МААМ-картинки

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование метода «Коучинг»

Марина Юрьевна Бурашова
Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование метода «Коучинг»

«Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование метода «Коучинг»».

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно со старшего дошкольного возраста, – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенокдошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и осознает, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Публикация «Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование метода „Коучинг“» размещена в разделах

В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А. Д. Шатовой, А. А. Смоленцевой, Л. Н. Галкиной и др.

А. Д. Шатова в журнале «Дошкольное воспитание» поднимала проблему экономического образования дошкольников в статьях на тему «Нужно ли и зачем экономическое воспитание дошкольникам?» В условиях общественного дошкольного воспитания, в детском саду дети тоже «покупают», «продают», «расплачиваются» за покупки «деньгами», однако все это происходит в играх, в условной ситуации, порой очень непохожей на то, что происходит в реальной жизни взрослых людей. Налицо два плана «экономической» деятельности взрослых людей. Полагаться только на один из них, как показывают исследования, да и сама жизнь, нецелесообразно. Кроме того, мы хорошо знаем, насколько различны ценностные установки каждой семьи как социального института воспитания, в том числе, и экономического. Поэтому важно подчеркнуть необходимость связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышления.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

-научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

-с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

-научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

-вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности;

-формировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения, воспитание убеждения в том, что личный добросовестный труд является средством

удовлетворения своих потребностей;

-развивать экономические представления об экономическом развитии общества, организации производства, товарно-денежных, нравственно-этических, государственно-юридических отношениях и др.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают следующее :

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Так же мы провели анализ примерной основной образовательной программы нашего ДОУ «От рождения до школы» который показал, что авторы данной программы Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева предполагают, начиная со старшего дошкольного расширять представления детей об элементах экономики (деньги, их история) значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспечения людей, благотворительность. Однако в методических рекомендациях, разработанных к данной программе под редакцией О. В. Дыбиной, Е. Е. Крашенникова, О. В. холодовой наблюдается дефицит конкретных рекомендаций по формированию основ экономики у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в процессе работы по данной проблеме были обнаружены противоречия между:

- необходимостью ознакомления дошкольников с азами экономики и недостаточностью технологий формирования экономических представлений;

- интересом детей старшего дошкольного возраста к жизненным экономическим понятиям и недостаточным вниманием родителей к данной проблеме;

- потребностями жизни в накоплении ребенком экономических представлений и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данных представлений у дошкольников;

Гипотеза:

-разработать и реализовать технологию формирования экономических представлений посредством метода «Коучинг»;

- пополнить предметно-развивающую среду, которая будет способствовать формированию экономических представлений;

-осуществлять педагогическую диагностику развития детей в области экономики.

Выше изложенные факты и несоответствие ФГОС дошкольного образования традиционных методик, способствующих подаче детям готовых знаний, побудили к поиску новых педагогических технологий для эффективности работы по формированию экономических представлений старших дошкольников.

Изучение научной и методической литературы отечественных и зарубежных авторов, ознакомление с опытом инновационной деятельности коллег и педагогических коллективов позволило обнаружить интересный, отвечающий, на наш взгляд современным требованиям метод «Коучинг».(приложение 1).

Коучинг появился в конце 80-х годов ХХ века. Его автором считается американец Т. Дж. Леонард, который разработал эту систему во время своей работы финансовым советником. Клиенты постоянно просили у него совета не только в сфере управления финансами, но и в различных жизненных ситуациях. Обобщив этот опыт, Леонард с 1982 года начал практику коучинга. Это направление приобрело популярность вначале в Соединенных Штатах, а затем распространилось на остальной мир.

Слово «сoaching» (коучинг) в переводе с английского означает «наставлять, воодушевлять, тренировать». Коучинг в России с 1999 года и эффективно используется в бизнесе, консультировании, наставничестве, менеджменте, психологии, тренинге, спорте и других областях жизни. Он использует их элементы, беря оттуда самое результативное, не сводится к ним, а вносит в эти области свое, имеет принципиальные отличия. В настоящее время у коучинга нет четкого единого теоретического фундамента (используются различные дефиниции, подходы и инструменты из разных направлений, - он, в основном, исходит из практики, тем не менее у него, как метода будущее, - это связано с его высокой результативностью в использовании.

С 2004 года коучинг начал использоваться в образовании, экстраполируя на него присущий ему демократический управленческий и личностно-развивающий подходы, делая основной акцент на обучении, саморазвитии обучающихся. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования, Н. М. Зырянова рассматривает данное понятие, как "форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развитии необходимых способностей и формирования новых навыков ”. Коучинговый подход ставит обучающегося как личность в центр обучения и адекватно соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые компетенции органично встраиваются в профиль компетенций современного педагога.

По мнению Н. А. Зыряновой, цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов. Основная задача коуча - поддерживать у детей уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера детей в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебную деятельность.

Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

Ключевые установки и ценности коучинга нам знакомы, они естественным образом включаются в любое учебное занятие:

-развитие навыков целеполагания и проектирования,

-разработка гипотез и продвижение проектов,

-опора на творческую инициативу, позитивную мотивацию,

-желание пробовать, ошибаться, идти дальше.

Что важно - они близки к форматам личностного развития, причем не только наших детей, но и самих педагогов. За счет глубокой включенности во взаимодействие педагог тоже получает стимул для изменения качества своей жизни.

Пять установок коуча, которые были сформулированы Милтоном Эриксоном :

«Дети хороши такими, какие они есть»;

«Дети уже обладают всеми ресурсами для успеха»;

«Изменения не только возможны, но и неизбежны»;

«Дети действуют с позитивными намерениями»;

«Дети делают наилучший выбор из возможных».

Как видим, в педагогичности установок не приходится сомневаться. Хороший педагог никогда не навешивает на детей ярлыки неисправимых, принимает всех, создает новые возможности для выбора. Он верит в желание ребенка быть хорошим, в то, что он стремится к лучшему; главное – педагог сам уверен в собственной способности меняться к лучшему.

Философия и принципы коучинга :

Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни

Каждый человек обладает мощным потенциалом

В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха

Фокус на сильные стороны

Обучение на успехе, а не на ошибках

Ориентир не на проблему, а на решение

Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию

Направленность: из настоящего в будущее

Нет оценкам и советам! Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам

Легкость и позитив

Итак, Коучинг рассматривает человека не пустым сосудом, в который можно поместить всё что угодно, он предлагает новую модель. Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Нам необходимы питание, поощрение и свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти в мощное создание уже заложена в нас.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что возможности применения коучинга в образовании (обучении, воспитании и развитии детей) достаточно разнообразные. Он эффективен прежде всего потому, что нацелен на создание для детей комфортной безопасной образовательной креативной среды (условий и общения, повышение мотивации в учебной деятельности и в решении их личных жизненных проблем. Обеспечение в образовательном процессе демократического стиля взаимодействия, обратной рефлексивной связи, осуществление длительного педагогического сопровождения и консультативной поддержки (помощи) позволяет повысить степень и объем усвоения материала, уровень компетенций, помогает развить новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве, на желании взаимодействовать с окружающими. У детей старшего дошкольного возраста коучинг может быть направлен уже на самоопределение, в целом способствует развитию их творческого потенциала (одаренности, их самореализации как цели образования.

Исходя из выше изложенного, мы приняли решение разработать и апробировать в образовательном процессе технологию формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование метода «Коучинг». Организуя работу, мы предположили, что если систематически, планово использовать в работе с дошкольниками метод коучинг, то это будет способствовать не только повышению прочности и глубины знаний детей в области экономики, но и формированию умения использовать эти знания действуя в различных типичных ситуациях. Другими словами, реализуя задуманное, мы ожидали достичь следующих результатов:

- дети умеют доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

- у детей осознанное отношение к вопросам экономики (реклама, деловые взаимоотношения, семейный бюджет и т. д.);

- сформировано умение детей предвидеть возможные затруднения, проблемы, находить способы избегать их;

- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

- умение организовать деятельность в соответствии с поведением окружающих в «типичных ситуациях»;

Преследуя цель формирования экономических представлений старших дошкольников через использование метода «коучинг», мы поставили следующие задачи:

- адаптировать метод «коучинг» для работы с детьми старшего дошкольного возраста;

-разработать и внедрить в практику тематическое планирование по формированию экономических представлений детей старшего дошкольного возраста помощью метода «коучинг»;

- провести анализ эффективности используемой технологии.

Первый этапом работы - диагностический выявление уровня сформированности экономических представлений у старших дошкольников. Для диагностирования мы использовали методику Л. Н. Галкиной.

Диагностика проводилась в двух группах детей старшего дошкольного возраста.

Результаты позволили сделать вывод, что в уровень сформированности экономических представлений в обеих группах практически одинаков. (Приложение2)

Второй этап - организационный заключался в создании условий необходимых для использования метода «коучинг» в образовательном процессе. В первую очередь была разработана технологическая карта вопросов по формированию основ экономики у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода коучинг. Которая помогает наствнику (коучу, в роль которого, перевоплощается педагог:

- не давать советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения;

- не говорить: «надо делать так, а вот так делать не надо», а создавать условия для того, чтобы ребенок сам понял, что ему надо делать;

- стимулировать творческий поиск решений;

- поддерживать решимость воспитанника достигать целей;

- осуществлять изменения в своей деятельности;

Другими словами данная технологическая карта поможет коучу (педагогу) создать креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где ребенок чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания. (Приложение3)

Разрабатывая данную технологическую карту мы придерживались следующих требований, которые должен соблюдать педагог:

- педагог должен осуществить выбор темы для изучения вместе с детьми;

- педагог инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении;

- фиксирует все ответы детей, которые определяют задачи и направления познавательной деятельности;

- создает условия для реализации познавательной деятельности;

- помогает каждому ребенку сделать выбор и определить свою роль в деятельности;

- педагог создает условия для осуществления детских замыслов;

- создает условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности.

Так же на данном этапе работы мы обогащали знания и представления детей о мире экономики, данная работа осуществлялась в соответствии с разработанным нами перспективным планированием для формирования экономических представлений, которое так же, предполагало взаимодействие с родителями. Для успешной реализации данного этапа нами была разработана опорная таблица. (Приложение4) На этом этапе мы через беседы, чтение литературы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, с помощью продуктивной и поисковой деятельности, через создание рекламы и реализации продукта и т. д. обогащаем и расширяем представления детей в области экономики. А дети приобретают умение получать необходимую информацию в различных видах деятельности и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для реализации полученных знаний так же необходима соответствующая предметно-игровая среда. Поэтому следующим шагом на данном этапе было: пополнение развивающей предметно игровой среды. (Приложение 5)

Опираясь на пособия для экономического воспитания основой которых служат методические рекомендации Киреевой Л. Г., Смоленцевой А. А., Кнышовой Л. В., Курак Е. А., мы пополнили игровые зоны пространства группы, материалами, всевозможными пособиями и атрибутами для сюжетно-ролевых, настольно-печатных и дидактических игр способствующих погружению детей в мир экономики, и с помощью которых происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений, формируется умение применять их в самостоятельной деятельности.

Третий этап - практический направлен на реализацию выше указанного перспективного планирования, в соответствии с которым занятия по формированию экономических представлений были организованны 1 раз в неделю с использованием технологической карты вопросов. Каждую неделю мы постепенно вносили в пространство предметно-развивающей среды группы предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, пополняли книжные уголки и т. д. что способствовало формированию у детей интереса и мотивации к деятельности.

В своей работе мы использовали следующие методы и приемы :

-постановка вопросов проблемного характера;

- наблюдение;

- дидактические игры;

- фиксация результатов;

- моделирование;

-метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);

-метод инцидента;

-метод ситуационно-ролевых игр;

-игровое проектирование;

-метод дискуссии.

Работа с картой осуществлялась поэтапно:

1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком;

2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации);

4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап – реализация плана действий;

8 этап – рефлексия.

Организуя системную и планируемую работу по реализации нашей технологии мы выделили следующие ее особенности, отвечающие требованиям ФГОС ДО:

- во-первых: в том, что она предназначена для получения умений и навыков в условиях где нет однозначного ответа, решения на поставленный вопрос, ситуацию, а есть несколько ответов, решений которые, могут прогнозировать изменение действий;

- во-вторых: акцент обучения направлен на выработку приемов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем (отсюда принципиальное отличие данной технологии от традиционных методик : ребенок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждаемой проблемы);

- в-третьих: результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретенные в работе;

-в-четвертых: воспитатель выступает в роли ведущего, консультанта, наставника, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребенком.

Четвертый этап – аналитический заключался в проведении итоговой диагностики, анализе результатов работы. Диагностика уровня сформированности экономических представлений старших дошкольников проводилась так же, как и в начале работы в двух группах детей старшего дошкольного возраста. В первой группе велась целенаправленная, систематическая работа с технологической картой вопросов, во второй группе данная работа отсутствовала. Результаты позволили сделать вывод, что уровень сформированности экономических представлений в первой группе выше, а уровень знаний в области экономики в этой группе возрос в сравнении с результатами входящей диагностики (Приложение6). Анализ диагностических данных подтвердил достижение планируемых результатов и, тем самым, позволил сделать вывод, что технология формирования экономических представлений старших дошкольников с использованием метода «коучинг» эффективна.

Список литературы:

1. Успенский Э. Бизнес Крокодила Гены/ М. : Владос, 2000. – с. 125

2. Шатова А. Д. Дошкольник и. экономика / Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.

3. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику : Учебно- методическое пособие. — С. П. б. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002.

4. Полищук Г. Г., Бочкарева Л. П. Формирование у старших дошкольников основ экономической культуры. Методические рекомендации УИПК ПРО «Дошкольник. Содержание образования» / Г. Г. Полищук. - УЛГПУ Ульяновск, 1998. - С. 16-22.

5. Зиневич О. В. ,Петрова Э. Д., КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ «Сибирский педагогический журнал», Выпуск № 8 / 2012г (https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-kak-sredstvo-samorazvitiya-lichnosti)

6. Петрова В. Ф., Габдрахманова А. А. О формировании экономических компетенций детей старшего дошкольного возраста. //Одаренность и ее развитие. // Сборник статей и методических материалов Пятой международной научно-практической конференции. 26 сентября 2014г. /Под ред. проф, В. Ф. Габдулхакова. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, институт психологии и образования. 2014.-9 4с (https://kpfu.ru/staff_files/F1029724653/O_formirovanii_ekonomicheskih_kompetencij_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta.pdf).

7. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под. ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

8. Галкина, Л. Н. Экономика для детей : метод. пособие / Л. Н. Галкина. Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.

9. Л. Н. ГалкинаЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учебно-методическое пособие (https://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/).

10. https://ru.glosbe.com/ru/en/

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Автор публикации:
Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование метода «Коучинг»
Опубликовано: 21 января 2020 в 18:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД