Светлана Сорокина
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родной Чухломой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Чухломский детский сад «Родничок»
Чухломского муниципального района Костромской области.
Консультация
для воспитателей
«Воспитание нравственности и духовности у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования у них любви к родному городу Чухломе, его истории и современности».
Публикация «Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родной Чухломой» размещена в разделах
Старший воспитатель : Сорокина С. Б.
Гуманизация педагогического процесса в детском саду предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям: природе, произведениям искусства, являющимся результатами труда и творчества, приобщение к своим истокам. Источник этого процесса – воспитание ценностного отношения ребёнка к самому себе, родному дому, семье, родственникам, близким и знакомым людям.
Деятельность по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданских и патриотических чувств была и остаётся приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного учреждения.
Воспитание нравственности и духовности в детях неразрывно связано с воспитанием в них патриотизма, любви к родному краю. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства нашей Родины. Это проявляется не только в сложных, тяжёлых ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни.
Воспитание нравственности, духовности и патриотизма можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза «Всё начинается с детства» - как нельзя больше относится к этому вопросу. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Озеро, лес, поля постепенно оживают для него. У детей появляются любимые уголки для игр, любимые деревья, тропинки. Это делает природу не просто природным окружением, но и своим, родным, остающимся в памяти на всю жизнь.
Именно поэтому к вопросу о нравственном воспитании можно подходить и через воспитание у детей любви и бережного отношения к природе. Старайтесь чаще бывать на экскурсиях в парк, на озеро, где можно наблюдать красоту родной природы. Нужно учить определять по внешним признакам деревья, цветы, растения встречающиеся на вашем пути. приносить с собой камушки с берега озера в детский сад, камыши, тимофеевку для засушенных зимних букетов. Необходимо добиваться того, чтобы дети любили свою природу как через созерцание малого, т. е., дерево, отдельный цветок, паучок, так и через любование больших пейзажей – озеро с виднеющимся в дымке на другом берегу монастырём, парком, величие которому придают могучие деревья.
Можно побывать на целевой прогулке на лесную опушку, любоваться причудливыми травинками, забавными насекомыми, встречающимися на участке детского сада.
Необходимо говорить детям о том, как велика наша большая Родина, рассказывая, что конкретно есть в России: и моря, и озёра, и горы, и реки, много лесов и полей. И очень много городов, сёл, деревень, а среди них наш любимый и единственный город, наша древняя, родная Чухлома.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, народные сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивая настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы и поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребёнком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к русскому народу, к Отечеству. Старайтесь их использовать на протяжении всего времени пребывания ребё нка в детском саду: во время наблюдений за природой (народные приметы, на занятиях (пословицы, загадки, в играх (поговорки, считалки, заклички).
У детей ещё очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым, дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители, как готовятся к празднику – во всём проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребёнка, закладывает умение следовать семейным традициям.
Именно родители, а вернее, бабушки и дедушки, помогают нам знакомить с народными праздниками и обычаями. Можно рассказывать детям о таких почитаемых православных праздниках, как Рождество Христово, Пасха, Крещение. Дети и сами могут поделиться своими впечатлениями о посещении церкви в эти праздники.
Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родному дому, родителям, к детскому саду, затем – к городу, ко всей стране. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости к нему – всё это важно для становления личности ребёнка, для чувства защищённости. Однако, следует заметить, что для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Поэтому нужно чаще беседовать с детьми об их семьях. Как зовут их родителей, бабушек, дедушек, чем они занимаются, где работают, как им помогают дети и в каких делах.
При воспитании нравственных и патриотических чувств необходимо поддерживать интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с детьми о том, что происходит. Такие беседы старайтесь проводить с небольшими подгруппами детей, что побуждает детей к откровенности при выяснении ими интересующих их вопросов.
В старшем дошкольном возрасте следует детей учить понимать, что наш маленький город – частица большой Родины. Следует провести целевые прогулки с детьми по городу: «Достопримечательности нашего города», «Улицы нашего города», «Общественные и старинные здания города Чухломы». По дороге запоминайте названия улиц, любуйтесь красотой резных наличников на деревянных домах.
Обязательно нужно сходить с детьми на экскурсию в музей, где детей ещё раз наглядно познакомят с природой родного края. После каждой такой прогулки и экскурсии целесообразно провести с детьми в вечернее время беседы о том, где были, что видели, и что детям особенно запомнилось.
Ознакомление детей с родным городом. Эта тема очень интересная и обширная, так как она включает в себя историю родного города, его сегодняшнее настоящее, и беседы о людях, наших земляках, чьими именами мы гордимся. Начинать эту работу необходимо с изучения самими воспитателями теоретических вопросов об истории нашего города и также ознакомления с особенностями творчества художников, поэтов, композиторов, народных умельцев родного края. Необходимо на метод. кабинете подобрать необходимую для этого литературу, фотографии.
Дети очень удивляются, что в зданиях, где сейчас находится музе, библиотека, магазины, Дом культуры, милиция, редакция газеты «Вперёд», сбербанк, раньше жили люди своими семьями, открывали свои частные предприятия. А на месте памятника воинам истребительного батальона, раньше был поставлен памятник царю – освободителю Александру.
Познакомьте детей с историей Преображенского собора, который, к сожалению, в настоящее время уже не существует, что такая красота и такое величие может быть разрушена временем и людьми.
Наша Успенская церковь поражает и сейчас своим великолепием и красивыми формами. Как такую красоту и величие сделали своими руками простые люди – мастера! И церковь эта была построена на средства от сборов, то есть, каждый дал понемногу, и в результате был построен Успенский храм.
В группе можно изготовить макет части города Чухломы с улицами, домами, частью озера… Детям можно предложить пофантазировать о том, каким будет наш город в будущем, уютным, красивым. Обычно, дети с удовольствием играют на таком макете, приносят из дома для его обыгрывания мелкие игрушки, лепят из пластилина животных, людей.
Также хорошо иметь в группе карту современного города Чухломы, указать на ней все улицы, административные здания, памятники и памятные места города Чухломы. Детям интересны очертания города. Они с увлечением находят улицы, на которых живут, места, где они бывают с родителями. Можно предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее найдёт путь друг к другу». Детям интересно знать, кто из них живёт в центре города, а кто на окраине. У кого дорога в детский сад получается длиннее, а у кого короче. В таких коллективных играх дети становятся дружнее, а их разговоры – содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется приобщение к миру взрослых.
Развитию нравственности, привитию любви к родному городу способствуют так же выставки рисунков соответствующей тематики. Постоянное участие в выставках не надоедает детям, а наоборот, способствует развитию их интереса к родному краю. Кроме того, дети становятся активнее, вместе наблюдают за успехами товарищей и радуются им искренне, стараются и сами подойти к работе творчески.
Неизменно живёт в нашем городе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков стоит на нашей земле, есть такие места и в нашем городе. Нужно рассказывать детям о героях Великой Отечественной войны, наших земляках
Яркий след в душах детей оставит беседа – викторина «Чухлома. История и современность». Можно пригласить на неё известных людей в нашем городе, тех, чьими делами, рукоделием, песнями гордятся наши чухломичи. Всё это будет служить и дальше для проявления интереса к истории родного города и его современности. Дети будут более уважительно относиться к героям – чухломичам и умельцам, прославляющим свой город.
Можно и нужно активно включать в эту работу и родителей, привлекать их к разучиванию с детьми народных игр, обрядных песен, более подробно знакомить детей с фольклором. Ведь народное творчество – источник чистый и вечный. В чём бы ни высказал себя народ – в танце, в песне, в искусстве, в вышивке или забавной игрушки – ясно, что это всё идёт от души. А душа народная добра и красива.
Всё это способствует формированию у детей нравственных ценностей и высоких эстетических чувств, и у детей уже в дошкольном возрасте закладываются истоки патриотизма, чувственности и духовности.