Мария Наминова
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Грибное царство в осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
к районному семинару «Творческая лаборатория для молодых специалистов» (Введение ФГОС в работу ДОУ) 15.10.2014г.
Тема:» Грибное царство в осеннем лесу»
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Грибное царство в осеннем лесу“» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Цель: Расширять знания детей об осени. Дать первоначальные представления о грибной экосистеме. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Развивать умение высказываться об эмоционально- образном содержании музыкальных произведений. Формировать интерес и любовь к осенней природе посредством интеграции музыки, фольклора, живописи, поэзии, театра.
Атрибуты, оборудование и репертуар: Картины с изображением осенних пейзажей, муляжи и картинки грибов, искусственные ели, пеньки, бревно, корзины, куклы с корзинками, улетающие журавли, мольберты, обучающее видео «Как растут грибы», аудиозапись «Крик журавлей», аудиозапись «Осенняя песня» П. И. Чайковского, «Осень» А. Вивальди, стихотворение «Здравствуй, осень», Т. Прописнова, песня «Осень, милая, шурши» муз. М. Еремеевой, сл. С. Еремеева.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за явлениями природы в осенний период на прогулке.
2. Рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику.
3. Заучивание стихов и пословиц об осени.
4. Беседы о птицах, животных, растениях.
5. Слушание «Осенней песни» П. И. Чайковского.
6. Разучивание песни «Осень, милая, шурши»
7. Пальчиковая игра «В лес с корзинкою пойду».
Участники: Дети старшей группы, воспитатель Наминова М. Б. ,муз. рук. Четырёва Э. Ш., учитель-логопед Лиджаева Н. В.
Интеграция образовательных областей:
1 Познавательное развитие;
2 Художественно- эстетическое развитие;
3 Социально- коммуникативное развитие;
4 Речевое развитие;
5 Физическое;
Ход занятия:
Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского
Воспитатель: Стихотворение: «Здравствуй осень» Т. Прописнова
- Вот и осень к нам в гости стучится хмурой тучей, холодным дождём. - И назад уже не возвратится лето солнечным, тёплым лучом.
- Холод гонит в далёкие страны стаи звонких пернатых друзей.
- И летят журавлей караваны, крик гортанный лишь слышен с полей.
Воспитатель: Дорогие ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: А вам нравится осень? Какая она бывает?
Дети: Осень бывает разная : радостная, яркая, урожайная, грустная, золотая, прекрасная, ранняя, холодная, поздняя, дождливая.
Воспитатель: Совершенно верно. А ещё лучше понять настроение осени вам поможет Элеонора Шалверовна, она вас приглашает в свою музыкальную беседку.
Музыкальное приветствие «Мендут!»
Муз. рук: Дорогие друзья, Осень поистине прекрасное время года. Мы любим Осень за многообразие цветов, за щедрый урожай овощей, фруктов и грибов, а ещё за необычность осенних звуков. Какие осенние звуки вы знаете?
Дети: Шелест и шорох листьев, завывание ветра, шум дождя, крики улетающих птиц…
Муз. рук: Вот какие вы наблюдательные и внимательные! В разные времена красотой и многозвучием осени любовались художники, писатели, поэты. Они рисовали замечательные картины, писали великолепные стихи и рассказы. А как передают красоту осени композиторы?
Дети: Они создают музыку.
Муз. рук. : Правильно, с одним из таких произведений вы уже знакомы.
Звучит отрывок из «Осенней песни» П. И. Чайковского
Дети: Это «Осенняя песня». Её написал П. И. Чайковский (портрет)
Муз. рук. : Верно. А про какую осень эта музыка? Каков её характер?
Дети: Музыка спокойная, плавная, негромкая. Значит- это ранняя или золотая осень. (примеры и выбор картинки)
Муз. рук: Конечно, молодец. А сегодня я познакомлю вас с ещё одним музыкальным произведением. Это «Осень» итальянского композитора Вивальди. (портрет). Жил он очень давно. Об этом можно судить по его портрету, но музыка его жива до сих пор. Её знают и любят во всём мире.
Правда, характер его Осени разный, как и в жизни. Музыка то звучит торжественно и громко, то тихо, неторопливо, то взволнованно, то грозно. Кажется, что волшебные звуки музыки оживили Осень и устроили нам встречу с ней.
Звучит музыка «Осень» А. Вивальди. Появляется Осень с мольбертом и кистью. Импровизация под музыку с меняющимися движениями, жестами и мимикой.
Импровизация «Осенние листья» для детей
Разучивание новой песни «Осень, милая шурши»
Муз. рук: Вы молодцы, справились хорошо, видно вы любите Осень.
Воспитатель: Говорят, что у Осени есть «Царство грибов» вы не знаете как туда можно попасть?
Муз. рук: Ох, туда попасть непросто, вам нужно пройти серъёзные испытания, вы готовы к ним?
Дети: Да, мы очень хотим туда попасть, мы готовы.
Муз. рук: Я предлагаю разделиться на две команды. Так легче будет преодолевать препятствия. (дети делятся на команды, выбирают название, встают в круг, настраиваясь на задания). Что ж, команды готовы. Проведём разминку. Разминка
- Мы шагаем по дороге. Поднимаем наши ноги.
- Чтобы нам не опоздать - надо быстро побежать.
- По дорожке ровной, гладкой. Скачем словно на лошадке.
- По извилистой дорожке, тихим шагом мы пойдём.
- Все болота, лужи, кочки осторожно обойдём.
Муз. рук : Я вижу, что вы готовы к испытаниям. Желаю вам удачи. В добрый путь.
1 испытание «Признаки осени»
(каждый участник бежит до пенька, называет признаки осени и бежит обратно на место)
- Люди собирают урожай фруктов и овощей.
- Дни становятся короче, небо стало серым.
- Животные: ежи, медведи готовятся к зимней спячке.
2 испытание «Зашифровка»
Назовите пословицы: (с использованием картинок)
- Осень- перемен восемь.
- В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.
- Гуси летят, осень на хвосте тащат.
- Октябрь землю покроет где снежком, где листком.
3 испытание. «Инсценирование стихов»
- Славная осень» Н. Некрасов; «Осеннее», «Ах, какие хризантемы», «Ёжик и дождик», «Ковровые дорожки»,В. Орлов, «Скучная картина» А. Плещеев, «Осень» И. Винокуров, «Птицы улетают» В. Степанов, «Почему деревья осенью сбрасывают листья?» В. Орлов.
4 испытание. Описание гриба» (использование муляжей)
Звучит музыка
Воспитатель: Вправо, влево повернись, в волшебном царстве появись.
Вот мы и оказались в Царстве грибов. Посмотрите вокруг, как много интересного! Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Но это не так. Посмотрите. (учебное пособие «Размножение грибов»)
Под землёй есть грибница, а от неё тянутся длинные, тонкие нити к грибу. Значит, грибы поодиночке не растут. Посмотрите, какая грибница под землёй! Раз мы находимся в волшебном царстве - мы можем увидеть своими глазами, как растут и размножаются грибы.
Видеоролик «Размножение грибов»
Это очень интересно и познавательно. А вот и грибница – живые, подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы. Живёт гриб всего несколько дней, а грибница до 100 лет. А теперь познакомимся с некоторыми грибами.
Лисичка (картинка на экране, а муляжи передают из рук в руки). Своё название они получили за ярко – рыжую окраску, как у лисы. Шляпка неровной, округлой формы, посередине у взрослого гриба продавленная вовнутрь. Ножка расширяется плавно и переходит в шляпку, напоминая трубу старого граммофона. Растут большими семействами. Чтобы семейство не сгубить, режьте лисичку под корень ножом, руками из почвы не вырывайте. Растут везде по хвойным да лиственным лесам. Лисички представляют собой ценные грибы. Они могут оказать помощь в избавлении от глистов, также полезна при заболевании печени.
Валуй встречается часто в лиственных и еловых лесах. Шляпка у него коричневая, шаровидная, плотно прилегающая к ножке краем. Гриб съедобный, растёт у нас за Волгой и в лесах близлежащих сёл.
Грузди когда- то были самыми знаменитыми грибами русской кухни. Постепенно они утрачивают свою популярность и в разгар грибного сезона остаются нетронутыми в лесу. Груздь белый относится к съедобным грибам. Он имеет плоско – выпуклую шляпку белого- молочного цвета диаметром более 5 см.
Лисички, валуи и грузди – съедобные грибы. Но встречаются в нашей степи и лесах несъедобные, ядовитые грибы- бледная поганка и мухомор.
Самый опасный из ядовитых грибов- бледная поганка. Шляпка у неё в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно- зелёного или серо- зелёного цвета. Ножка белая, длинная тонкая с кольцом наверху. Растёт она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных.
Мухомор вы ни с чем не спутаете: шляпка у него ярко- красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. Мухомор- гриб не простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись: их вкусы не совпадают с нашими. Мухоморами не брезгают, например сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, по несколько штук за день. Зачем? Мухомор для лосей- лекарство.
Воспитатель: Почему съедобные грибы называются съедобными?
Что можно сказать про несъедобные грибы?
Что общего между мухомором и бледной поганкой?
Что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор : пройдёшь или собъёшь его ногой?
(вспомогательные схемы для подытоживания).
А теперь давайте сформулируем правила сбора грибов. Вести себя в лесу надо тихо, чтобы не испугать лесных жителей. Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь наверняка, и только со взрослыми. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом и, не разворошив засыпать сухой листвой. Ядовитые грибы надо обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться. И ещё : деревья и грибы между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину, нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и посылают дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. Для настоящего грибника пойти за грибами- радостная встреча с лесом. Сбор грибов называется «тихой охотой». А вот что произошло однажды с двумя подружками, отправившимися в лес за грибами.
Проблемные ситуации
1 Бая и Кема встретились на полянке с полными корзинками грибов. У Баи в корзинке- валуи, лисички, и др. съедобные грибы. А у Кемы- полюбуйтесь, что?
Дети: Это мухоморы. Их нельзя есть. Они ядовитые. Ими можно отравиться и даже умереть.
Кема: А мне они так понравились. Они такие яркие и красивые! Спасибо вам, что вовремя меня предупредили.
2 Отправившись за грибами в другой день, Кема, увидев мухомор, беспощадно растоптала его.
Бая: Что ты делаешь?
Кема: Я хочу уничтожить все мухоморы в лесу, чтобы никто не отравился.
Воспитатель: Ребята, правильно ли поступает Кема?
Дети: Нет. (рассказывают о пользе мухоморов для животных и птиц).
Кема и Бая: Спасибо, друзья, за вашу помощь.
Звучит музыка, появляется Осень.
Осень : Ребята, я за вами давно наблюдаю. Мне захотелось проверить слаженность ваших команд.
Чистоговорки (с чередованием команд)
Бы-бы-бы - в лесу ягоды, грибы.
Ду-ду-ду - я в корзину их кладу.
От-от-от- с нами кот пошёл в поход.
Ят- ят- ят- на пенёчке пять опят.
Ал-ал -ал – кот грибочки увидал
Ай-ай-ай-как собрать весь урожай
Все: Су-су-су-хорошо у нас в лесу!
Осень хвалит и предлагает поиграть в координационно- подвижную игру.
Лесной театр (координационно-подвижная игра)
Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, рыжики срывали.
Лисичка бежала, лисички собирала.
Скакали зайчатки, искали опятки.
Медведь проходил, чуть мухомор не раздавил!
Осень : Тут корзиночка стоит- очень странная на вид.
Догадайтесь поскорей, что в корзиночке моей?
(уходит с загадочным выражением на лиц)
Воспитатель: А давайте мы быстро и правильно рассортируем грибы, выбирая из них только съедобные.
игра»Сортировка грибов :
(возвращается Осень, хвалит и благодарит)
Осень : За хорошую работу я вас всех благодарю.
И подарок музыкальный я от всей души дарю.
танец «Чудная пора»- исполняют дети
Осень прощается и дарит всем присутствующим букетики цветов.