Папки-передвижки

Формы и методы вовлечения семей в образовательную деятельность по физическому развитию детей

Никита Степанов
Формы и методы вовлечения семей в образовательную деятельность по физическому развитию детей

Актуальность

Изменения, которые происходят сегодня в дошкольном образовании, направлены на улучшение его качества. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Работа с родителями в детском саду велась всегда. Но все традиционные формы не позволяют в полной мере разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы и консультации исходят от педагогов и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. На собраниях родители чаще в роли пассивных слушателей и исполнителей. К наглядной пропаганде родители обращаются чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

Публикация «Формы и методы вовлечения семей в образовательную деятельность по физическому развитию детей» размещена в разделах

Выше перечисленные формы работы с родителями отводят ведущую роль в организации работы с семьей - педагогам. Все это указывает на то, что в становлении личности ребенка приоритет за общественными учреждениями.

Но каким бы квалифицированным не был педагог, как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в дошкольном учреждении, без поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе невозможно достигнуть поставленной цели. За воспитание детей несут ответственность родители. Их права и обязанности закреплены документами:

-в статье 38,43 Конституции Российской Федерации

-в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации

-в статье 44 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Родители и педагоги дошкольного учреждения, для полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, должны пересмотреть свое взаимодействие, разработать новые формы работы, основанные согласно ФГОС на принципе социального партнерства.

Нет ни одной программы, которая не уделяла бы внимания работе с

семьей. Наличие плана работы с родителями является обязательной составляющей годового плана любого дошкольного учреждения, принципиально важным аспектом его деятельности. Во всех детских садах регулярно проводятся родительские собрания, совместные праздники, досуги, игры и т. д.

Согласно ФГОС дошкольного образования физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:

Принцип преемственности, согласованных действий.

Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.

Принцип открытости.

Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Принцип обратной связи.

В работе применяют различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

• Конференции, «круглые столы»;

• Консультации, семинары;

• Беседы, дискуссии;

• Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;

• Участие в НОД;

• Кружки;

• Деловые игры;

• Тренинги;

• Квесты;

• Встречи с интересными людьми;

• Праздники и развлечения;

• Дни открытых дверей;

• Распространение лучшего семейного опыта;

• Походы, тематические прогулки;

• Мастер-классы;

• Родительские вечера;

• Вечера вопросов и ответов;

• Дни добрых дел.

Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.

В условиях реализации ФГОС ДО существует 4 основные направления работы с родителями:

1. Познавательное направление – это родительские собрания, консультации, семейные проекты, индивидуальные беседы, выставки работ.

2. Информационно – аналитическое направление – тестирование, анкетирование.

3. Наглядно – информационное направление - это нормативные документы, родительские уголки, объявления, фотовыставки.

4. Досуговое направление – совместные развлечения, выставки семейной коллекции, праздники и спортивные мероприятия

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для выявления сформированности у дошкольников старшего возраста культуры здоровья была проведена диагностика детей «Отношение ребенка к здоровью и здоровому образу жизни» по программе «Детство».

Цель– изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Вопросы:

1. Чем занимается Ваш ребенок на досуге?

2. Что Вы знаете об ОРВИ, ОРЗ, ГРИПП?

3. Как Вы укрепляете здоровье своих детей?

4. Что Вы делаете для укрепления эмоционального здоровья Вашего ребенка?

Проведенное анкетирование по выявлению родительской роли в формировании у ребёнка навыков здорового образа жизни показало, что наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются:

• просмотр детских телевизионных передач и игры на компьютере (75%,

• занятия рисованием и лепкой (5%,

• прослушивание рассказов, сказок (5%,

• игры в спортивном уголке (10%,

• настольные игры (5%) .

Большинство родителей (55%) испытывают потребность в информации о профилактике простудных заболеваний. Гораздо меньше их интересуют вопросы эмоционального здоровья детей (25%, организации спортивных игр (5%, рационального питания (10%). Практически не востребованы вопросы организации активного отдыха в семье (5%).

В результате анкетирования была выявлена проблема: большинство родителей понимают необходимость укрепления здоровья своих детей, но ничего для этого не делают или не владеют необходимой информацией.

На основании этого мы разделили родителей на 3 группы:

I группа (23%) - относятся родители, недооценивающие значение физического воспитания детей, не уделяющие должного внимания этому вопросу (в этом случае необходима индивидуальная работа) .

II группа (62%) – разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает свободного времени или у них отсутствует желание заниматься ребёнком.

III группа (15 %) - взрослые, с удовольствием занимающиеся с детьми физкультурой, стремящиеся воспитать здорового ребёнка.

Сделав анализ анкетирования, я начал поиск эффективных способов решения данной проблемы, которая предусматривает повышение роли родителей первой и второй групп в оздоровлении детей, приобщения их к здоровому образу жизни:

1) Провожуиндивидуальные консультации, беседы, основная цель которых – информировать о развитии двигательных навыков, активном влиянии воспитания на развитие физических качеств.

2) Предоставляю родителям педагогическую литературу необходимого содержания.

3)Привлекаю родителей к подготовке и проведению совместных спортивных мероприятий.

Третья группа родителей – это мои помощники и активные участники спортивно-оздоровительных мероприятий.

С учетом разделения родителей на группы, нами были определены основные направления работы. Во-первых, для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной, развивающей среды в дошкольном учреждении.

Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются все необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Оборудованы спортивная площадка и физкультурный зал со спортивным комплексом, разнообразным инвентарём: гантели, модули, фитболы, тренажеры, обручи и многое другое. Достаточный выбор инвентаря позволяет включать в работу сразу большую группу детей, вызывает интерес и обеспечивает высокую моторную плотность тренировок, которая составляет в младших группах 70-80%, в старших – 80-90%. В групповых комнатах есть физкультурные уголки, с нестандартным оборудованием для подвижных и спортивных игр, гимнастики после сна.

Во- вторых, разработаны формы тесного взаимодействия с родителями:

- в детском саду: непосредственная образовательная деятельность - открытая для посещений родителями; развлечения и праздники, участие в городской спартакиаде "Малышок» и различных эстафетах среди дошкольников.

-за пределами детского сада: совместное участие детей и родителей в спортивных мероприятиях Лыжне России, Кроссе Нации, Колесо здоровья и т. д

- в семье по рекомендациям педагога: подвижные игры, игровые упражнения, комплексы упражнений по профилактике осанки и плоскостопию у детей; активный отдых всей семьёй.

Чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительные деловые контакты со всеми взрослыми – воспитателями, родителями, специалистами детского сада, участвующими в процессе воспитания. Эта работа предполагает несколько этапов.

Первый этап – Подготовительный (ознакомительный) - заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которое посещает их ребенок. С этой целью мы организуем Дни открытых дверей, проводим концерты. При поступлении в детский сад собираю информацию о физическом развитии ребенка. В процессе бесед, анкетирования выявляю запросы, интересы родителей, их отношение к физической культуре, знакомлю с основной образовательной программой, условиями для физического развития в детском саду.

Провожу собрания в форме круглых столов, тренингов, где обсуждаем проблемы: как сформировать у детей интерес к физической культуре, как его поддерживать. Стремлюсь к тому, чтобы родители на этом этапе поняли, что от них зависит здоровье и физическое развитие ребенка, чтобы осознали свою роль, преимущества объединения усилий детского сада и семьи.

Второй этап – просветительский – повышение педагогической грамотности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей ознакомления их с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду.

- подбор методических рекомендаций по созданию здоровьесберегающей среды: «Как вырастить здорового ребёнка», «Спортивный уголок дома», «Игры перед сном».

- подбор литературы по ЗОЖ: организация выставки книг, размещение консультаций на сайте детского сада.

-тиражирование положительного опыта семейного воспитания в формировании ЗОЖ и участия в совместной проектной деятельности по здоровьесбережению детей: реализованы детские проекты воспитанников «Как победить плоскостопие?», «Моя спортивная семья», «Здоровая семья – счастливая семья», принимали участие в городской исследовательской работе «За здоровьем босиком».

Третий этап – Совместнодеятельностный:

– формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;проведение совместных физкультурно-оздоровительных праздников и развлечений: «Мама, папа, я- спортивная семья», «Зимние забавы», «Зов Джунглей», «Армейские игры», соревнования за «Кубок детского сада» агит поезд, Малые Олимпийские игры, День Здоровья.

- Родители начинают больше понимать о физическом развитии своего ребенка;

-получают представление о работе инструктора по физической культуре и начинают испытывать большее уважение к нему;

-обучаются различным видам двигательной деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

-знакомятся с упражнениями и спортивными играми; получают возможность помогать ребенку на занятиях и дома в освоении различных видов движений, выбирают спортивные секции и кружки;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показателем эффективности работы является участие родителей в массовых спортивных мероприятиях, поэтому невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Отличительной особенностью спортивных праздников для детей является то, что все они проходят при активном участии родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой. Содержание праздника включает эстафеты, игровые задания, подвижные игры, где взрослые выступают в паре с ребенком, с группой детей. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание. Они интересны и доступны для дошкольников и их родителей, бабушек и дедушек. Дети любят праздники, а когда рядом папа и мама – это праздник вдвойне. Совместные мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей (дети видят, как красиво родители выполняют упражнения, быстро бегают, ловко играют, гордятся сильными папами и ловкими мамами, подражают им). Главное – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми интеллектуально, духовно и физически.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Основная образовательная деятельность по физическому развитию во второй младшей группе «Путешествие с Колобком» Цель: Совершенствование умения и навыков в основных видах движений на занятии, формирование потребности и желания заниматься физкультурой.

Отчет о выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС в младшей группе О выполнении плана по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность с учетом ФГОС ДО в первой младшей группе. Идея воспитания.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы вовлечения семей в образовательную деятельность по физическому развитию детей
Опубликовано: 2 июня 2021 в 20:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД