Лидия Чунтонова
Формирование нравственных ценностей у детей с ТНР посредством участия в социальных акциях
▼ Скачать + Заказать документы
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Психологи утверждают, что именно эта способность является важной частью эмоционального и социального интеллекта.
Поэтому, основная идея введения волонтерской деятельности в нашей группе – это воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей в социальных и благотворительных акциях, развитие умения общаться в социуме. Почему важно развивать эти качества у детей уже с дошкольного возраста? Нам часто приходится слышать: «всему свое время», «ребенок вырастет – сам поймет»; есть опасения, что чрезмерные отзывчивость и сострадание могут ранить душу ребенка, или, что в детском саду ребенок еще не способен понять проблему, требующую участия, сострадания и помощи. У нас другое мнение. Мы рассматриваем дошкольное детство как период особой социально-эмоциональной чувствительности, как время открытий мира для себя и себя для мира. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте, это общение со сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Вот уже на протяжении нескольких лет мы привлекаем воспитанников нашей группы к участию в разных социальных и экологических акциях.
Публикация «Формирование нравственных ценностей у детей с ТНР посредством участия в социальных акциях» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
Почему форма социальных и благотворительных акций была выбрана ведущей для реализации нашей идеи? Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.
Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны, участие в акции позволяет ребенку освоить социальный опыт внутри социальных отношений, с другой – это активная деятельность по воспроизводству социальных отношений и действий, приводящих к положительному результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных акций для дошкольника?
1. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи.
2. С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания, который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
3. Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров).
4. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.
1 этап – мотивация. При разработке и подготовке акции следует определить : на решение какой социально-педагогической проблемы акция направлена, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения мероприятия.
2 этап – планируемые действия. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа о животных, рисование или лепка, далее благотворительная ярмарка).
3 этап – завершающий. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли каким-либо образом изменить форму проведения акции.
Для организации социальных акций и детского волонтерского движения в детском саду необходимо иметь социальных партнеров, осуществлять сетевое взаимодействие между образовательными и иными учреждениями, отталкиваться от событийного подхода в образовании, поскольку событийность часто становится основой социальной активности ребенка и взрослого. Нами были заключены договоры о сотрудничестве с краевым музеем имени Коновалова, с библиотекой №11, с СОШ №5, с БДТ (драмтеатром, с домом престарелых, с Советом ветеранов.
Уже традиционным стало проведение акций в преддверии Международного дня пожилого человека. Каждый год они проходят по разному. В 2015 году мы с детьми выезжали с концертом в дом престарелых. Это доставило большую радость и удовольствие пожилым людям. В 2016 году мы провели акцию «Из детских рук частичку доброты». Дети придумали пожелания для пожилых людей, а родители помогли оформить их в листовки, которые мы все вместе расклеили на подъезды домов микрорайона. А в 2017 В День мудрости добра и уважения дети подготовили небольшую сценку – драматизацию по мотивам притчи «Про божию коровку» в которой говорится о доброте и заботливом отношении к близким людям. В рамках акции «Твори добро» эту сценку показали взрослым и детям разных групп и предложили всем участникам самодельные открытки, в которых был вклеен текст притчи, как напоминание о необходимости помогать пожилым людям.
Празднуя День Победы, мы отдаем честь героизму советского народа. Кроме торжественных утренников мы проводим и различные флешмобы и акции. Так мы приняли участие в международном флешмобе «Спасибо за мир. На этом мы не остановились и на следующий год организовали свою акцию «Голубь мира». Первым этапом была организация мастер класса с участием родителей. Родители научили детей делать голубей из бумаги разными способами. Голубей получилось очень много. Родители помогли распечатать плакаты «Спасибо за мир, Спасибо за Победу, Мы за мир». Дети в сопровождении взрослых вышли на улицы микрорайона и дарили голубей всем желающим. Жители района с теплотой откликались на призыв детей помнить о ветеранах. Дети вступали в беседу с прохожими, рассказывали почему они всем дарят голубей. Еще одной традицией стала акция «Бессмертная эскадрилья». Дети – волонтеры из подготовительной группы выходят к младшим и учат их делать бумажные самолеты. Итогом акции становится торжественный митинг- флешмоб, и совместный запуск самолетов. Каждый год проходит еще одна детско – родительская акция «Мы помним и гордимся». Каждая семья проводит мини исследование своей истории о родственниках, которые прошли войну или были тружениками тыла, оформляют материал в виде мини презентации, а дети рассказывают об этом своим друзьям. Это активная форма общения в детской среде - от сверстника к сверстнику, от ребенка к взрослому.
Очень интересным и важным стало участие наших детей и родителей в краевой акции «Светлячок», посвящённой приобщению детей к чтению и к литературе. Несколько вечеров подряд родители приходили в группу и в уютной обстановке при свете настольных ламп читали детям свои любимые с детства книги. Литературные «Светлячки» зажигались не только в детском саду, но и дома в семьях. Продолжением акции стало изготовление детьми и родителями агитационных плакатов и листовок «Читать – это модно». И как итог, прошла акция «Книжкина больница». Мы с детьми организовали починку книг групповой библиотеки, а потом в рамках волонтерской деятельности починили книжки в ясельной группе.
Огромнейшую радость и удовольствие детям доставляет общение с природой, с животными. Поэтому, когда мы предложили детям попробовать себя в роли помощников животным, они откликнулись с большим желанием. И вот уже несколько лет мы являемся активными участниками городских акций «Помоги Другу», «Спасем ежиков», «Береги первоцветы», «Птичья столовая». Воспитанию экологической культуры мы уделяем особое внимание. Дети не только сами начинают бережно относиться к природе, но и призывают к этому других. Так в прошлом году мы подготовили экологическую сказку «Случай в лесу» и показали её не только в нашем детском саду, но и детям соседнего ДС №88.
В этом году к нам пришли новые дети и мы решили создать новый волонтерский клуб «Добродел». Конечно же мы рассказали воспитанникам, кто такие волонтеры и чем они занимаются. Поговорили о тех, кто нуждается в посторонней помощи (о людях пожилого возраста, о людях с ограниченными возможностями, о бездомных животных, о трудной зимовке птиц). Познакомили с правилами волонтера.
Началась наша деятельность с малого. Дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?». Так наши «Доброделы» стали помогать малышам. На первом этапе мы помогали нашим волонтером научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Очень интересно было наблюдать за активным общением старших дошкольников с малышами.
Ребята впервые, по настоящему, ощутили себя самыми старшими. Помогая младшим дошколятам, дети-волонтеры почувствовали себя «взрослыми», у них возникло желание, стремление к решению новых, боле сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Социальные акции привязаны к значимым событиям. И вот перед Днем Защитника Отечества мы решили опробовать новую форму, запустить ЧЕЛЕНЖ «Мой папа самый, самый…». Челендж – это вызов, то есть один из блогеров выполняет задание, выкладывает его в сеть и призывает остальных его повторить. Мы запустили призыв к участию в челендже на сайте группы, но в классическом варианте он у нас не удался. Некоторые родители неуверенные пользователи, у других свои причины. Тогда мы дали задание детям рассказать про своего папу. Дети готовили рассказ дома с мамой и выступали перед сверстниками. А мы записали эти рассказы и соеденили в один фильм.
Таким образом, результатом проведения в ДОУ социальных акций стало накопление детьми разнообразного практического социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными в своём поведении. В привычных условиях они действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий. Дети старшего дошкольного возраста понимают сущность своего «Я» и осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры.
Библиографический список
1. Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
2. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. - М. : Вентана - Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
4. https://www.efremova.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
6. https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=147913&lfrom=236997940 «Письма о добром» : Азбука, АзбукаАттикус; СПб. :; 2013 ISBN 9785389058774