Мария Крысина
Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в хозяйственно — бытовой сфере
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в хозяйственно- бытовой сфере».
1. Педагогические аспекты воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста
Проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание философов, психологов и педагогов. В философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи с проблемой свободы и ответственности личности, взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики.
Публикация «Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в хозяйственно — бытовой сфере» размещена в разделах
В отечественной педагогике и психологии самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью. Предпосылки ее развития складываются в раннем возрасте, однако, лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системное строение и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения. К концу дошкольного возраста самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью, присущей, однако, не всем детям.
Раскрывая сущность самостоятельности, разные авторы рассматривают зависимость ее формирования от определенного вида деятельности, от отношения ребенка к этой деятельности, от возраста детей. До сих пор не существует единого определения понятия «самостоятельность», что лежит в его основе и в каком виде самостоятельность обнаруживает себя и какое поведение можно считать самостоятельным. Исследователи определяют самостоятельность как способность ребенка проявлять некоторую независимость от взрослых в узкой сфере его практической деятельности, в пределах его небольших возможностей.
Оценивая самостоятельность как качество личности или самостоятельную деятельность детей используют различные критерии.
Выделяют такие критерии самостоятельности дошкольников как способность к независимым действиям, суждениям, обладанием «инициативной решительностью».
Выделяют следующие компоненты самостоятельной бытовой деятельности детей : цель, действия, результат, контрольно-проверочные действия.
Многочисленные исследования показывают, что на протяжении детства самостоятельность проходит путь развития, приобретая более богатое содержание и все более сложные формы. Она обнаруживается уже в раннем детстве. Так, на втором году жизни появляется стремление двигаться и действовать самостоятельно. Это стремление не является инстинктивным, оно формируется в первые годы жизни на основе приобретаемого ими опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Это стремление к самостоятельности является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности.
2. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в хозяйственно-бытовом труде
У старших дошкольников самостоятельность становится достаточно устойчивой, разнообразной. Дети проявляют больше инициативы и творчества в самостоятельной деятельности. Это и усвоение ребенком норм общежития, и развитие умения сравнивать действия сверстников со своими собственными и с требованиями, предъявляемыми взрослыми к его поведению, деятельности. Постепенное овладение логикой взаимосвязи явлений подводит ребенка к построению элементарного практического мировоззрения, формирует доступные самостоятельные рассуждения, умозаключения, обобщения фактов.
Самостоятельность старших дошкольников в хозяйственно-бытовой сфере проявляется в выполнении различных обязанностей и поручений. В основе развития самостоятельности у старших дошкольников целый комплекс психологических изменений. Это и усвоение ребенком норм общежития, и развитие умения сравнивать действия сверстников со своими собственными и с требованиями, предъявляемыми взрослыми к его поведению, деятельности. Постепенное овладение логикой взаимосвязи явлений подводит ребенка к построению элементарного практического мировоззрения, формирует доступные самостоятельные рассуждения, умозаключения, обобщения фактов. Немаловажное значение для развития самостоятельности у детей 5-7 лет имеют такие педагогические воздействия, которые ставят ребенка в условия выбора формы поведения, способа деятельности, самостоятельного выполнения задания, обязанностей.
Самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста является «свойством личности, выражающимся в нравственно-волевой направленности поведения и деятельности, проявляющейся в стремлении действовать, не прибегая к помощи окружающих, в активности, инициативе при организации деятельности и достижении ее результатов, в нравственной мотивации самостоятельных действий (не затруднять окружающих, получить одобрение, проявить заботу, оказать помощь)».
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей проявляется в умении применять усилия, преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Дети начинают помогать друг другу, опекают тех, кто не умеет работать, учат их. Выявлено, что самостоятельность возрастает, если задание представляет для ребенка интерес. При этом один и тот же ребенок может быть беспомощным и неуверенным, если задание и деятельность не увлекает его.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам.
Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его : подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы.
В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение – от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд» :
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы и т. п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах : повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова, переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Старшие дошкольники редко обращаются к взрослым за помощью в привычных делах, но они стремятся все делать самостоятельно, при этом нуждаясь в совете, контроле, иначе качество выполнения задания может снизиться.
К 5 годам трудовые навыки детей, так же и в более раннем возрасте, чаще всего связаны с самостоятельностью в процессах кормления, сна, туалета. Однако они с удовольствием выполняют трудовые поручения; вместе со взрослыми осенью сгребают опавшие листья, собирают овощи; зимой расчищают дорожки; в групповой комнате протирают влажной тряпкой стулья и строительный материал, стирают кукольную одежду и пр.
К 6 годам ребенок практически умеет делать самостоятельно все, что не требует помощи других. У детей закрепляется умение правильно пользоваться предметами домашнего обихода, поддерживать установленный порядок и чистоту в доме и в детском учреждении. Круг трудовых обязанностей детей расширяется, а формы трудовой деятельности становятся более сложными. У них появляется больше ответственности, самостоятельности, умение распределять обязанности для выполнения работы, оказывать взаимопомощь, появляется инициатива и стремление трудиться на общую пользу. Дети выполняют не только одноразовые дежурства, но и индивидуальные длительные поручения (1-2 недели ухаживают и наблюдают за растениями, животными, подготавливают материал к специальным занятиям, отвечают за порядок в кукольном уголке и пр.). Они приучаются к ритмичной еженедельной уборке групповой комнаты, следят за чистотой прогулочного участка. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных у детей связывается с радостным и интересным трудом в природе. Они участвуют в подготовке грядок и клумб для посадки моркови, репы, огурцов и цветов. Дети умеют сеять крупные и мелкие семена, а также высаживать в грунт рассаду. Летом они не только ухаживают за растениями, но умеют отличать культурные растения от сорных трав. Осенью вместе с воспитателем дети собирают урожай со своих участков и подготавливают природный материал для занятий по ручному труду.
В дошкольном возрасте дети не только любят трудиться, но и очень интересуются профессиями окружающих людей, стараются подражать взрослым, спорят, какая профессии «важнее», мечтают о том, кем они будут работать, когда вырастут.
С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на формирование самостоятельности детей, был проведен анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста.
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, провозглашает направленность на формирование собственной активности и самостоятельности дошкольника, начиная с первых дней пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Целевыми ориентирами программы на этапе завершения дошкольного образования определяется то, что дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно–исследовательской деятельности, конструировании и т. д. При этом самостоятельность выступает главным критерием, определяющем готовность старшего дошкольника к школе.
Анализ Программы дошкольного образования «Детство» (под редакцией Бабаевой Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В.) показывает, что программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности. В каждом разделе программы предусматривается освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку «проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность». В результате, как отмечается авторами Программы, дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе. Анализируя и сравнивая эти Программы дошкольного образования, можно увидеть, что они рекомендуют использовать в образовательном процессе методы, направленные на формирование самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности.
Наиболее четко это идея прослеживается в Программе дошкольного образования «Радуга» (под редакцией С. Г. Якобсона, Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновой). В содержании образовательной деятельности данной программы во всех образовательных областях (социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и др.) «становление самостоятельности» является ключевой установкой в развитии детей дошкольного возраста, на что направлены предложенные программой методы и приемы.
Парциальная программа «Лесенка РОСТА» Г. Б. Мониной целиком направлена на развитие самостоятельности, инициативности и ответственности детей старшего дошкольного возраста. Данная Программа предполагает поэтапное формирование у ребенка представлений об инициативности, самостоятельности, ответственности и мотивации выполняемой деятельности; исследования собственного стиля успешной деятельности; становление практических навыков проявления ответственного поведения; осознанное самостоятельное использование накопленного опыта в различных видах деятельности.
Таким образом, в старший дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии самостоятельности. Самостоятельность в современных Программах дошкольного образования может развиваться в различных видах деятельности, в том числе и трудовой деятельности. В старшей группе происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно-бытового труда (раздача вторых блюд, наведение порядка в шкафах). Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, аккуратно, умело обращаться с предметами. Детей учат навыкам планирования своей и общей деятельности, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование.
3. Формы и методы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в хозяйственно-бытовой сфере
В настоящее время у многих детей отмечаются недостаточно сформированные трудовые навыки, недостаточная самостоятельность при выполнении не только трудовых процессов, также не все дети ответственно относятся к поручениям.
Особо эффективные для развития самостоятельности в хозяйственно-бытовой сфере, такие формы и методы работы с детьми такие как:
• работа с использованием предметно – схематических моделей, алгоритмов, технологических и пооперационных карт последовательности выполнения трудовых действий,
• самостоятельное рисование схемы для использования в труде,
• самостоятельное использование дидактических и настольно-печатных игр,
• самостоятельное использование художественного слова и малых форм,
• придумывание проблемных ситуаций и обсуждение путей выхода из них.
Благодаря продуманной методике уже в младшем дошкольном возрасте можно достигнуть того, что небольшие трудовые задания (например, накрыть на стол) выполняются детьми самостоятельно, легко, без помощи взрослого. Дети начинают, по их мнению, проявлять целеустремленность, и даже элементы инициативы. Но все эти черты еще неустойчивы и контроль взрослых продолжает оставаться необходимым, но он все чаще направлен на результат работы и связан с ее оценкой, одобрением исполнителей.
Немаловажное значение для развития самостоятельности у детей 5-7 лет имеют такие педагогические воздействия, которые ставят ребенка в условия выбора формы поведения, способа деятельности, самостоятельного выполнения задания, обязанностей.
Главным фактором развития устойчивой самостоятельности является смена позиции ребенка в его отношениях со взрослыми. Если для малыша взрослый – эталон, носитель общественных норм и образец поведения, модель для глобального подражания, то у старшего дошкольника на основе личного опыта появляется возможность и право осуществлять отдельные функции руководства в общении и деятельности. Очень важно, чтобы ребенок в общении с взрослым не чувствовал себя только учеником, чтобы он мог ни когда-нибудь в необозримом будущем, а уже теперь, сейчас в чем-то сравниться с взрослыми. Это не только поможет ему правильнее, адекватнее оценивать и присваивать социальные образцы поведения, но и дает уверенность в своих силах, что важно для упрочнения самостоятельности.
Ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности способны приводить к разного рода деформациям не только в структуре самостоятельности, но и к личностным искажениям. Поэтому так важно, чтобы у ребенка было состояние эмоционального комфорта, ощущение того, что он уже что-то знает, что-то умеет, на что-то может повлиять. А значит, ощущение причастности к основному призванию человека - самостоятельному освоению и преобразованию мира.
Когда ребенок получает задание взрослого, должен руководствоваться правилами такого содержания:
1. «сначала выслушай внимательно, что надо сделать, а потом начинай выполнять;
2. приготовь все, что тебе будет нужно для работы».
Взрослый же по мере необходимости может напоминать ему эти правила. Когда ребенок приступает к выполнению порученного ему дела, взрослый, наблюдая за его работой, может увидеть, какое из следующих правил нужно напомнить ребенку. Среди них, следующие:
1. «любую работу надо выполнять хорошо, правильно и аккуратно;
2. насорил, разлил воду – убери, не жди, чтобы об этом тебе
напоминали другие или делали это за тебя;
3. когда трудишься, нельзя отвлекаться: смотреть по сторонам, убегать к играющим детям, снова возвращаться».
Часто во время работы ребенку приходится напоминать о правилах, которые связаны не только с качеством выполняемого им задания, с отношением его к работе, как перечисленные выше, но и с усвоением трудовых умений и навыков.
Правило всегда лучше запоминается и усваивается, если ребенок может видеть, как следует выполнять ту или иную работу. Поэтому очень важно поработать вместе с ним. Совместный труд взрослого и ребенка – одна из наиболее действенных приемов воспитания у детей положительного отношения к труду. Дети перенимают не только трудовые умения и навыки, но и отношение взрослого к делу, усваивают необходимые правила.
Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т. д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
Таким образом, значение хозяйственно-бытового труда велико. Он создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например, участие в наведении порядка в групповой комнате, предварительного ее планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его, а также развивается самостоятельность.