Гульмира Абибуллаева
Гуманизация педагогического процесса посредством ознакомления дошкольников с родным поселком
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране.
Публикация «Гуманизация педагогического процесса посредством ознакомления дошкольников с родным поселком» размещена в разделах
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой поселок, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной поселок, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой поселок? Достаточно ли хорошо знаю его? Я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к родному краю, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым поселком. Я поняла,что еще многое не знаю о нашем поселке и вместе с детьми и с родителями мы должны каждый раз узнавать что-то новое о нашем поселке Черноморское.
Работа с дошкольниками должна строиться в форме путешествий по родному городу, где дети имеют возможность любоваться красотой города, учиться беречь и любить свою малую родину.
Название мероприятия. Цель мероприятия
1 Экскурсии по родному городу
Знакомство дошкольников с понятием «малая родина», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением.
2 Беседа по теме «Улица, на которой я живу».
Изготовление макета «Моя улица».
Формирование представлений о том, что у каждого человека есть домашний адрес – то место, где находится его дом.
3 Ознакомление с символикой России, символикой нашего поселка, историей нашего поселка Черноморское. Воспитание любви к Родине, малой родине
4 Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия» Ознакомление с обычаями и традициями русского народа
5 «Достопримечательности нашего поселка» .Знакомство дошкольников с памятниками поселка.
6 Древо моей семьи
Осознание ребенком себя как частицы, причастной к истории.
7 День защитника Отечества
Расширение представлений детей о Российской армии; воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости.
8 Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»
Развитие интереса к традиции празднования Дня 8 марта. Создание тёплых взаимоотношений в семье.
9 Климат родного края.
Закрепление понятия о климате и его влиянии на природу.
10 Акция «Посади дерево» (в преддверии Дня Победы) Развитие у детей интереса к изучению природы родного края;
Воспитание в детях заботливого отношения к природе;
12 День Победы. Встреча с ветеранами.
Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
13 «Достопримечательности нашего города» Знакомство дошкольников с памятниками города.
14 "Если с другом вышел в путь.» Ориентирование на местности с помощью карты-схемы
Также можно проводить различные развивающие игры.
Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста
1. «Где что находится?»
2. «Узнай и назови место (здание, памятник)»
3. «Знатоки Черноморского»
4. «Кто больше подберёт слов-определений о Черноморске,»
5. «Закончи предложение»
6. «Найди отличия»
Творческие задания для детей
1. Мой дом
2. Улицы города
3. Поселок Черноморское
Игровые упражнения
1. «Всё ли правда? Докажи»
Формирование патриотических чувств эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.
Взаимодействие с родителями.
Помощь в организации фотовыставки «Моё любимое место в городе»;
Консультация для родителей «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;
Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина»;
Помощь в оформление альбома «История нашего города»;
Помощь в оформлении коллажей, макетов;
Участие в выставке работ, выполненных бабушками и мамами;
Участие в акции «Посади дерево»;
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».
Участие в он-лайн беседах; беседы «Беру пример», «Мамина (папина) работа».
Мастер-классы «Чудеса кулинарии», «Я - семья», «Наш выходной день» .
Работа по формированию патриотических чувств дошкольников к родному краю должна проводиться постоянно и непрерывно!