Анна Шилова
Формирование здоровьесберегающего пространства в школе-интернате
▼ Скачать + Заказать документы
Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации «№273 – ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни» (глава4, статья 41)
Публикация «Формирование здоровьесберегающего пространства в школе-интернате» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Здоровье ребёнка – сироты, его психофизическое развитие, социально – психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в учреждении социального назначения. Именно на эти годы пребывания ребёнка в школе – интернате приходится период интенсивного развития организма, и задача всего педагогического коллектива сделать период пребывания в школе периодом психологического комфорта.
По данным нашего медкабинета из 90 детей, воспитывающихся в интернате, инвалиды составляют 37% от общего количества учащихся. Поэтому воспитание здорового образ жизни является неотъемлемой частью всей учебно – воспитательной работы школы – интерната. Знать свой организм, заботится о своём здоровье, избегать вредных привычек вот основные задачи по воспитанию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни детей школы - интерната зависит от рациональности использования здоровьесберегающих технологий в организации учебно - воспитательского процесса, выбранных в соответствии с ними методов и приёмов.
При определении цели и задач используются методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования здоровьесберегающих технологий в условиях школы - интерната, наблюдение, тестирование, изучение педагогического опыта.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здовьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс нашей школы – интерната.
Главное назначение таких технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Основная цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сохранить здоровье детей с ОВЗ в процессе их обучения и воспитания, следовательно, обеспечить каждому выпускнику школы такой уровень здоровья, который позволит ему реализовать свои жизненные планы, удовлетворить потребности и запросы. Здоровьесберегающая педагогика предполагает также формирование у каждого воспитанника нашей школы умений и навыков здорового образа жизни, а также воспитание культуры здоровья.
Системой воспитательной работы школы на 2016-2019 уч. годы предусмотрена работа по созданию здоровьесберегающего воспитательного пространства. Разработана соответствующая программа, которая предусматривает различные направления деятельности коллектива воспитателей. Это:
Санитарно-просветительская работа.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.
Нравственно-духовное и нравственно-экологическое воспитание в процессе социализации воспитанников.
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.
Система здоровьесберегающего обслуживания, рационального питания.
Организация пространства свободного времени.
Социальная защита воспитанников.
Все перечисленные направления реализуются через различные формы и методы:
Коррекционные тематические занятия;
Беседы, инструктажи, дискуссии;
Встречи с наркологами, представителями правоохранительных органов;
Коллективные творческие дела;
Проведение дней здоровья, соревнований, спартакиад;
Организация прогулок воспитанников;
Организация осенних, зимних, летних каникул воспитанников. Организация работы спортивных кружков: «Пешеходный туризм», «Легкая атлетика», «Настольный теннис», «Футбол».
С целью изучения и формирования здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната г. Ельца была проведена диагностика.
Целью, которой являлось формирование мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья. Диагностика проводилась среди воспитанников 5 класса. Если сравнить две таблицы, то можно отметить результаты ценностного отношения к здоровью у обучающихся. В начале сентября у ребят отмечался средний уровень знаний о здоровье, ответы недостаточно осознанные и полные, в конце октября – уровень знаний значительно улучшился, знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
Результаты диагностики показали, что дети стали отмечать не только интерес и желание как можно больше узнать о своём здоровье, но и признали, что сами стали больше уделять внимание здоровому образу жизни, и указали на то, что стали интересоваться своим здоровьем. Подводя итог, мы можем говорить о том, что, наблюдается положительная динамика воспитания по формированию здорового образа жизни у детей в нашей школе.
Выводы.
Весь педагогический коллектив школы – интерната работает в инновационном режиме по теме: формирование здоровьесберегающего пространства. Главной задачей нашей деятельности является создание в школе необходимых условий для наиболее оптимального сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
- Воспитателями выполняется основная работа по реализации проекта программы. Независимо от возраста детей все перспективно –
тематические планы и авторские программы предусматривают работу по формированию, развитию и закреплению санитарно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
- Во всех возрастных группах проводятся коррекционные занятия, направленные на формирование у детей осознанного отношения к сохранению своего здоровья и жизни. В начальном звене это темы, связанные с уходом за своим телом и одеждой; в среднем звене – по закаливанию и уходу за организмом; в старшем – темы, связанные с формированием основ интимной гигиены и профилактических умений по охране здоровья.
Доказательным примером сказанного может служить тематическая неделя «Я выбираю здоровье», проведенного в марте 2017 года. Согласно плана тематической недели все мероприятия и внеклассные и открытые занятия хорошо подготовлены и организованно проведены.
- В рамках проекта программы систематически проводятся беседы по соблюдению правил техники безопасности, отрабатываются модели поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни человека. Со стороны воспитателей осуществляется постоянный контроль над соответствием одежды воспитанников погодным условиям и температурному режиму.
- Большое внимание уделяется психическому здоровью детей, формированию их эмоционально – волевой сферы. С этой целью ведутся дневники пед. наблюдений, что позволяет вести учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. На коррекционных занятиях и в течение дня используется методика разгрузочных тренингов и релаксационных пауз.
- В школе строго выполняется режим дня. В обязательном порядке проводятся оздоровительные прогулки на свежем воздухе. Совместно с учителями определяется допустимая дозировка времени на выполнение домашнего задания.
Целью дипломной работы было изучить опыт работы педагогов, наблюдая педагогический процесс с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях школы – интерната.
Изучив опыт работы педагогов, наблюдая педагогический процесс с использованием здоровьесберегающих технологий, можем с уверенностью сказать, что здоровый образ жизни воспитанников школы – интерната зависит от рациональности использования данных технологий в организации учебно – воспитательского процесса, а также в соответствии выбора определенного метода и приёма в каждом конкретном случае. А значит, гипотеза полностью подтверждается.