Шагалова Елена
Формирование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало впервые самостоятельным уровнем общего образования. Это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с одной стороны, а с другой стороны – это повышение требований к дошкольному образованию, принятые ФГОС ДО. В системе образования, какие бы не происходили реформы, но они так или иначе всегда замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге, т. е. воспитатели. Воспитатель в своей практике реализует основные нововведения и инновации в образовании. Поэтому для успешного введения в свою практическую работу инноваций и эффективная реализация поставленных задач в условиях ФГОС ДО требуется от воспитателя высокий уровень профессиональной педагогической компетенции. Профессиональная педагогическая компетентность воспитателя – это не просто сумма предметных знаний, сведений и методики из психологии и педагогики, умений проводить различные занятия и мероприятия. Компетентность приобретается и проявляется в конкретных педагогических и психологических и коммуникативных ситуация, а также в реальных решениях профессиональных задач, которые постоянно возникают в образовательном процессе. Процесс взаимодействия воспитателя и ребенка в системе дошкольного образования является приоритетным. На первый план современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им самим личностную позицию, которая обеспечивает его отношение к педагогическому труду. Такая позиция ориентирует воспитателя на его понимание способов взаимодействия с ребенком. В наше современное время именно востребован педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог в одном лице воспи-татель, а не просто воспитатель. Эти качества у воспитателя могут развиваться толь-ко в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образователь-ного процесса в ДОУ. Сейчас каждому воспитателю необходимо развивать и приоб-ретать компетенции, которые делают его творчески активным участником при взаи-модействии с каждым ребенком. Поэтому воспитатели нашего ДОУ, активно включились в инновационную деятельность, в процесс, которого внедряем новые программы и технологии взаимодействия с детьми и родителями. Именно в этих условиях оценка профессиональной компетенции приобретает особое значение для воспитателей ДОУ. Нами были определены основные пути развития профессио-нальной компетенции воспитателей исходя из современных требований:работа вос-питателей в районных методических объединениях, проблемно-творческих груп-пах;исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; открытые просмотры и взаимные посещения ООД и мероприятий в ДОУ и районе;различные формы психолого-педагогической поддержки, как молодых воспитателей, так и для воспитателей со стажем, наставничество;активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;работа воспитателей с научно-методической литературой и дидактическим материалами;организация практических семинаров, практических занятий, всеобуч;деловые игры, мастер-классы, педагогические гостиные;обобщение собственного педагогического опыта на районных мероприятиях, в конкурсах и интернет-пространстве.
Публикация «Формирование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования» размещена в разделах
Но не один из способов, которые перечислены, будет эффективным, если вос-питатель сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. А для этого были созданы условия, в которых каждый воспитатель осознал необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств. На протяжении всего периода внедрения и реализации ФГОС ДО реализуются организационно-управленческие действия по развитию кадрового обеспечения на уровне ДОУ: это курсы повышения квалификации, аттестация педагогов на высшую категорию, получение высшего педагогического профессионального дошкольного образования; улучшение материальной базы и оснащение методического кабинетасовременной методической литературой, наглядными пособиями, ИКТ, создание развивающей предметной пространственной среды в группах и на участке ДОУ.
Необходимо заметить, что для формирования и развития профессиональной компетентности, повышения уровня мастерства воспитателей – приоритетное на-правление деятельности не только администрации ДОУ, но методически-психологической службы, поскольку она занимает особое место в системе управле-ния ДОУ и представляет важное звено в целостной системе повышения профессио-нализма педагогических кадров, т. к., прежде всего, координирует работу ДОУ в реа-лизации ФГОС ДО. Поэтому важным звеном всей системы повышения квалифика-ции педагогических кадров, качества педагогического процесса в ДОУ является ме-тодическая работа. Работая старшим воспитателем, стараюсь уделять особое внима-ние вопросу повышения мастерства каждого воспитателя нашего ДОУ, так как в на-ше современное время и требования родителей к работе воспитателя стали более вы-сокими. Проведя анкетирования родителей, показала, что они хотят, чтобы воспита-нием их детей занимались профессиональные воспитатели-мастера своего дела. Пе-ред нами в связи с этим встала проблема организации более эффективной методиче-ской работы, которая была направлена на формирование педагогической компетен-ции у воспитателей нашего ДОУ.
Целью методической работы нашего ДОУ является, развитие личностной ори-ентации, мотивов и профессиональных потребностей значимых знаний, умений и качеств личности воспитателей ДОУ. Были поставлены задачи методической рабо-ты:
1. Изучение и внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, программ.
2. Оказание методической помощи воспитателям в развитии профессиональной ком-петенции через разные формы методической работы.
3. Внедрение новых форм общения и распространение опыта работы: создание твор-ческих групп.
Для решения данных методических задач в развитии профессиональной ком-петентности воспитателей стремимся:
-обеспечивать индивидуальное обучение на основе учета особенностей проявления уже имеющиеся профессиональные знания и позиции у воспитателя;
-организовывать у воспитателей мыслительную деятельность, в ходе которой проис-ходит осмысление воспитателем собственных профессиональных действий и своих установок на восприятие каждого ребенка и отношение к нему как к человеку.
В планировании методической работы соблюдается комплексный подход, который решают годовые задачи педагогического процесса используя различные формы ме-тодической деятельности. Мы годовые задачи разделяем на блоки. Тема блока – это годовая задача, которая решается в течении 2-3 месяцев. Решается эта задача в раз-личных методических формах (семинары-практикумы, консультации, тематический контроль, открытые просмотры, смотры-конкурсы, мастер-классы, проектная дея-тельность) а завершении проводится педагогический совет. Наша методическая ра-бота проходит под девизом: «Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это процесс, работать вместе – это успех». С целью развития профессиональной компе-тенции воспитателей используются разнообразные формы : обучающие семинары, информационно-практические занятия, мастер-классы, смотры конкурсы, проектная деятельность, педсоветы, участие в РМО нашего района, участие в областных кон-ференциях, самообразование, курсы повышения квалификации, аттестация, участие в районных конкурсах профессионального мастерства, участие в выставках детского творчества.
В качестве начала первого шага нашим педагогическим коллективом была изу-чена и проработана нормативно-правовая основа введения ФГОС ДО. В результате данной деятельности были внедрены новые локальные документы в ДОУ. Во время второго шага педагогическим коллективом была разработана основная образова-тельная программа ДОУ, которая по структуре и объему наполнению соответствует требованиям ФГОС ДО. В основной образовательной программе ДОУ были внесены существенные изменения в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, введены парциальные программы, современные педагогические технологии. Был включен комплексно-тематический план комплексных недельных образовательных мероприятий, реализуемый в условиях нашего ДОУ. В качестве третьего шага нашей работы была систематизация совершенствования механизмов планирования образовательной деятельности с детьми, определены общие требования к перспективному и календарному планированию. Реализация пошаговых действий на данном этапе вызвала необходимость определения статуса педагогического мониторинга в работе с детьми. Разработан педагогический мониторинг в каждой группе дошкольного возраста в соответствии возрастных особенностей и основной образовательной программы ДОУ. Содержание и формы организации образовательной деятельности с детьми определяются на основе анализа индивидуальных карт достижений ребенка.
Была проведена работа по обновлению предметно-пространственной разви-вающей среды в качестве четвертого шага нашей работы. Разработаны и внедрены паспорта групп, которые разработаны на основе принципов, заложенных в ФГОС ДО.
Таким образом, современному ДОУ нужен воспитатель, который будет не «учите-лем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспи-танников. Чем выше уровень профессиональной компетенции воспитателей, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная методическая система форм работы с педагогическими кадрами,- приводит не только к развитию профессиональной компетенции воспитателей, но и сплачивает коллектив.
Литература:
1. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность ДОУ», Методическое пособие-М; ТЦ «Сфера», 2017г.
2. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2014.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
4. Клюева Е. В., Корешкова М. Н. Гуманитаризация методической подготовки будущих педагогов дошкольного образования // Педагогика искусства : сетевой элек-тронный научный журнал. — 2014. -№ 2. — С. 76–83. — URL :https://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/klyueva_koreshkova.pdf
5. Михайлова – Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста», Пособие для педагогов ДОУ, М. 2015г.
6. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Повышение профессиональной компетент-ности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие. — М: Педагогиче-ское общество России, 2013. — 96 c.
7. Корешкова М. Н., Рыжевская М. А. Формирование профессиональной компе-тентности молодых педагогов дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 466-469. — URL https://moluch.ru/archive/128/35509/ (дата обра-щения : 16.01.2019).
8. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в 21 веке // Пе-дагогика. — 2013. — № 1. — с. 3–16.