Папки-передвижки

«Формирование связной речи дошкольников посредством использования мнемотехники»

Светлана Мамкова
«Формирование связной речи дошкольников посредством использования мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. ФГТ определяют содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Умственное развитие дошкольников - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки детей к школе и ко всей будущей жизни. дошкольников.

Публикация «„Формирование связной речи дошкольников посредством использования мнемотехники“» размещена в разделах

Отказ от учебной модели организации пребывания воспитанников в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы, которые бы позволяли образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. При этом очень важно строить образовательный процесс «на адекватных возрасту формах работы с детьми». Я, считаю, что умственное развитие - сложный процесс, который требует в работе использование педагогом наиболее интересных форм и средств обучения для формирование разнообразных навыков и умений у детей дошкольного возраста. Изучив педагогическую литературу, я выяснила, что результаты исследования детей показывают важность овладения ребенком действиями замещения и наглядного моделирования для развития умственных способностей. На исследовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения (метод обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой; метод обучения ориентировке в пространстве при помощи плана).

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использования условных обозначений, чертежей, схематических рисунков, проявляется возможность применять наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи последовательность выполнения действий.

Наглядное моделирование проявляется и в детской конструктивной деятельности. Использование заместителей (схем) даёт возможность ребенку более уверенно и точно выполнять задание, особенно важно это для детей логопедической группы, где у детей страдает не только речь, но и внимание, память, мышление.

На начальном этапе работы я взяла за основу опыт таких педагогов, как Л. Ефименкова, Т. Нестерова, которые в своих трудах предлагают не общие рассуждения о том, как важно быть творческой личностью, а конкретные приемы, которые мы можем применять в работе.

Я стала заниматься данной темой, потому что у большого количества детей, особенно в последнее время встречаются проблемы речи :

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

А особенности работы с мнемотаблицами таковы, что использование данной технологии позволяет устранить ряд проблем.

Поэтапное введение мнемотаблиц :

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).

2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).

3. Введение отрицаний.

4. Сочетание символов, чтение их цепочки.

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

6. Творческое создание детьми опорных схем.

Я на своих занятиях, наряду с пересказом, заучиванием стихов, с описательными загадками, стала использовать схемы для обозначения последовательности выполнения задания.

В начале каждого учебного года провожу диагностику по приоритетному направлению.

Применение схем-моделей помогает детям при заучивании стихотворений. Развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно, точно содержание задания, текста.

Так в игре "Загадки и отгадки" - дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением - я читаю загадку, дети рассматривают имеющиеся у них картинки. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит "Это про. ". При этом он объясняет, почему он так думает.

Предложенные детям игры способствуют овладению навыками подбора к заместителям соответствующих предметов, объектов. Действия наглядного моделирования дети осваивают в играх: "Сложи картинку", "Собери целое".

Также предлагаю детям серии схем на усвоение последовательности событий "Что сначала, что потом?".

Различное отношение детей к модели и познанию посредством нее, указывает на разный уровень развития познавательных интересов. Игры, занятия с моделями представляют широкие возможности для развития интереса к познанию, сочетая привлекательную эмоционально-образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями модели.

Проведение занятий по схемам показали, что варьирование игрового содержания, занимательность, необычность игровых задач привлекают детей к играм с моделями. Способствуют развитию познавательных процессов. Работая в этом направлении разработала серию конспектов:

1. "Лето красное пришло"

2. "Здравствуй, лето красное"

3. "У весны на крыльях"

4. "Однажды зимой"

5. "Снеговик в гостях у детей"

6. "Лесовик пришел в гости"

Использование моделей может быть применено не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимные моменты, т. к в связи с введением ФГТ, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование может стать составной частью игры, благодаря которой будут приобретены детьми новые знания и умения, дети научаться использовать их на практике.

Провела консультации для педагогов - "Игра - доступный способ моделирования", "Использование моделей для развития речетворчества". Сообщение на тему: "Развитие умственных способностей детей с помощью заместителей и наглядных моделей".

Я применяю в своей работе широкий набор нетрадиционных методов, приемов и средств в воспитании детей, учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. Особое снимание уделяю развитию связной речи.

Дети учатся пересказывать, составлять рассказы, учить стихи

Доминирующим направлением в моей работе проходит тема: "Использование моделей для развития творчества детей".

Использование схем, моделей, сигнальных карточек помогает мне качественно осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии с современными требованиями. Самой приемлемой формой работы считаю использование метода проектов, так как появляется возможность использовать мнемотаблицы в различных видах деятельности, а самое главное происходит тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

Для образования родителей, сделана ширма с консультацией, родители посещают совместные мероприятия, изготавливают схемы вместе с детьми по заучиванию стихов.

В результате проведенной работы с детьми и родителями удалось достичь следующих результатов

У детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

Расширился круг знаний об окружающем мире;

При помощи мнемотаблиц дети легко запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки.

Активизировался словарный запас.

Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Методический проект для воспитателей ДОУ Профессиональная помощь педагогическим кадрам в переходном периоде по внедрению ФГТ в образовательный процесс Процесс обновления образования.

Предметно-развивающая среда старшей группы. Детский сад № 4 “Экият” г. Мамадыш РТ. Воспитатель старшей группы Сафина Юлдуз Фаритовна. Предметно-развивающая среда старшей группы. Группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование связной речи дошкольников посредством использования мнемотехники»
Опубликовано: 23 декабря 2012 в 15:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Формирование связной речи дошкольников посредством использования мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мамкова (УИ 52435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД