарных мер, а из-за желания быть хорошим. Ребенок в этом возрасте очень уязвим и впитывает все, как губка. И здесь важно не упустить момент, научить детей на собственном примере, продемонстрировать все хорошие качества на жизненных примерах, имея дело с самими детьми, их родителями, коллегами. То есть, для начала, учитель должен начать с себя, со своего характера. С ее собственной моральной бедностью она не передаст это детям. Таким образом, ребенок будет копировать поведение учителя и будет рожден начала его морали.

Немаловажным для педагога является установление отношений с родителями и их воспитание в юридических вопросах. Совместная работа родителей и дошкольных учреждений является результат нравственного развития личности. Просветить родителей в этой теме можно оформив родительский стенд в группе, устраивать тематические собрания, организовывать совместные познавательные игры родителей с детьми, касающиеся нравственно-правового воспитания. От единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит от духовного воспитания ребенка. Многие психологи отмечают, что существует проблема несоответствия воспитания в семье и детском коллективе. Если учитель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то со временем у ребенка будет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склонен к определенной позиции, не имея собственного мнения. Отсюда следует, что нужно придти к взаимному согласию и выбрать общее направление в воспитании ребенка. Так как его привязанность к родителям является более значимой, нежели к педагогу, и в будущем они оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Наполняя ребенка ощущением значимости, соблюдая его права и используя правильный психологический подход, мы формируем доверие ребенка к нам, а это, в свою очередь, даст основу воспитания во всех направлениях, включая нравственно-правовое образование.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Знание прав – это щит, прикрывающий детей от посягательств со стороны других людей и государства. Защита прав – особая проблема государства и общества в целом.

Если мы хотим жить в государстве, в котором соблюдаются права и свободы человека, важно поднять уровень правовой культуры в обществе, нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить детей правовыми мирными способами разрешать споры и конфликты.

Мы полагаем, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные их пониманию.

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека

Нравственно-правовое воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Вне семейное воспитание большой части детей начинается в детском саду.

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию в дошкольном возрасте. Нужно сформировать у ребенка представление о самом себе, о его гражданской идентичности, о его правах и обязанностях, и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника

Д. Гранд: «Создание правового пространства – ключевая задача педагогического коллектива детского сада. Только признавая неповторимость личности каждого ребенка, уважая его интересы, потребности, желания, мы сможем вырастить созидателя, творца, личность, ответственную за свои поступки».

И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, ведь уже в детстве ребенок чувствует и осознает себя личностью, человеком, имеющим равные с взрослыми права и свободы.

Со старшей группы я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи в формировании нравственно-правовой культуры детей дошкольного возраста.

Осуществление задач нравственного воспитания дошкольников на протяжении многих лет заключалось в усвоении детьми принятых в обществе моральных норм. Этот подход можно охарактеризовать как нормативный. Но он не дает в полной мере возможность реализовать поставленные цели нравственного воспитания дошкольников. Его должен заменить действенный подход. Сущность его заключается в том, чтобы, воплощать через определенные игровые образы, предъявляемые требования и оценки, моральные нормы определяли содержание нравственных действий, их мотивацию и нравственное сознание.

В результате такого подхода к нравственному воспитанию детей у них будет формироваться желание действовать не только для того, чтобы только заслужить одобрение со стороны взрослого (как контролера норм морали, а именно так, как необходимо для соблюдения самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Замечу, что в младшем возрасте правила усваиваются не сразу. Часто бывает так, что дошкольники рассказывают, как должно быть, но в своих поступках не проявляют добросердечности. Или же встречаем такие банальные факты, когда, попросив прощения, через некоторое время ребенок снова нарушает нормы поведения, поскольку они не стали его правилами внутреннего регулирования. Иначе говоря, хоть он и знает как надо себя вести, но идет на нарушения, предполагая, что или никто не заметит, или все так и обойдется. Но бывает и по-другому: ребенок знает правила поведения, принял их, как норму, но случилось так, что нарушил. Он признает, что совершил ошибку, но не выражает это в словестной форме, потому что ему стыдно. Таким образом, в нравственном воспитании важен также индивидуальный подход к детям.

Основной участник педагогического процесса, в том числе правового воспитания, - это воспитатель детского сада. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Нужно отметить, что для формирования элементарных представлений о правах и свободах, уважение к другим людям, важно не только давать теоретические знания, но и создавать условия для их практического применения. Поэтому для дошкольников больше подходят чтение художественной литературы, игровые, продуктивные виды деятельности. Хорошо зарекомендовали себя ролевые, театрализованные игры.

Для реализации задач нравственного содержания наряду с традиционными формами работы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, поощрение, пример для подражания) на первом этапе я широко использовала произведения детской художественной литературы, что позволяет не только интегрировать разные виды детской деятельности, но и использовать различные формы работы с детьми и их родителями.

Для себя выработала последовательность работы с детской художественной литературой.

Во время чтения сказок, стихотворений и рассказов (сказки народов мира, народные сказки) важно с помощью средств эмоциональной выразительности-мимики, жестов, интонации – изображать положительных и отрицательных героев, демонстрировать свое отношение к так называемым «хорошим» и «плохим» персонажам и поступкам.

Обязательно использовать наглядность: иллюстрации, рисунки, игрушки. Предметы быта.

Во время беседы по содержанию прочитанного произведения следует уточнить, понятен ли моральный аспект представленных событий: «Что произошло?», «Кто виноват?», «Как вел себя (персонаж?», «Почему?». Желательно подвести детей к оценке поступков героев: «Как поступил?», «Что можно сказать о таком поступке?».

Целесообразно предложить детям выразить свое отношение, как к героям произведений, так и к тем поступкам, что были ими совершены. Важно, чтобы дети аргументировали свои ответы: «Почему понравился, «За что не понравился. Можно вспомнить примеры из личного опыта.

Важно подвести детей к выводу о том, что поступки героев произведения отразились на состоянии других персонажей: огорчили, обрадовали, принесли неприятности, привели к победе добра.

Далее знакомые детям герои литературного произведения могут быть взяты за основу составления творческих рассказов - как коллективных, так и индивидуальных.

Возможна и такая работа: изменить сюжет или характер героев, дополнить содержание, придумать новых персонажей (ТРИЗ технология).

Использование таких приемов: подсказка, начатое предложение, вопрос, ошибочное изречение (метод проб и ошибок, незаконченные мысли. Такая творческая работа может называться: «Если бы мы попали в сказку…», «Давайте придумаем новый конец сказки…», «Новые приключения…», «Сказка наоборот…».

Игры – драматизации с акцентированием внимания на их моральном содержании.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного детства развивается и совершенствуется.

В этом возрасте (5-6лет) у ребенка возникают новые возможности для понимания литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта. Дошкольники осознанно воспринимают художественные произведения, легко устанавливают простые причинные связи. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения.

Я взяла за правило, дополнять художественное произведение «нравственным уроком», что позволило мне усилить нравственно - воспитательное воздействие на ребенка.

Очень хорошо воспринимают дети стихи А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, рассказы Бианки.

Одной из наиболее доступных форм правового воспитания являются игры. В творческих играх с разрешением ситуаций, например «Что такое хорошо и что такое плохо», «Не поделили игрушку», «Рядом с тобой друг», вырабатывается умение ребенка управлять своими эмоциями, выходить из конфликтов, вести себя конструктивно. Ребенок в ходе ролевых игр, театрализованных игр, упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков учится видеть себя со стороны, оценивать тот или иной поступок. Все это вызывает определенные эмоции и чувства. Ребенок постепенно «впитывает» в себя то, что необходимо для жизни.

Особое значение в жизни ребенка играет семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возрастает. Поэтому необходимо совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями.

Благодаря созданию информационных стендов, папок-передвижек, тематических выставок становится возможным донести до родительского сообщества достоверную информацию, дать полезные рекомендации, советы

Но все-таки и эта работа не достаточна. Многие родители, как обычно, спешат, им некогда обратить внимание на стенды, они редко читают ту информацию, которая висит в приемной группы. Поэтому я решила попробовать нетрадиционные формы родительских собраний. Проводить собрания, на которых родители не слушатели, а активные участники.

Родители поддержали интересные идеи, которые были им предложены. Таким образом, идеи педагогической культуры, задачи воспитания и обучения родителей, их роль в решении семейных и социальных проблем общества, которые связаны с воспитанием детей, помогут преодолеть неуверенность в своих силах; улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности; снизить и упредить отрицательные явления.

Активное участие некоторых родителей в совместных мероприятиях помогло им преодолевать авторитаризм и учиться видеть мир с позиции ребенка, относиться к ребенку как к равному, понять его индивидуальность и радоваться личностному росту. А самое главное – установить добрые, доверительные отношения с ребенком, эмоционально его поддержать, осознать, что дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития.

Созданная в группе развивающая среда способствовала формированию у детей культуры поведения, взаимопомощи, культуры речи. Стало легче гасить детскую агрессивность, воспитывать доброе отношение к окружающим.

Предметно-развивающая среда организовывалась так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (уголки) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

В старшей группе, социально-педагогическими средствами по формированию нравственно правовой культуры дошкольников, выступают тематические занятия, праздники, целевые экскурсии, проектная деятельность, творческие задания, выставки, вернисажи, тренинговые занятия, педагогические практикумы, беседы, семейные встречи, встречи, проводимые на базе социальных организаций.

Ребенок быстрее воспринимает материал, особенно правовой, если он дан в доступной форме, с использованием сказочных персонажей, игр. Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками организовывала по принципу постепенного движения от собственного "я" к окружающему миру.

Работа с детьми включала в себя систему мероприятий: «Мое Отечество-Россия», «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Мой поселок Коченево», «Мои права и обязанности». Мероприятия нацелены на формирование, на формирование гражданской идентичности дошкольников и предполагает углубление представлений о Родине, символике страны. Работа по этому направлению способствует воспитанию правового сознания у детей, уважения, толерантности, сочувствия к людям разных национальностей и их обычаям.

Учитывая возрастные особенности детей 6-го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с дошкольного возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Я провела педагогическое наблюдение по отслеживанию уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок, подобрав материал к "Нравственной лесенке" Н. В. Нижегородцевой. Автор предлагает определить отзывчивость детей при помощи проблемных ситуаций.

После проведенного педагогического наблюдения, я отметила, что у многих детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, уважение к другим людям, дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры.

А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственно-правовых качеств человека. Исходя из этого поставила перед собой задачу: развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Анализируя результат проведенной работы, отметила, что многие дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей, у детей на мой взгляд сформировалось представление о добре и зле – они научились сопереживать, на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

В работе с детьми на данном этапе я добивалась установления доверительных отношений между детьми, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Дискуссия «Мой ребенок – будущее страны» показала взгляд родителей на будущее своих детей. Родители убедились, что именно в семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, закладываются основы его характера, во многом определяющие последующее воспитание.

В ходе семинара-практикума «О правах ребенка» родители ознакомились с правами и обязанностями детей. Семьям были представлены задания, которые преследовали цель: помочь детям адаптироваться к жизни; научить жить в демократическом обществе, регулируя свои права и отношения с государством и окружающими. Родители сделали вывод: эффективность защиты прав ребенка в значительной степени зависит от того, насколько хорошо взрослые осведомлены о своих правах, правах детей и механизмах обеспечения этих прав; насколько сами взрослые способны, живя и действуя как законопослушные граждане, передавать эти правовые знания детям.

Таким образом, данная система педагогической деятельности позволяет создать условия, способствующие формированию гражданской идентичности дошкольников. В этой работе присутствует соотношение форм и содержания работы, соответствующее возрасту и проблеме. Проведенные мероприятия предусматривают контакт и заинтересованность всех участников педагогической деятельности: детей, родителей, специалистов и воспитателей, социальных организаций.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла хорошие результаты.

Подводя итог, можно сделать вывод, что работа по формированию правового сознания у дошкольников способствует :

Развитию у детей положительного отношения к людям,

Повышению правовой культуры родителей и педагогов,

Повышение ответственности родителей за воспитание детей в семье.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-правовой культуры детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 июля 2021 в 19:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД