Юлия Филимонова
Проект «Воспитание коммуникативных навыков у дошкольников посредством ознакомления с фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда средства массовой информации и всеобщая компьютеризация, зачастую лишает детей живого общения с взрослыми, мы в серьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники?
Вряд – ли получится оградить наших детей от влияния улицы и информационных средств, поэтому остается единственная возможность – это правильное воспитание и формирование нравственных коммуникативных качеств личности с самого раннего детства.
Публикация «Проект „Воспитание коммуникативных навыков у дошкольников посредством ознакомления с фольклором“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, а максимально возможное их количество, в соответствии с возрастом.
Через устное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту и лаконичность, приобщается к культуре речи своего народа. И через это приобщение впитывает в себя преемственную связь поколений. Это делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей», считал В. П. Силин (20.127)
Причем чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно чтобы оно было максимально включено во все жизненные процессы и виды детской деятельности ребенка в детском саду.
Воспитание - деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опыта; планомерное воздействие на сознание и поведение человека; с целью формирования адекватных установок, понятий, принципов, правил общежития; для развития и подготовки к общественной жизни и труду.
Коммуникация – общение с окружающими людьми.
Навык – умение, доведенное до автоматизма.
Ознакомление – передача знаний.
Устное народное творчество – знание, мудрость, искусство в слове.
Актуальность проблемы.
На основе Федеральных Государственных требований была разработана программа «От рождения до школы» в которой большое значение уделяется воспитанию у ребенка «…гуманного отношения к окружающему миру, народной культуре, семье, родному краю», а также приобщению к народной педагогике».
Народная педагогика подразумевает воспитание нового поколения на традициях его народа, а также ознакомление детей с устным народным творчеством.
Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики, Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором.
«Устное народное творчество, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял». – говорил М. Горький в своем докладе на первом Всесоюзном съезде советских писателей.
Именно народное устное творчество связывает поколения родителей и детей неуловимой, но крепкой нитью национального менталитета. Колыбельные песни, пестушки и потешки несут в себе энергетику любви, доброты, ласки, заботы. С самого рождения они закладывают в нового человечка способность любить, сопереживать, проявлять чуткость и внимание к ближнему. Именно эти нравственные качества мы и хотим видеть в наших детях. В былинах и сказках ярко обозначены : ложь и правда, честность и льстивость, верность и предательство. Поэтому сказки служат первым нравственным ориентиром для зарождающейся личности ребенка.
Одной из важнейших задач современной педагогики, является нравственное и духовное возрождение. Это возможно, только заново осваивая культурный опыт народа, закрепленный в произведениях народного искусства.
Великий педагог К. Д. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее поколение народа в одно великое, историческое живое целое…».
Проза, поэзия, фольклор - насыщенны образами и персонажами, несущими добро и зло. Яркость и контраст литературных героев пробуждает интерес ребенка, его стремление установить истину. На этом стремлении легко прививать адекватные нравственные оценки.
Через образы понятных и доступных сказок, стихов, потешек, поговорок и пословиц, дети учатся раскрывать содержание таких нравственных категорий, как справедливость, долг, честь, трудолюбие.
В легендах, песнях и пословицах всех народов во все времена славилась добродетель, высмеивался и осуждался порок.
Благодаря ознакомлению с устным творчеством ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Устное творчество отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейная бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор. И через приобщение к устному творчеству, ребенок впитывает в себя преемственную связь поколений.
Причем чтобы максимально достичь воспитательного и обучающего коммуникативным навыкам эффекта, необходимо чтобы устное народное творчество было максимально включено во все жизненные процессы и виды детской деятельности ребенка в детском саду.
Участники проекта :
Дети старшей группы № 9 и их родители.
Целевая группа:
Дети старшей группы № 9.
Методы, применяемые в работе:
Теоретические методы исследования:
- анализ психолога – педагогической и методической литературы.
Практические методы исследования:
- наблюдение за эмоциональным отношение дошкольников к народному фольклору,
- беседы по прочитанному,
- заучивание фольклорных произведений наизусть,
- знакомство с народными сказками.
- проведение праздников народного календаря в рамках ДОУ.
- проведение диагностики детей по вышеперечисленным критериям.
- анкетирование родителей по вопросам данного направления.
- совместная культурно – досуговая деятельность родителей, детей и педагога.
Развитее педагогической деятельности направленной по образовательным областям.
Устное творчество красной строкой проходит через все образовательные области педагогического процесса.
В данном случае воспитание дошкольника при помощи пословицы и поговорок.
Образовательная область «Здоровье».
Цель: Привить ребенку понятия о здоровом образе жизни. (В здоровом теле - здоровый дух).
О. о. «Безопасность».
Цель: Обучение ребенка правилам поведения в обществе и на природе. (В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив. Не зная брода, не лезь в воду).
О. о. «Труд».
Цель: Воспитание у ребенка положительного отношения к труду. (Труд человека кормит, а лень портит).
О. о. «Познание».
Цель: Вызвать у ребенка положительную эмоциональную отзывчивость к обучению. (Ученье свет, а не ученье тьма).
О. о. «Коммуникация».
Цель: Стимулировать в поведении ребенка доброго отношения к окружающим людям. (Ласковый теленок двух маток сосет).
О. о. «Социализация».
Цель: Воспитание порядочности, ответственности, милосердия к людям. (Людей не суди, на себя погляди)
О. о. «Чтение худ. литературы».
Цель: Ознакомление детей с произведениями народной литературы. (Чтение сказок, потешек, загадок, былин).
Образовательная область «Музыка» предусматривает разучивание детьми частушек, колыбельных песен, хороводных запевок.
Стоит отметить, что фольклор и сказки наполнены элементами театрализации – жесты, интонация, мимика, музыкальное сопровождение, песня и танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе воспитание по нескольким образовательным областям одновременно.
Затем мной было проведено анкетирование 10 родителей этих детей по теме «Русское народное искусство в семейном быту». Вопросы анкеты были следующими:
1. Читаете ли вы своему ребенку русские народные сказки?
2. Поете ли на ночь колыбельные песни?
3. Используете ли в общении с ребенком потешки, пестушки, поговорки, загадки?
4. Посещаете ли с ребенком народные гулянья на праздниках народного календаря?
5. Есть ли у вас дома предметы старинного русского быта (иконы, самовар, кружевные салфетки и т. п. ?
Анализ анкетирования к моему глубокому сожалению, показал, что колыбельные песни уходят в прошлое. Ответы «нет» и «иногда» разделили позиции 50% на 50%.
Отлично организованные праздники народного календаря в нашем городе привлекают только 36% семей исследуемой группы. 60% посещают их иногда и 4% не уделяют им должного внимания.
В общении с ребенком родители используют фольклор в 38% случаев, используют иногда 56% опрошенных и не используют 6%.
Предметы старинного русского быта еще пока находят место в домах у 41% респондентов, 55% семей не применяют их в быту и 4% имеют только по одному такому предмету.
К счастью русские сказки прочно заняли место в наших семьях. Положительные ответы 76% и по 2% ответы «иногда» и «нет».
Смею надеяться, что повышение уровней знаний по устному народному творчеству, будет способствовать росту уровня коммуникативных навыков. Поскольку правильный подбор сказок, пословиц, пестушек с учетом возрастных особенностей детей и правильная организация совместной деятельности, могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка. Ведь во всех формах устного народного творчества заключен практический опыт миропонимания, правила вежливого общения, жизненных ценностей, поучительных наставлений, ориентиров морального поведения.
Анализируя, делаем вывод, что низкие показатели обусловлены следующими причинами.
1. В семейном кругу не уделяют должного внимания методам народной педагогики.
2. Слабый уровень речевого развития.
3. Слабо развитые когнитивные функции.
4. Вновь поступившие дети с периодом адаптации.
5. Слабо развитая волевая сфера. Не умение долго концентрировать внимание на предмете разговора.
На основе сделанных выводов, мной разработаны
рекомендации по обучению коммуникативным навыкам, через ознакомление с устным народным творчеством.
1. Использовать больше игровых приемов по обучению коммуникативным навыкам на занятии.
2. Организовывать ситуации коммуникативного общения во время свободных игр.
3. Создавать условия для доброжелательного и свободного общения во время всех режимных моментов.
4. Знакомить родителей с методами обучения коммуникативным навыкам детей.
Изучение этой проблемы позволяет мне сделать следующие
выводы.
1. Коммуникативные навыки личности закладывается в раннем детстве и формируется на протяжении всей жизни.
2. Процессу формирования коммуникативных качеств в коллективе помогают комплексные и интегрированные подходы обучения.
3. Устное народное творчество является средством коммуникативного развития дошкольников.
4. Специально организованные мероприятия (занятия, развлечения, игры, народные праздники) дают возможность шире познакомить детей с народным фольклором.
5. Также необходимо проводить просветительную работу среди родителей по коммуникативному развитию их детей, через приобщение к устному народному творчеству.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное значение в развитии коммуникативных навыков у детей.