Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором посредством создания мини-музеев в ДОУ

Екатерина Конюхова
Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором посредством создания мини-музеев в ДОУ

Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором посредством создания мини-музеев в ДОУ

Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие» в содержание которой входит задача –формирование у детей интереса к художественной литературе и фольклору.

Что значит «ФОЛЬКЛОР. Слово «фольклор» в переводе означает «народное знание», «народная мудрость». Ценность фольклора заключается в том, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психологического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.

Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к малым формам фольклора. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

В своей работе над этой темой я поставила следующие задачи:

1. Создание атмосферы национального быта.

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2. Широкое использование фольклора в режимных моментах (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, потешки и т. п.)

3. Знакомство с русскими народными играми.

С народным фольклором мы начали знакомиться с первой младшей группой, создавая мини-музей одного персонажа «Зайчик-побегайчик». В результате мы познакомились с уральским лесным жителем, с его внешнем видом, повадками, узнали много сказок и игр со сказочным персонажем. Знакомство проходило через все виды детской деятельности. Мы рисовали, лепили, играли в подвижные игры, учили стихи и читали сказки с главным героем.

настоящее время наблюдается тенденция, что детям все реже и реже читают сказки. Более популярными в детской аудитории становятся мультфильмы и компьютерные игры. Сегодня, как никогда, нужно развивать у дошкольника интерес к чтению, формировать любовь к книгам и не дать забыть историю нашего народа и народный фольклор.

Определенную роль в решении этой проблемы играют литературные мини-музеи.

Мы с детьми и родителями решили создать в нашем детском саду литературный мини-музей посвященный русской сказке.

Задачи:

• приобщать детей к художественной литературе;

• воспитывать интерес и любовь к чтению книг;

• развивать литературную речь и знакомить с народным фольклором;

• развивать творческую самостоятельность иэстетический вкус дошкольников.

Данный мини-музей мы с детьми посещаем каждый день. Здесь мы читаем сказки, рисуем знакомых персонажей, обсуждаем различные ситуации и просто играем. Дети здесь себя чувствуют в мире сказочных образов.

Для более глубокого изучения данной темы создан мини-музей «Русская изба».

Вся совместная деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит именно здесь. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. А также к нам на экскурсию приходили дети из других группы нашего детского сада.

Традиционно в «Русской избе» мы отмечаем именины. На столе - самовар, угощения,воздаются почести праздничному караваю. Обязательно в этот день к детям приходят любимые герои русских народных сказок. Мы проводим весёлые подвижные игры, пляски и хороводы.

Рассказываю о назначении кухонной утвари. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ. В повседневной жизни использую потешки, пестушки, прибаутки. Детям интересно знакомится с пословицами, поговорками, загадками, игрой на деревянных ложках и русскими народными песнями.

Народные праздники, такие как Масленица, всегда связаны с игрой. Русские народные игры развивают ловкость, быстроту, силу, внимание. В народные игры мы с детьми играем в группе и на улице. А также наши дети научились элементам игры на деревянных ложках.

Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет соприкоснуться с культурой русского народа, русским народным фольклором, учит детей ценить наследие прошлого, формировать их нравственность, развивать интерес к истории своего народа, а также обогащать словарь, развивать литературную речь и познавательные способности детей.

Благодаря ознакомлению младших дошкольников с русским народным фольклороммы с уверенностью можем сказать, что фольклор, как народная мудрость не угаснет.

Прикреплённые файлы:

mini-muzei-konyuhova_holin.pptx | 7138,83 Кб | Скачан: 45
 
Публикации по теме:

Дидактические игры для мини-музеевДидактические игры для мини-музеев Дидактическая игра «Запрограммированная ошибка». Цель: Активизировать познавательную деятельность, развивать умение свободно действовать.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки»Конспект интегрированной образовательной деятельности «Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Тема: Встреча весны. Знакомство дошкольников с русским народным праздником «Жаворонки» Цель: Приобщать дошкольников к русской народной культуре.

Конспект занятия по ознакомлению детей с русским фольклором «В гостях у бабушки Забавушки» Программное содержание: учить детей сосредотачиваться на игрушке, сценическом образе, используя при этом различные способы передачи характерных.

Консультация «Воспитание дошкольников через ознакомление с природой Ямала» Одним из приоритетных направлений дошкольного образование федерального государственного образовательного стандарта является обеспечение.

Приобщение детей к истокам народной культуры посредством ознакомления с русским фольклором Проект: «Приобщение детей к истокам народной культуры посредствам ознакомления с русским народным фольклором». Вид проекта: познавательно.

Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.

Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем» Вид проекта: информационно-игровой. Название проекта: «Формирование нравственно-патриотических у дошкольников через ознакомление с родным.

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

Создание условий для развития речи младших дошкольников в разных видах деятельностиСоздание условий для развития речи младших дошкольников в разных видах деятельности Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается.

Создание мини-музеев в детском саду. Приобщение детей к сокровищам истории, культуры, искусстваСоздание мини-музеев в детском саду. Приобщение детей к сокровищам истории, культуры, искусства Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов и календарей. Сделать этот мир понятным и интересным.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором посредством создания мини-музеев в ДОУ
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 12:45
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Статья «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации родителям.»
Статья «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации для родителей» Автор: Порядина Ирина Николаевна воспитатель филиала детский сада «Улыбка» МБДОУ...
Игра-путешествие в страну Математики
Цель: Развитие психических и познавательных процессов ( мышление, внимание, воображение, волевых качеств, речь) Задачи. -Закрепить навыки количественного и...
Презентация «Школа дорожных наук»
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогическим коллективом МКДОУ «Богучарский детский сад...
Консультация для воспитателей
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики....
Фотоотчёт о посещении городского музея.
История родного края… А многие ли родители знают её? Все ли могут рассказать своему ребёнку о своём городе ( посёлке, о его далёком прошлом? Мы с детьми,...