Татьяна Воронова
Формы взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к этому миру - вот основная задача музыкальных руководителей детских садов в музыкальном образовании дошкольников.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Недаром еще Василий Александрович Сухомлинский писал в свое время:
Публикация «Формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО) определяет родителей (законных представителей) как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса детского сада, а ДОУ, в свою очередь, призвано помочь, направить, дополнить и поддержать воспитательскую деятельность родителей, оказать квалифицированную помощь, создать условия для активного участия родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи, требуется определенная, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей.
Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду - наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями. Ведь совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Это объясняется и тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Кстати, специалисты до сих пор не выяснили, кто получает больше удовольствия от детских игр непосредственно дети или родители, в чей душе ещё сохранилось ребячество.
Формы работы с семьями воспитанников, которые использую я:
Совместное проведение досуга;
Целевые и спонтанные беседы;
Театрализованные представления для детей с участием родителей;
Организация конкурсов (мама – дочка);
Проведение совместных досугов, по моему предположению, способствует решению следующих задач:
- Способствует активному включению родителей в совместную культурно-досуговую деятельность.
- Развивает творческие способности и эстетический вкус детей и их родителей.
- Формирует позитивные, бережные взаимоотношения между детьми и родителями.
- Обеспечивает атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель; родитель – педагог; родитель – ребенок.
Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, но и трудным в организации.
В организации и проведении совместных досугов принимают участие все специалисты детского сада. Такие контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
В течение года в каждой группе проводятся досуги, в которых родители по сценарию принимают участие.
Уже стало доброй традицией в нашем детском саду,что на праздниках дети вместе с мамами играют в музыкальные игры, танцуют, рисуют, поют, показывают сказки – экспромт, участвуют в эстафетах и т. д.
И уже второй год подряд, на День защитника отечества мы стали задействовать пап наших воспитанников. Сначала я не возлагала на эту идею больших надежд. И, каково же было наше удивление, когда папы с удовольствием откликнулись и участвовали в спортивных эстафетах вместе с детьми, рисовали портреты мам, переживали за своих детей, а уж как дети гордились своими папами и болели за них…
Многие родители, принимая участие в мероприятиях, раскрываются как артисты, костюмеры и лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду.
Каждый человек, сделав какую-либо работу, нуждается в поощрении. В этом нуждаются и наши родители, поэтому наиболее активных участников совместных мероприятий мы награждаем грамотами.
Итак, мы постарались перевести досуги из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребенком, стараясь донести до них простую истину: «какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени», при этом речь идет не о количестве, а о качестве этого времени.
Родители охотно и с большим желанием принимают участие именно в таких досуговых мероприятиях. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.