МААМ-картинки

Формирование звуковой культуры речи посредством театрализованной деятельности в ДОУ

Ольга Шефер
Формирование звуковой культуры речи посредством театрализованной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила: Горбатько О. С.

Актуальность:

проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким, а воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Публикация «Формирование звуковой культуры речи посредством театрализованной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Исследователи в области речи дошкольников и педагоги-практики подчеркивают роль звуковой культуры речи для формирования полноценного коммуникативного развития детей, для речевой подготовки детей к школе. Если дети с правильным произношением и четкой дикцией, чаще всего, не испытывают трудностей или неудобств в общении со сверстниками и взрослыми, то дети, имеющие дефекты произношения, стесняются вступать в общение с окружающими людьми. Кроме того, у них могут встретиться трудности в дальнейшем при усвоении грамоты.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «развитие звуковой культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие».

Данная задача предполагает:

формирование правильного звукопроизношения;

четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;

развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз);

выработки умеренного темпа речи;

формирования правильного речевого дыхания;

формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.).

Театрализованная деятельность – одна из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельностьв которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Именно поэтому, мною было принято решение объединить театральную деятельность с обучением звуковой культурой речи. Дети охотно превращаются в артистов, героев различных произведений, имитируют и подражают любимым персонажам. А чтобы стать настоящими артистами театра, надо иметь четкую дикцию, выразительный голос, эмоциональную выразительность. И здесь, охотно, дети выполняют различные игровые задания, как раз направленные на развитие звуковой культуры речи.

Исходя из вышеперечисленного, а также на основе изучения педагогической литературы, наблюдения и бесед с детьми своей группы, мною было принято решение создать условия для развития звуковой культуры речи через театрализованную деятельность (центр «Театра», разнообразные ширмы, различные виды театра, декорации, костюмерная). Провела ряд бесед, познакомила с такими видами театра, как театр Петрушки, настольно-плоскостной, теневой, театр би-ба-бо.

Именно, в дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи являются театрализованная деятельность. В ходе освоения театрализованнойдеятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая  культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи: через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на развитие звуковой культуры речи ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Работая над персонажем, ребенок подражает его мимике, жестам, голосу.

Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Разыгрывание сказок также позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

С помощью театрализованной деятельности мы можем решить многие педагогические задачи по развитию звуковой культуры речи воспитанников :

развитие речевого слуха;

обучение правильному звукопроизношению;

овладение средствами звуковой выразительности;

выработка четкой дикции;

формирование культуры речевого поведения.

Виды деятельности, используемые на занятиях для формирования звуковой культуры речи :

речевая и артикуляционная гимнастика (упражнения на развитие дыхания, дикции); Ввела игрового героя перчаточного театра «Веселый язычок» («Вспомните, что мне нужно сделать, чтобы правильно произнести звук «ж»).

упражнения для эмоционального развития детей;

задания для развития речевой интонационной выразительности

развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);

упражнения на развитие выразительной мимики, жеста.

Все театрализованные игры условно делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра : вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.

В играх- драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве артиста, самостоятельно создаёт образ выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Более старших детей в играх- драматизациях привлекают отношения между героями.

Анализируя различные подходы к классификации театрализованных игр, необходимо выделить еще три вида театрализованных игр, которые особенно характерны для дошкольников. Итак, это:

Игры и упражнения на подражание

Игры инсценировки

Игры импровизации

Игры и упражнения на подражание

Подражание используется ребёнком на протяжении всего дошкольного возраста. Подражание является для ребёнка не только внешним телесным действием, а отражением потребности в освоении окружающего мира. Игры в «Сороку», «Ладушки» хороши тем, что они не требуют никакой подготовки. Первые игры и упражнения на подражание направлены на освоение жестов, движений. Дети могут имитировать движения (птички летают, зайчики прыгают, лошадки скачут).

Игры инсценировки

Что такое игра инсценировка? В детском саду игра инсценировка – это вид самостоятельной деятельности детей, который заключается в разыгрывании эпизодов из произведения.

Игры импровизации

Импровизация с латинского (внезапный, неожиданный). Это особый вид творчества, который происходит в процессе исполнения (в танце, в театре, музыке). Игры, которые проводятся с детьми раннего дошкольного возраста. в первую очередь направлены на развитие наблюдательности, двигательной памяти. Это игровые упражнения, в которых педагог подсказывает действия ребё нку: Например, а сейчас ты будешь изображать жеребёнка.

-ты маленький жеребёнок, скачешь высоко, поднимая ноги.

-ты укладываешься спать с мамой лошадкой.

-ты боишься, потому что остался один

Импровизация для старшего возраста - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие звуковой культуры речи детей неоспоримо.   Спомощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития звуковой культуры речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Практическая часть

Зайка

Утром заинька проснулся,

Потянулся, улыбнулся

Про зарядку не забыл,

Окна широко открыл.

Посмотрел он за окно

На земле белым-бело

Вьюга воет и метёт

Ёлкам песенки поёт.

Зайка чашечку достал

Чай с вареньем выпивал.

И во двор собрался быстро

Всё лопаткой чистил чисто.

Интересно и весело проходят такие словесные игры, когда дети подбирают не только слова, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное взрослым предложение:

«Зайчик-зайчик, где гулял?» (Я на улице играл; на полянке танцевал») (например, пальчиковый театр).

Кто в лесу шумит (ежик там бежит; Совушка кричит; там медведь рычит). Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

«Расскажи стихи руками»

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л. П. Савина.)

«Мое настроение».

Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

Помечтаю, помолчу! (изобразить мимикой)

Игр. упражнение «Здравствуйте» с разной интонацией (как робот, клоун, бабушка, военный, колдунья, злодей).

" Театр эмоций"

Покажите как Баба- Яга рассердилась, когда сестрица Аленушка спасла брата Иванушку.

Покажите как испугались козлята, когда волк ворвался в избушку. (Страх)

Покажите как огорчился заинька, когда лисичка выгнала его из домика. (Печаль)

Покажите как обрадовались дедушка и бабушка, когда увидели Машеньку живую и здоровую. (Радость)

Задание «Театр пантомимы».

1. Показать, как танцует Фея на балу у Золушки.

2. Как злится ведьма, узнав, что Белоснежку спасли гномы.

3. Как радуется Буратино, когда находит золотой ключик.

4. Как сердится волк на зайца.

5. Как грустит зайчик, когда лиса его выгнала из домика.

«Что я делаю»

Слова для показа жестами: «Думаю», «здравствуйте», «пропусти», «тихо», «нет», «да», «нельзя», «до свидания».

Задание «Театр голоса».

Дети пропевают гласные звуки (с низкого на высокий и наоборот)

Произносят скороговорки, чистоговорки

(тихо, громко)

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуковой культуры речи посредством театрализованной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 20 июля 2022 в 13:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звуковой культуры речи посредством театрализованной деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шефер (УИ 1250870) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД