МААМ-картинки

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Белишко Оксана Александровна
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Формирование элементарных математических

представлений у детей раннего возраста".

Методические рекомендации.

В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как в совместной образовательной деятельности, так и в активной, самостоятельной деятельности в повседневной жизни.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» размещена в разделах

В ходе формирования элементарных математических представлений, создавать в группе эмоциональную, доброжелательную, увлекательную интересную сферу игры, которая радует и заинтересовывает детей, побуждает к действиям, думать, размышлять, высказываться, различать, квалифицировать, сравнивать, решать проблему, значимую задачу. Обучение математике детей раннего возраста немыслимо без использования дидактических и пальчиковых игр, стихов и сказок. Особая роль в создании предметно-пространственной развивающей среды отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать.

В свободном доступе для детей должны находиться : разнообразные наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный, бытовой, бросовый материалы, это: пуговицы, ленты (разного цвета и размера, шнурки, шишки, желуди, различные палочки, камешки и т. д., которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации предметов; демонстрационный материал (наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной величины и цвета, модели геометрических фигур; раздаточный материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета) и т. д.

Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей исходя из этого, воспитатель намечает программные методы, приемы, дидактические, пальчиковые игры и упражнения, динамические паузы и т. д. От возраста и знаний детей зависит и сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям необходимо предоставить возможность свободно перемещаться по всему пространству групповой комнаты или зала и планирования всех игр и заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на коврике, за столом, в разных зонах группы. Но самым важным моментом формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста является обеспечение эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по формированию элементарных математических представлений создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.

Целевые ориентиры формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

- ребёнок раннего возраста может образовывать группы из однородных предметов;

- различает один и много предметов;

- различает большие и маленькие предметы, называет их размер;

-различает форму предметов, называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- умеет по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру;

- ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада, ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги); называет их.

Организация образовательной деятельности в

формировании элементарных математических представлений

в группе раннего возраста.

Основная цель развития математических представлений у детей раннего возраста являются :

- формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,количестве)

Задачи:

-привлечение внимания детей к качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения;

–освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно-двигательным, зрительным путём, путём сравнения;

-развитие самостоятельности в воспроизводящей, творческой деятельности, детской инициативности.

Основными педагогическими принципами: -последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала; -использование игровых приёмов, художественного слова, наглядности в процессе проведения занятий;

-учёт уровня развития детей и их интересов, их эмоционального состояния, предоставление возможности проявления активности при выборе деятельности.

Организация образовательного пространства предусматривает доступность разнообразного материала и оборудования, целенаправленность, систематичность, насыщенность, гибкость, полифункциональность.

Структура программы:

Программное содержание.

Количество: развитие умения формировать группы однородных предметов по заданному признаку; различать количество предметов (много-один).

Величина: привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большой мяч-маленький мячик).

Форма : формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Цвет: формирование восприятия, умения различать и называть основные цвета, группировать предметы по цветовому признаку.

Ориентировка в пространстве: накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Развитие у детей умения двигаться за педагогом в определённом направлении.

памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по формированию элементарных математических представлений создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления.

При планировании организации образовательной деятельности по ФЭМП у детей раннего возраста необходимо учитывать особенности психического и физического развития детей в этот период и строить образовательный процесс с учётом индивидуальных возможностей ребёнка этого возраста. Задача воспитания и обучения состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание решать поставленную игровую задачу.

СЕНТЯБРЬ.

Адаптационный период.

ОКТЯБРЬ.

1 неделя Количество «Матрёшки»

Цель: развивать умение различать количество предметов, используя слова «один-много».

2 неделя Величина «Хоровод матрёшек»

Цель: развивать умение различать предметы контрастной величины, используя слова «большой-маленький».

3 неделя Цвет «В лес пойдём-земляничку найдём»

Цель: развивать умение группировать предметы по одному из сенсорных признаков (цвет).

4 неделя Форма. «Что катится-что не катится?»

Цель:формировать умение различать предметы по форме, называть их, производить с ними действия.

НОЯБРЬ.

1 неделя Количество «Курочка и цыплята»

Цель: учить детей выделять отдельные предметы из группы, устанавливать отношения между понятиями «один-много».

2 неделя Величина «Мишка и шишки»

Цель: формировать представления о размере двух предметов «большой-маленький».

3 неделя Цвет «Осенние листья»

Цель: упражнять детей в раскладывании предметов по подобию на полосках разного цвета.

4 неделя Форма «Спрячь кубик -спрячь шарик»

Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их; кубик, шарик.

ДЕКАБРЬ.

1 неделя Количество «На лесной опушке»

Цель: развивать понятия «один – много», сравнивать, обобщать.

2 неделя Величина «Большой дом – маленький щенок»

Цель: обучать соотносить предметы по величине.

3 неделя Цвет «Разноцветные шары»

Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет (жёлтый – красный).

4 неделя Форма «Строители»

Цель: познакомить детей с геометрической формой «треугольник».

ЯНВАРЬ.

1 неделя

Количество

«Сколько мячиков?»

Цель: развивать умение различать количество предметов : много –один – ни одного.

2 неделя Величина «Большие и маленькие мячи»

Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.

3 неделя Цвет «Нарисую море»

Цель: учить выделять предметы по одному сенсорному признаку (цвету, акцентировать внимание на синий цвет.

4 неделя Форма «Кубики и кирпичики»

Цель: формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, тактильно обследовать предметы.

ФЕВРАЛЬ.

1 неделя

Количество, расположение в пространстве

«Жила у Маши собачка»

Цель: дать представление о том, что количество предметов не изменяется от их иного расположения.

2 неделя Величина «Собери снеговика»

Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой круг – маленький круг).

3 неделя Цвет «Найди пару»

Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, устанавливать сходство и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

4 неделя Форма "Чудесный мешочек»

Цель: формировать умение обследовать предметы, выделяя их форму, обогащать непосредственный чувственный опыт, включая все виды восприятия.

МАРТ.

1 неделя Количество «Собираем игрушки для матрёшки»

Цель: учить выделять количество предметов (один, много, отвечать на вопрос «сколько» (один, много).

2 неделя Величина и положение в пространстве «Цветы для мамы»

Цель: привлекать внимание к предметам контрастных размеров (большие и маленькие цветы и бабочки, их месторасположению.

3 неделя Цвет «Подарки для мамочки»

Цель: формировать умение обследовать предмет, выделяя их цвет, развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков.

4 неделя Форма «Разные треугольники, ориентировка в пространстве»

Цель: закреплять представление о геометрической фигуре (треугольник); пространственных отношениях (выше – ниже).

АПРЕЛЬ.

1 неделя Ориентировка в пространстве «Ёжики и белочки»

Цель: дать представления о пространственных отношениях; вверху, внизу, посередине.

2 неделя Величина «У кого уши длинные, а хвост короткий»

Цель: познакомить с понятиями «длинный», «короткий», обучить сравнивать предметы по длине методом приложения.

3 неделя Цвет «Разноцветная одежда»

Цель: формировать умение выделять и называть цвет предмета, подбирать предметы по тождеству (найди такой же).

4 неделя Форма «Что везём в грузовике?»

Цель: учить соотносить форму предмета с её названием, группировать предметы по одному сенсорному признаку (форма).

МАЙ.

1 неделя Ориентировка в пространстве «Поезд»

Цель: накапливать опыт по практическому освоению окружающего пространства (помещение группы)

2 неделя Величина «Широкая дорожка – узкая тропинка»

Цель: учить сравнивать предметы по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения.

3 неделя Цвет «Одуванчики»

Цель: развивать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет)

4 неделя Форма. «Где спрятались фигурки?»

Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях (на, под, около).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Основным назначением дидактической игры является обеспечение упражнения детей в различении, выделение, называние множеств предметов, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей с разнообразными способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных, о форме, о цвете, о величине.) представлений детей.

В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается, как в непосредственно образовательную деятельность, так и в самостоятельное, свободное время и является средством расширения, уточнения, закрепления учебного материала. В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творчество, инициативу.

«Овощной магазин».

- расширяет представление о форме и величине, цвете, развивает навыки сравнения предметов.

Воспитатель приглашает детей в овощной магазин. В магазине много овощей (муляжи) и детям предлагается поработать продавцами. Директор магазина ёжик даёт задание разложить в корзины овощи круглой формы (или по цвету, или по размеру). Если дети ошибаются, ёжик сердито фыркает.

«Строим дом».

-развивает представления детей о форме, учит соотносить количество предметов (один - много).

Воспитатель показывает детям собачку и кошку (игрушки, сообщает, что животные хотят построить себе домики, предлагает детям помочь им. «Собачка хочет домик из кирпичиков, котик из кубиков». Воспитатель предлагает детям взять машины и поехать в магазин за строительным материалом. В одну машину дети складывают кирпичики, в другую – кубики. При этом воспитатель обращает внимание, что брать в руку нужно один кубик (кирпичик), а потом показывает детям, что в машинах стола много кубиков (кирпичиков). Дети везут материалы на «стройку» и начинают строительство домиков.

«Большие – маленькие мячи».

- учит различать цвет и величину (большой – маленький, развивать чувство ритма, ритмично проговаривать слова.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть мячики разных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает: «прыг, да прыг, все прыг да прыг, спать наш мячик не привык». Воспитатель выносит две куклы; большую и маленькую и предлагает детям подарить им мячи нужной величины для игры (большой кукле – большой мяч, маленькой кукле – маленький мяч). Затем куклы желают играть в мяч определённого цвета, и дети выбирают мячи нужного цвета.

«Большие и маленькие игрушки».

- учит различать контрастные размеры.

Мишутка приносит детям рюкзачок с игрушками, показывает детям игрушки и говорит, что у него игрушки большие и маленькие. Дети рассматривают игрушки, расставляют их, а Мишутка рассказывает, что у него есть маленький братик и просит детей отобрать для него игрушки (маленькие). Мишутка обращается к конкретному ребёнку и просит подать либо маленькую, либо большую игрушку. Когда все игрушки разложены по размерам, Мишутка благодарит детей за помощь и сообщает, что идёт играть с маленьким братиком, несёт для него маленькие игрушки.

Собери домик».

- развивает умение сравнивать, соотносить заданные цветовые оттенки, геометрические формы, осуществлять последовательные действия. Воспитатель раздаёт детям вырезанные и бумаги домики четырёх основных цветов с прорезями для окна и двери и без крыши. Отдельно раздаются геометрические фигуры: треугольник (крыша, квадрат (окно, прямоугольник (дверь). Детям предлагается заполнить прорези соответствующими геометрическими фигурами, совпадающими по цвету и размеру и т. о. составить домики.

«Длинные и короткие палочки».

- учит различать понятия «длинный – короткий», развивает глазомер. Воспитатель расставляет фигурки лесных зверей и рассказывает, что зимой в лесу холодно, звери хотят согреться, разжечь костёр. В лесу можно разжечь костёр из палочек – веточек, но нужно собрать только длинные палочки. Воспитатель раздаё т детям палочки: длинные и короткие и предлагает разложить их по размерам.

«Сложи лесенку».

- учит соотносить предметы по величине.

Воспитатель раскладывает перед ребенком полоски разной длины и предлагаем из них сложить лестницу. При этом воспитатель и ребё нок проговаривают: длинная полоска, короче, ещё короче. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить.

«Узкая и широкая дорожка»

-знакомит детей с понятиями «длинная - короткая», «узкая - широкая», «большой - маленький». Воспитатель показывает детям ленточки разной длины и ширины: «Ой, наши зверята собрались погулять, а дорожки не найдут». Предлагаем сделать дорожки из двух разных ленточек, обращая внимание на размер дорожек и зверят. Ребенок должен сам выбрать дорожку для игрушки -зверюшку подходящую по размеру, т. е. маленькая зверюшка должна идти по узкой и короткой дорожке, а большая по широкой и длинной.

«Соберём игрушки».

- учим детей классифицировать предметы по цвету, развиваем мелкую моторику.

Воспитатель объясняет детям, что сейчас мы пойдем гулять по группе и собирать в корзину все предметы желтого цвета (красного, синего и т. д.). предварительно разложив предметы, игрушки и другие безопасные вещи. Отыскивая предметы советуемся : «Это красный карандаш? Мы его берем?». Подбираем вещи другого цвета, побуждаем детей объяснить вам, что вы ошиблись.

«Разноцветные поляны»

-учим выбирать предметы по одному цвету в одну группу.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игровые поля, определить какого они цвета. Затем раздаёт карточки лото с изображёнными на них предметами разного цвета (красный помидор, жёлтый лимон, синий виноград, зелёный огурец и т. д.) и предлагает разложить их на соответствующие поляны (поля).

«Составные картинки».

- развиваем умение анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать её из частей. Вниманию детей предлагаются образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, ёлочка, домик и т. д. У детей – одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разной величины. Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков, анализируют их с точки зрения составных частей, особенностей расположения в пространстве и предлагает детям самостоятельно сложить предметы из фигур по образцу.

«Игрушки спрятались».

-учим ориентироваться в помещении группы.

Воспитатель говорит детям, что игрушки решили поиграть в прятки и прячет игрушки в определенное место. Просит ребенка: «Принеси мне, пожалуйста, куклу, которая лежит за дверью (под диваном, за шкафом, на столе и т. д.). Ребенок находит игрушку и рассказывает, где он ее нашел. Игра повторяется несколько раз.

«Рисование по песку».

- учим детей рисовать по памяти геометрическую фигуру, развиваем память ребенка, тактильное восприятие.

Воспитатель показывает детям поднос с насыпанным песком и предлагает детям : «Нарисуй любую фигуру, а я угадаю». Ребенок по памяти должен нарисовать пальчиком геометрическую фигуру. Если ребенок затрудняется, то рисует геометрическую фигуру воспитатель, а ребенок отгадывает, только потом ребенок рисует сам.

Методика проведения педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика в группе раннего возраста проводится два раза (на начало учебного года, после окончания адаптационного периода и на конец учебного года) и осуществляется в виде разработанных воспитателем игровых занятий, заданий, ситуаций, игровых упражнений. Во время этих мероприятий воспитатель проводит наблюдение за детьми и фиксирует результаты в таблице.

Примерная таблица результатов педагогической диагностики.

№п. п Фамилия,

Имя ребёнка Количественные

представления Величины,

их связи Представления

о цвете Геометрические

фигуры Пространственные

отношения Познавательные и речевые умения

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Сценарий ООД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП, с которым я участвовала в проекте "Педагогический навигатор".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Опубликовано: 19 июня 2020 в 05:37
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Белишко Оксана Александровна (УИ 2359751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД