МААМ-картинки

Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой

Эльвира Семенова
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой

Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой

Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию тему своей творческой работы «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой».

Проблема воспитания личности молодого поколения является на сегодняшний день актуальной. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств : о добре, милосердии, справедливости.

Публикация «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой» размещена в разделах

Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. Наблюдая за детьми трех-четырехлетнего возраста, иногда можно наблюдать некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

В этой связи так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего. Важность этой задачи очевидна. Именно в младшем дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.

«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются как о лежащий на дороге камень и укалываются как о лист осота» Ирина Токмакова

Я считаю, что сказка показывает детям жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Также передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей.

Данная проблема определила тему моей творческой работы «Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».

Мной были сформулированы цель и задачи.

Цель: Формирование нравственных качеств у детей через ознакомление со сказкой.

Задачи:

1. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;

2. Учить умению играть вместе,не ссорясь, помогать друг другу;

3. Радоваться успехам, красивым игрушкам;

4. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Я выделила 4 метода работы над художественной литературой:

1 метод это знакомство младшего дошкольникасо сказкой, на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей.

2 метод эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и узнать, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

3 метод это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности. Цель, которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности.

4 метод подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.

В своей работе формирую нравственные чувства у детей через художественную литературу, потому что она способствует познанию ребенком окружающего мира, нахождения в нем своего места, определению своей роли, т. е. помогает ребенку социализироваться в мире, способствует формированию нравственных качеств, умению оценивать поступки героев сказок и управлять своим поведением.

В образовательной деятельности использую такие русские народные сказки :

- сказки о дружбе («Теремок» «Рукавичка», «Зимовье»)учат детей жить вдружбе, помогать друг другу.

- сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин») учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения.

-сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»). Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость.

- сказки про маленьких да удаленьких («Гуси - лебеди», «Маша и Медведь») учат помогать друг другу, выручать из трудных ситуаций и тогда любую беду можно одолеть.

- сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Заяц - Хваста») учат детей доброте, трудолюбию, справедливости.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста я начинаю знакомство с бытовых сказок, потому что они имеют большую социальную направленность. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются детьми,во всех этих сказках нет прямых наставлений детям (типа «Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т. д., но в их содержании всегда заложен нравственный урок.

Например, сказка «Рукавичка» учит сочувствовать другим, быть добрым; сказка «Зимовье» учит дружить; глупость высмеивается в сказке «Заяц и еж»; трудолюбие и терпение всегда вознаграждается в народных сказках («Крошечка –Хаврошечка», «Морозко»); сказка «Маша и медведь» учит не отчаиваться, если попал в беду, а стараться найти выход из сложной ситуации.

Большое внимание я уделяю выражению детьми своих чувств к герою, своего отношения к его поступкам. Делается это примерно с помощью таких вопросов-заданий:

- «Кого тебе жалко в этой сказке? Хочется ли тебе помочь лисе?» (сказка «Лиса и кувшин»);

- «Кому ты больше сочувствуешь : Маше или Медведю» (сказка «Маша и Медведь»);

- «Больше всего в сказке мне нравится… Кто? Угадайте!» (высказать свое чувство, мнение).

В работе со своими детьми я использую творческие задания такие как: преобразовывать ход события, придумать различные концовки, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Надо, чтобы дети понимали, что все можно улучшить, изменить и усовершенствовать по-доброму. Например, изменяя концовку сказки «Лиса и кувшин», мои воспитанники пришли к выводу, что нельзя брать чужое, надо уметь просить, и учатся это делать.

Воспитание нравственных качеств в младшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, специфической особенностью является подражательность, ярко выражается социальная потребность в общении. Дети очень внимательны к словам взрослого, особенно если это мотивирует их к действию, процессу, желанию заслужить похвалу. Но, тем не менее, для детей младшего дошкольного возраста характерна конкретность мышления, поэтому, выполнение поручений может зависеть от ситуации. Дети не умеют соотносить представления о нравственной норме со своими поступками.

Работая по теме, я полагаю, что нравственное воспитание младших дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если работа осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Публикации по теме:

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньками в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.

Формирование нравственных ценностей у детей с ТНР посредством участия в социальных акциях Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности,.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края .

Инновационный опыт работы «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Педагогический проект воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида.

Самообразование «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок» Пояснительная записка. «Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой в условиях реализации ФГОС Аннотация: статья освещает значение сказки в жизни дошкольника, закрепляет нравственные понятия, корректирует социальное поведение. Ключевые.

Влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста нравственных и эстетических чувств Развитие общества сопровождается постоянными изменения, в том числе и в духовно-нравственной сфере. В настоящее время больше всего это сказывается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 12:23
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД