Лучший педагог года

Гармонизация детско-родительских отношений в семье старших дошкольников с использованием арт-терапевтических технологий

Воронина Лариса Анатольевна
Гармонизация детско-родительских отношений в семье старших дошкольников с использованием арт-терапевтических технологий

Семья представляет собой основной институт развития и воспитания ребенка. Именно семья оказывает на ребенка благотворное влияние, влияет на становление его личности, формирует отношение к миру и социуму, оказывает помощь и заботу. Однако являясь первым и важнейшим кругом общения, семья по разным причинам может также оказывать и негативное влияние на эмоциональное, физическое и личностное развития ребенка. Отношения родителей и ребенка являются очень важным фактором системы воспитания и дисгармонизация этих отношений приводит зачастую к печальным последствиям: возникновению у детей аддиктивного поведения, вредных привычек, эмоциональных и психических расстройств и т. д.

Публикация «Гармонизация детско-родительских отношений в семье старших дошкольников с использованием арт-терапевтических технологий» размещена в разделах

Особенно актуальными для таких cсемей сегодня стали задачи активного привлечения семьи (в частности родителей или опекунов) в специальное образовательное пространство, а самое главное, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс. Для такой семьи необходима помощь и проведение ряда коррекционных мероприятий, важную роль в осуществлении которых играет педагог и использование арсенала арт-терапевтических технологий. Арт-терапия на сегодняшний день считается одним из наиболее актуальных приемов, используемых в работе психологами и педагогами; этот прием является инновационным в учреждениях для дошкольников. Дословно, в переводе с английского языка, «арт-терапия» – лечение изобразительным искусством. Согласно определению А. И. Копытиной арт-терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Применение метода арт-терапии в комплексной коррекционной работе с детьми с особенностями развития можно характеризовать как неординарный процесс, который вызывает интерес у детей своим нестандартным подходом. Вся деятельность ребенка, связанная с творчеством – есть важный элемент в развитии. Для ребенка важен не только результат, а лишь процесс. Он не задумывается о результате как таковом, а лишь получает удовлетворение от этого процесса, поэтому процесс является своего рода терапией.

Арт-терапия имеет ряд определенных особенностей:

– метафоричность – искусство представляется в виде метафоры;

– ресурсность – развитие креативности, духовности;

наличие трех компонентов: терапевт, клиент и продукт его творчества.

Большой интерес представляют современные исследования влияния арт-терапии не только на процесс личностного развития ребенка, но и на детско–родительские отношения в семьях.

В целях коррекции детско-родительских отношений в семье возникла необходимость создания методической разработки по гармонизация детско-родительских отношений в семье с использованием арт-терапевтических технологий.

Цель: коррекция детско-родительских отношений в семье, профилактика и коррекция неблагополучных отношений.

Задачи:

• развитие рефлексии, умения слышать и слушать друг друга;

• развитие способности сотрудничать друг с другом;

• совершенствовать умение детей понимать и передавать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

• формирование навыков самоконтроля, позволяющих детям и родителям регулировать свое поведение.

Методическая разработка составлена с учетом умственных, речевых, эмоциональных, сенсорных, эстетических и социально–личностных особенностей детей дошкольного возраста и родителей; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; типов общения и их мотивов; социальной ситуации развития детей. Допускается варьирование методов, приемов и структуры занятий, поскольку настроения и психологические состояния детей носят переменчивый характер.

Основные принципы, которые необходимо учитывать в реализации программы:

• ребенок является субъектом коррекционной работы;

• задания должны заинтересовать ребенка и быть понятными для него, если нет негативного опыта – тогда можно говорить о том, что ребенку будет интересна деятельность, которой ему предлагают заняться;

• воздействие должно быть комплексным;

• создание хорошей мотивации к занятиям, привлечение ребенка к совместной работе с взрослым;

• педагог может сократить или увеличить свою помощь в зависимости от ситуации успеха или неуспеха ребенка;

• успешным условием коррекции и развития будет упор на игровые виды деятельности.

Участники: методическая разработка составлена для детей 6-7 лет и их родителей. Курс занятий проводится в составе развивающих групп по 5 детей.

Предварительная работа содержит в себе первичное (заочное) консультирование. На данном этапе педагог знакомится с семьей и формулирует основную проблему по следующим критериям:

• сущность проблемы и ее содержание;

• меры, которые необходимо предпринять;

• методики, которые можно использовать в работе;

• ожидаемые результаты;

• перспектива (в чем участники работы видят разрешение проблемы).

Рассмотрим описание хода работы в виде схемы (рисунок 1).

Алгоритм работы с семьей

Рисунок 1 – алгоритм работы с семьей

Далее рассмотрим каждый этап подробнее.

1 модуль. Подготовительный (очный/заочный). Данный этап предполагает заполнение педагогом документации для построения общей картины проблемы и создания плана дальнейшей работы для ее решения (приложение 1). Для первичной беседы педагогом могут быть использованы методики, которые помогут лучше понять суть проблемы, выявить слабые и сильные стороны в детско-родительских отношениях семьи :

• тест–опросник родительского отношения (ОРО, авторы А. Я. Варга, В. В. Столин;

• методика «Взаимодействие родитель–ребенок» И. М. Марковская;

• Тест «Кактус» М. А. Панфиловой;

• Тест «Рисунок семьи» (в разных интерпретациях).

Перечисленные выше психодиагностические методы и методики позволят наиболее полно и точно выявить особенности детско–родительских отношений и эмоционального состояния детей.

2 модуль. Основной (очный). Данный этап обозначен нами как система «Я и мир вокруг». На данном этапе предполагается использование подрубки творческих арт-техник и упражнений. Каждое направление имеет два целевых направления:

• для педагога и родителей поможет увидеть и понять проблему, а также сформулировать задачи ее решения;

• для ребенка поможет разобраться в своих эмоциях и чувствах, отношении к себе, миру и людям вокруг.

Система предлагаемых техник и упражнений «Я и мир вокруг» включает упражнения, направленные на коррекцию четырех сфер жизни ребенка. Представим эту систему в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1

Система техник и упражнений «Я и мир вокруг»

Сфера Направленность

Я – личность Осознание и понимание самого себя, своей индивидуальности и идентичности

Мои эмоции и чувства Понимание своих эмоций, ощущений, отношения к той или иной ситуации

Мое тело Понимание физиологического состояния, выплеск энергии

Я и люди вокруг Понимание особенностей общения со сверстниками и взрослыми

В целом, можно представить следующий алгоритм занятий (таблица 2).

Таблица 2

Содержание работы по гармонизации детско-родительских отношений в семье с использованием арт-терапевтических технологий

Тема занятия Цель занятия

Занятие №1–2

Сфера

«Я – личность» Цель: формирование представления о себе и о соотношении себя и окружающего мира, сверстников, своей семьи; формирование понимания черт своего характера, своих особенностей, сравнение их с другими людьми.

Цель: повышение настроения и сплоченности группы, снятие напряжения

Занятие №3–4

Сфера «Мои эмоции и чувства» Цели: содействие развитию умения опосредствовать тревогу и страх, развитию эмпатии и умения поддерживать других; содействие развитию умения опосредствовать тревогу и страх с использованием знаково–символических средств; формирование навыков выражения эмоций.

Занятие №5–6

Сфера «Мое тело» Цель: формирование понимания собственных реакций на разные жизненные ситуации; сближение с родителями и осознавание значимости тактильности в своей жизни; форсирование принимать телесный контакт.

Занятие № 7–8 Сфера «Я и люди вокруг» Цель: формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости; воспитание умения общаться с другими людьми и принимать их такими, какие они есть; формирование умения налаживать эмоциональный контакт с родителями и сверстниками.

Приведем далее упражнения, которые можно применять в перечисленных выше сферах работы.

Сфера «Я – личность».

«Мой портрет в лучах солнца». Данное упражнение направлено на повышение самооценки, позитивного психо– восприятия. Родителям и детям предлагается нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем необходимо нарисовать лучи и вдоль лучей вписать свои достоинства, все хорошее. Нужно постараться, чтобы лучшей было как можно больше.

«Дорисуй». Ребенку предлагается нарисовать себя самого в той обстановке, в которой ему хочется. Можно использовать разные материалы, цвета, смешивать техники. Обязательным условием является то, что родитель сможет дорисовать рисунок своего ребенка, добавить те детали, которые необходимы по его мнению.

Сфера «Мои эмоции и чувства».

Рисование нетрадиционной техникой. Совместно с ребенком родитель изображает «карту» эмоций, которые ощущает сейчас. Взрослый предлагает ребенку изобразить все с использованием разных красок – выбор цвета предоставляется ребенку. Ребенок выбирает сам эмоцию и цвет, вместе с родителей выбирает, чем и как будет рисовать (губкой, пальчиками, ватными палочками) и создает рисунок с помощью метода «рука в руке».

«Космический корабль» (направленная визуализация). Инструкция для ребенка и родителей: «Вы летите на неизвестную комическую станцию. Вы оставляете все и всех позади. Вы не знаете, когда вернетесь обратно. Вы можете взять с собой только 3 контейнера. В 1 вы можете положить все, что хотите. Во 2 нужно поместить свои отрицательные эмоции, которые вам не нравятся. В 3 положите те чувства и эмоции, которые вы любите в себе! Выбирайте внимательно, потому что это ваш единственный шанс».

Сфера «Мое тело».

Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон».

Родитель встает со спины к ребенку, берет его руки, опускает их вниз и представляет себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимая его руку в кулак, родитель потихоньку тянет вниз. Затем бросает «лимон» и раскрывает кулак, расслабляя руку ребенка. Во время этого, проговариваются слова: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Далее необходимо выполнить это же упражнение с левой рукой. Затем родитель обнимает ребенка, говорит ему, что теперь он лимончик, из которого нужно выжить сок. Родитель слегка сжимает и затем расслабляет свои объятия, повторяя те же слова.

Музыкальная игра с движениями: родитель и ребенок танцуют вместе с помощью видео по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=4CC3BkTAUlY&list=PLA1X7yxKdOc0ndjvFGGbIjZ9EC CnreVcp&index=3.

Упражнение «Чудеса». Родитель берет в руки пластилин и показывает ребенку, что можно с ним делать: можно предложить согреть пластилин, помять его, слепить предмет, животное и т. д. Далее родитель помогает ребенку слепить персонажа методом «рука в руке».

Сфера «Я и люди вокруг».

«Поэтапный рисунок» направлен на формирование общения внутри группы, пониманию другого. Специалист предлагает каждому участнику задумать рисунок, на любую тему, затем по команде психолога подростки приступают к работе. Через 30 секунд педагог предлагает каждому участнику передать свой рисунок товарищу, сидящему справа. Так, через 30 секунд участники также передают работы. Длительность упражнения зависит от количества участников группы. Упражнение переходит к следующему этапу рефлексии после того, когда до каждого участника дойдет его работа.

Фототерапия. Основное содержание фототерапии — создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

В рамках фототерапии по данному блоку предлагается совместное рассматривание и обсуждение картинок животных. Детям показываются слайды с разными животными и предлагается выбрать участника из группы. Который наиболее ассоциируется с этим животным. Далее ребенок и выбранный участник вместе изображают животное (можно двигаться, подражать звукам). Обязательное условие выполнения – показывать животное нужно вдвоем. Родители помогают детям при необходимости.

В конце каждого занятия можно предлагать упражнения для снятия эмоционального напряжения и релаксации.

«Как мы рубим дрова». Дети приглашаются в круг. Педагог: «Кто знает, как рубят дрова? Как нужно держать топор? В какой позе стоять? Куда кладут бревно? Давайте попробуем изобразить, как это происходит. Рубим дрова, не жалея сил. Давайте попробуем издавать при этом вместе с выдохом звук «Ха!». Ну а теперь просим родителей присоединиться к нам, помочь нам рубить дрова». Это упражнение поможет устранить физическое и эмоциональное напряжение, получить заряд бодрости и устранить негативные чувства. Произносить звук «Ха!» важно резко на выдохе.

«Спасибо». Все участники группы двигаются в произвольном порядке по аудитории. Необходимо заглянуть в глаза каждому и сказать спасибо. В конце разбиться по семьям, обняться и показать всем, как вы друг друга любите.

«Мы – противоположности» Цель: сглаживание агрессии, импульсивности. Все участники группы разбиваются на пары. Под ритмичную музыку одному из партнеров нужно исполнить грустный танец, другому, наоборот, веселый. Затем меняются ролями.

Представим примерные конспекты занятий в рамках дистанционного модуля. Такие инструкции достаточно понятны для родителей и детей, а задания интересны для выполнения.

Домашние задания.

Занятие 1.

Необходимые материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, пластмассовые стаканчики, кисточки, клеенка, бумага А3, салфетки для вытирания рук, релаксационная музыка.

Ход занятия:

1) «Приветствие» : упражнение «Здравствуй это Я» Поздоровайтесь с ребенком с помощью мяча, проговаривая: «Привет/здравствуй сынок/доченька. Мое имя. Поздоровайся со мной; как твое имя?». После чего помогите ребенку проговорить его имя (пока у ребенка не получается произнести хотя бы первый слог)

2) Разминка: станцуйте совместно с ребенком, для этого перейдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ZnZSAx0lFHg&t=74s

3) Основная часть:

а) Рисование на свободную тему. Понадобится ватман (можно взять не лицевую сторону старых обоев, делится на секторы. Предложите ребенку порисовать, и займитесь этим вместе. Не забывайте общаться в процессе рисования. Включите на фоне спокойную музыку (музыку я Вам прикрепили в личных сообщениях) Придумайте название изображению. Прокомментируйте свою часть ребенка и обязательно часть своего ребенка, что он изобразил. Опять же, постарайтесь выстроить некую беседу.

б) Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук «Лимон» (см. описание выше).

4) Заключительная часть: Дайте своему ребенку что–то, что он любит, в вознаграждение за проделанную работу. Советую провести время за совместным просмотром мультфильм.

Занятие 2.

Необходимые материалы: две ложки, различные виды круп, материалы для изготовления открытки (ножницы, клей, цветная бумага и т. п., свечка.

Ход занятия:

1) Ритуал приветствия: Возьмите две ложки, и стуча их друг об друга поздоровайтесь с ребенком: «Привет/здравствуй сынок/доченька. Поздоровайся со мной» (Помогите ребенку, если у него не получится постучать ложками, и помогите произнести любое слово приветствия).

2) Разминка:

а) Исполните совместно с ребенком танец, для этого перейдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ZnZSAx0lFHg&t=74s

б) Разминка кистей рук, пальцев с помощью крупотерапии. Я предлагаю вам несколько форм работы, можете выбрать наиболее подходящий для Вас в данное время:

«Перебор крупы» : перебор, пересыпание круп в ёмкости различных форм и глубины;

«Выложи узор» : выложите вместе с ребёнком узор из разных видов круп;

«Ищем клад» : предложите ребенку найти различные фигуры, спрятанные в крупе, насыпанной в глубокой ёмкости и т. д. Все действия рекомендую проводить пот тихую, умиротворяющую мелодию (прикреплена в личных сообщениях).

3) Основная часть: Предлагаю Вам изготовить совместно с ребенком открытку к 9 мая, которую потом, вы можете подарить бабушке/дедушке. Внешний вид открытки выбираете на свой вкус. Если же все–таки не сможете определиться с открыткой, напишите мне, я Вам скину несколько образцов, которые Вы сможете выполнить с ребенком. Создавая открытку, используйте метод «Рука в руке».

4) Заключительный этап: Зажгите свечу и только по команде предложите вместе задуть ее. Объясните ребенку, что на сегодня вы с ним закончили путешествие, в котором он был храбрым, ловким и т. д.

Таким образом, семейная арт-терапия активно используется в коррекции детско–родительских отношений. Развивается комплекс психологических навыков, необходимых детям для успешной адаптации, снятию тревожности и предупреждению негативных эмоций в межличностных отношениях с родителями. Так же воздействие оказывается на родителей: у них повышаются внешние и внутренние ресурсы, стабилизируется эмоциональный фон. Арт-терапия способна выполнять диагностическую, коммуникативную, регулятивную, когнитивную, развивающую и коррекционную функцию.

Список литературы

1. Арт–терапия – новые горизонты [Электронный ресурс] / Под ред. А. И. Копытина. – М. : Когито–Центр, 2006. – 336 с. – URL : https://dep_pp.pnzgu.ru/files/dep_pp.pnzgu.ru/kopytin_a_i__art_terapiya_novye_gorizonty.pdf ( дата обращения: 22.10.2022)

2. Бергер, Р. Природная терапия: теоретические основы и опыт применения в образовательных учреждениях Израиля / Р. Бергер // Арт–терапия и арт– педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. Сборник материалов всероссийской научно–практической конференции. Санкт–Петербург, 2016. – № 1. – С. 83–87.

3. Земских, Ю. А. Психолого–педагогическая работа с семьей в ДОО с использованием различных видов арт–терапии / Ю. А. Земских // Актуальные проблемы педагогики и п сихологии: вызовы ХХI века: Сборник научных трудов / Под редакцией Л. В. Мосиенко, Г. Г. Еркибаевой, Л. П. Илларионовой, В. П. Сморчковой. Москва, 2021. – С. 21–25.

4. Истратова, О. Н., Диагностика и коррекция детско–родительских отношений : практикум / О. Н. Истратов. –Ростов н/ Д : Феникс, 2017. – 316 с.

5. Копытин, А. И., Свистовская, Е. Е. Арт–терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М. : Когито–Центр, 2014. – 197 с.

6. Ольхина, Е. А. Особенности детско–родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения / Е. А. Ольхина // Специальное образование. 2006. – № 7. – С. 34–39.

7. Старых, М. А. Арт–терапия в работе с детьми на фоне трудностей в общении с родителями / М. А. Старых // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам международной научно–практической конференции, Новосибирск, 15 ноября 2021 года. Новосибирск, 2021. – С. 76–83.

Публикации по теме:

Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделокФотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок Зима - удивительное время года, ей присуща белоснежная красота. Это магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных. Она пробуждает.

Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ «Осенняя ярмарка»Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ «Осенняя ярмарка» Осень замечательная пора. С особенной трепетностью её встречают дети в детском саду. Потому что это пора новых встреч, новых знаний и.

Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт)Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Отчет о выставке детско-родительских работ «Дары осени»Отчет о выставке детско-родительских работ «Дары осени» Осень- это прекрасная пора, которая дарит нам необыкновенную красоту. Она раскрывает перед нами свои тайны и секреты. В это время года можно.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья»Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гармонизация детско-родительских отношений в семье старших дошкольников с использованием арт-терапевтических технологий
Опубликовано: 1 декабря 2023 в 21:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД