Вера Филина
География в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста — путь познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 муниципального образования –
Милославский муниципальный район Рязанской области».
Проект
«География в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста – путь познания окружающего мира»
Выполнила:
воспитатель первой квалификационной категории
Филина Вера Владимировна.
р. п. Милославское
2017г.
Актуальность
«Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Публикация «География в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста — путь познания окружающего мира» размещена в разделах
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…»
И. И. Ландо
Для разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста важно развивать эрудированность, память, мышление, познавательную активность. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к миру природы можно через разные формы организации образовательного процесса, разные формы образовательной деятельности детей.
Проект «География в детском саду с детьми старшего возраста – путь познания окружающего мира» великолепно подходит для углубленного исследования детьми вместе с педагогами и родителями многообразия жизни на земле.
Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет, и это я постараюсь показать в своей работе. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии.
Изучение географии в детском саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, ресурсы интернета. Этот предмет не введен в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и представить в таком виде, который удобен для работы с детьми.
Часть детей способна самостоятельно и с помощью взрослого (родителей) организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Эти дети путешествуют с родителями по миру, им интересно рассматривать энциклопедическую литературу, в результате чего у них накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы поделиться с другими детьми. Для другой части детей актуальнее будет создавать макеты, обыгрывать их, используя ту информацию, которой поделились другие. И в результате все дети постепенно будут втянуты в процесс познания.
Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Разнообразный познавательный материал объединяется вокруг одной изучаемой темы.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь – апрель).
Вид проекта: информационно – практический.
По методу: поисково – творческий.
По количеству участников: групповой.
Направление проекта: познавательное развитие.
Участники: дети подготовительной группы, родители и воспитатель.
Возраст детей : дети 6-7 лет.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через знакомство с многообразием жизни на планете Земля.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о глобусе, как модели Земля.
2. Формировать представления о природных зонах земли на континентах, условиях жизни их обитателей (животных, растений).
3. Формировать элементарные представления о народах, населяющих Землю, их традициях, быте, культуре, особенностях жизни.
4. Формировать умения находить на глобусе и карте необходимые объекты (материки).
5. Приобщать родителей к реализации совместного детско-родительского проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса.
6. Обогащать предметно-развивающую среду группы, раскрывающей особенности разных континентов и ее обитателей.
7. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь).
8. Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
Форма проведения итогового мероприятия: презентация лэпбуков на педагогическом совете.
Продукт проекта:
- лэпбуки материков;
- детские рисунки;
- презентации.
Прогнозируемый результат:
- дети знают, что такое глобус;
- умеют находить на глобусе и карте материки;
- дети имеют представления о флоре и фауне материков;
- дети имеют представления о национальных костюмах.
Развивающая среда:
- глобус;
- карта мира для детей;
- физическая карта мира;
- иллюстрации природы и животных материков;
- иллюстрации национальных костюмов.
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
1 этап – Организационный:
- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- составление поэтапного плана работы.
2 этап - Реализационный (содержательная часть) :
- вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей : заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала.
- развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.
3 этап. Итоговый:
- выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земля через мониторинг.
- анализ востребованности детьми созданных макетов в повседневной самостоятельной деятельности.
Данный проект находится в процессе реализации, т. к. запланирован на 2017 – 2018 учебный год.
План работы по реализации проекта
№ п/п Мероприятие Срок Ответственный Продукт /
Результат
1. Родительское собрание.
Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы». Сентябрь. Воспитатели, родители. Знакомство родителей с перспективами работы по познавательному развитию детей группы. Интерес к новой форме работы.
2. Создание лэпбуков разных континентов. Сентябрь – апрель. Воспитатели, дети, родители. Лэпбуки.
3. Подбор презентаций, слайдов, иллюстраций о жизни животных и растений в природных зонах, национальные костюмы. Сентябрь – апрель. Воспитатели. Презентации, слайды, иллюстрации.
4. Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. Апрель. Воспитатели, родители. Рефлексия о совместно проведенной работе. Отчет о реализации проекта.
Мониторинг на начало и конец учебного года:
Ф. И. ребенка Имеет представление о материках, их отличительных природных особенностях. Имеет представление о зависимости растительного мира материков от климата; знает представителей флоры материков. Имеет представление о зависимости животного мира материков от климата; знает представителей фауны материков. Имеет представление о многообразии национальных костюмах.
Высокий уровень (+) – овладевший материалом в полном объеме.
Средний уровень (*) – овладевший половиной изученного материала.
Низкий уровень (-) - овладевший менее чем половиной изученного материала.
Планирование образовательной деятельности
Дата Тема и программное содержание Закрепление пройденного материала
2 неделя
сентября «Наши помощники: глобус и карта». Познакомить детей с понятием «глобус», «карта», «экватор», «тропический пояс». Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе (карте) по-разному. Углубить представления о том, что большая часть Земли покрыта водой. Кроме воды есть суша, где живут люди. Работа с картой и глобусом.
ЧХЛ - Н. Сладков «Разноцветная земля».
3 неделя
сентября «Растительный мир природных зон Земли». Дать представление о зависимости растительного мира от климата; закрепить знания о многообразии растений на нашей планете; воспитывать бережное отношение к растениям; развивать мышление, память, связную речь. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Если не станет растений».
ЧХЛ - К. Ушинский «Спор деревьев».
4 неделя
сентября «Животный мир природных зон Земли». Дать представление о зависимости животного мира от климата; закрепить знания о многообразии животных на нашей планете; воспитывать бережное отношение к животным; развивать мышление, память, связную речь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - Житков Б. «Рассказы о животных»; Бианки В. «Лесная газета».
Беседа на тему: «Травоядные и хищники», «Всеядные животные».
1 неделя
октября «Население Земли». Познакомить детей с многообразием рас и народов Земли; воспитывать уважительное отношение ко всем людям без исключения; развивать мышление, память, связную речь; учить делать простейшие выводы. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Рисование в свободной деятельности: «Одежда народов мира».
Беседа на тему: «Дружба народов»,
«Сходства и различия».
2 неделя
октября «Азия. Природные зоны». Дать представление об Азии, ее природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Азия – часть Евразии», «Моря и океаны, омывающие Азию».
3 неделя
октября «Азия. Растительный мир». Познакомить с представителями растительного мира Азии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Лекарственные растения Азии».
ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Азии»;
Сказки народов Азии – «Полынь – средство от всех напастей».
Рисование «Папоротники», «Цветущая сакура».
4 неделя
октября «Азия. Животный мир». Познакомить с представителями животного мира Азии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Животные Азии».
Рисование «Панда».
ЧХЛ - Р. Кипплинг «Маугли».
1 неделя
ноября «Азия. Национальные костюмы». Познакомить детей с некоторыми национальными костюмами Азии. ЧХЛ - туркменская сказка «Падчерица»; афганская сказка «Справедливый судья»; японская сказка «Кувшинный человек».
2 неделя ноября «Европа. Природные зоны». Дать представление о Европе, ее природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ – Н. Сладков «Зеленая земля – тайга», «Седая земля – тундра».
Беседа на тему: «Европа – часть Евразии», «Моря и океаны, омывающие Европу».
3 неделя
ноября «Европа. Растительный мир». Познакомить с представителями растительного мира европейской части материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - «Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза».
Беседа на тему: «Реки Европы».
Рисование «Береза, дуб, сосна».
4 неделя
ноября «Европа. Животный мир». Познакомить с представителями животного мира европейской части материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Животные Европы, занесенные в Красную книгу».
Рисование в свободной деятельности: «Лось», «Медведь».
Лепка «Волк, лиса».
ЧХЛ - И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки»; «Беляк», «Еж»; «Лисья нора», «Рысь», «Медведи»; «Глухари», «Тетерева», «В берлоге».
1 неделя
декабря «Европа. Национальные костюмы». Познакомить детей с некоторыми национальными костюмами. Беседа на тему: «Самая маленькая страна».
Изготовление лепбука «Евразия».
2 неделя
декабря «Россия – страна, расположенная на континенте Евразия. Самая многонациональная из стран». Познакомить детей с многообразием народов нашей страны, их бытом, обычаями и традициями; воспитывать уважительное отношение к представителям всех национальностей России; активизировать словарь; развивать речь и память. Беседа на тему: «Национальные традиции в нашей семье».
Компьютерная презентация - знакомство с народами России: «Сходства и различия»; «Национальная одежда»; «Традиции и культура».
Рисование «Кукла в национальном костюме».
3 неделя
декабря «Россия – страна, расположенная на континенте Евразия. Подземные богатства нашей страны». Дать представление о богатстве полезных ископаемых нашей страны, их значимости для жизни людей; прививать интерес к окружающему миру; формировать экологически грамотное поведение в природе; рассказать о добыче нефти и газа на Ямале, о нелегком труде нефтяников и газовиков; воспитывать чувство гордости за свою страну и свой народ; активизировать словарь; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
С. Р. И. «Нефтяники».
ЧХЛ - П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
Беседы на тему: «Чем измеряется богатство страны», «Герб нашей страны», «Флаг нашей страны», «Гимн нашей страны», «Полезные ископаемые».
4 неделя декабря «Артика. Природные зоны». Дать представление о природных особенностях Арктики; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - Н. Сладков «Белая земля – Арктика».
2 неделя
января
«Артика. Растительный мир». Познакомить с представителями растительного мира Арктики; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседы на тему: «Хлеб из лишайников», «О пользе северных ягод».
Рисование «Арктические ягоды».
ЧХЛ - Т. Домаренок «Новый год в Арктической тундре», Н. Радченко «Мечты об Арктике».
3 неделя января «Арктика. Уникальный животный мир». Познакомить с представителями животного мира Арктики; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Рисование «Животное Севера».
Лепка «Фигура северного животного», «Северный олень».
ЧХЛ - Г. Снегирев «След оленя»; Н. Радченко «Белый медведь», «Овцебык»; «Морж».
4 неделя
января «Антарктида. Представители флоры и фауны». Дать представление о природных особенностях Антарктиды; познакомить с представителями флоры и фауны Южного полюса; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Пингвиний детский сад».
Рисование «Пингвины», «Тюлени».
ЧХЛ - Н. Сладков «Во льдах»; Г. Снегирев «Про пингвинов»; Л. Громова «Антарктида».
1 неделя
февраля «Северная Америка. Природные зоны». Дать представление о Северной Америке, о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать связную речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Открытие Америки».
2 неделя
февраля «Северная Америка. Растительный мир». Познакомить с представителями растительного мира северо – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить устанавливать причинно – следственные связи; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Америки».
Рисование «Тюльпанное дерево», «Магнолия».
3 неделя
февраля «Северная Америка. Животный мир». Познакомить с представителями животного мира северо – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Дикобраз, который живет на деревьях».
Рисование «Морж», «Росомаха», «Большеухий заяц».
4 неделя
февраля «Северная Америка. Национальные костюмы». Продолжать знакомить детей с национальными костюмами. Беседа на тему: «Аборигены Северной Америки».
1 неделя
марта «Южная Америка. Природные зоны». Дать представление о Южной Америке, о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать связную речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Открытие Южной Америки».
2 неделя
марта «Южная Америка. Растительный мир». Познакомить с представителями растительного мира южно – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Шоколадное дерево», «Пуйя».
ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Америки».
Рисование «Кактусы», «Шоколадное дерево», «Фейхоа».
3 неделя
марта «Южная Америка. Животный мир». Познакомить с представителями животного мира южно – американского материка; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Беседа на тему: «Чем знамениты Галапагосские острова», «Водятся ли дельфины в реках».
ЧХЛ -К. Люцис «Зачем зверям шипы и броня».
Рисование «Колибри», «Гигантский броненосец», «Королевский гриф».
4 неделя
марта «Южная Америка. Национальные костюмы». Знакомство с национальными костюмами. Изготовление лэпбука «Южная Америка».
Беседа на тему: «Две Америки – сходства и различия».
1 неделя апреля «Австралия и Океания. Природные зоны». Дать представление о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - «Все обо всем» - «Австралия и Океания».
Беседа на тему: «Самый отдаленный материк».
2 неделя апреля «Австралия и Океания. Растительный мир». Познакомить с представителями растительного мира Австралии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память; учить устанавливать причинно – следственные связи. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - К. Люцис «Удивительные растения Австралии».
Рисование «Эвкалипты», «Акация».
3 неделя апреля «Австралия и Океания. Животный мир». Познакомить с представителями удивительного животного мира Австралии; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; учить устанавливать причинно – следственные связи; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий
Беседа на тему: «Тасманский дьявол», «Обитатели океана».
Рисование «Кенгуру», «Утконос», «Ехидна».
Обрывная аппликация «Коала».
С. р. и. «Зоопарк».
4 неделя апреля «Австралия и Океания. Национальные костюмы». Продолжать знакомить с национальными костюмами; развивать речь и память. ЧХЛ - Н. Самоний «Хочу в Австралию».
Изготовление лэпбука «Австралия».
1 неделя мая «Африка. Природные зоны». Дать представление о природных особенностях; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - Н. Сладков «Желтая земля – пустыня»; Л. Громова «В Африке пустыня есть».
Беседа на тему: «Самая большая пустыня в мире».
2 неделя мая «Африка. Растительный мир». Познакомить с представителями растительного мира Африки; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями растений и местом их произрастания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
ЧХЛ - Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню. В оазисах»;
К. Люцис «Удивительные растения Африки».
Беседа на тему: «Оазис», «Удивительные растения Африки – тумбоа и нара».
Рисование «Финиковая пальма», «Оливка».
3 неделя мая «Африка. Животный мир». Познакомить с представителями животного мира Африки; учить устанавливать взаимосвязь между особенностями животных и местами их обитания; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; учить устанавливать причинно – следственные связи; развивать логическое мышление, речь и память. Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.
Рисование «Жираф», «Слон», «Зебра».
ЧХЛ - Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню. Кто живет в пустыне», Б. Житков «Про слона».
Беседа на тему: «Корабль пустыни», «Кто живет в африканских заповедниках».
4 неделя мая «Африка. Национальные костюмы». Знакомство с национальными костюмами; активизировать словарь; учить делать простейшие выводы; развивать речь и память. Изготовление лэпбука «Африканского континента».
Беседа на тему: «Сафари».
Список используемых сокращений:
ЧХЛ - чтение художественной литературы.
С. р. и. - сюжетно – ролевая игра.
Дид. игра – дидактическая игра.
Список использованной литературы:
1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.
2. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С. 22-25.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С. 27-42.
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
4. «Географический атлас. Мир вокруг нас». Москва 1990г.
5. «Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольников». Авторский коллектив А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Москва «Баласс» 2003г.
6. Интернет ресурсы. «