МААМ-картинки

Урок здоровья: «Как я могу сберечь зрение»

Татьяна Прохорова
Урок здоровья: «Как я могу сберечь зрение»

Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.

Задачи:

Формировать у учащихся знания об органах зрения; учить соблюдать гигиенические требования по уходу за глазами; установить взаимосвязь органов зрения с познанием окружающего мира.

Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, речь.

Воспитывать бережное отношение к зрению, своему здоровью, эстетический вкус, развивать познавательный интерес, познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II.Вступительная часть.

Публикация «Урок здоровья: „Как я могу сберечь зрение“» размещена в разделах

Пусть в этот весенний, прекрасный день.

Всем нам сопутствует удача и везение!

И пожелаем мы друг другу, всем гостям,

Чудесного весеннего настроения!

Ребята, какие «органы чувств» вы знаете? Их у человека 5: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Сегодня мы поговорим об одном из них, речь пойдет о зрение.

III. Основная часть. Формирование новых знаний.

С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже - "Будь здоров", ещё позже - "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, - здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать. Девиз нашего урока здоровья «Наше здоровье - в наших руках!»

-«Береги глаза как зеницу ока».Почему мы так говорим?

В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.

Сегодня мы обсудим с вами некоторые вопросы:

1. Как устроен глаз – орган зрения.

2. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо.

3. Будем учиться беречь глаза.

-Итак, первый вопрос: Строение глаза.

-Зрение - уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждать всей красотой красок окружающего нас мира. До 90% информации люди получают при помощи глаз! Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. Посмотрите друг на друга.

Догадались, о каких защитниках идет речь?

Природа предусмотрела надёжную защиту глаз. Это - брови, веки, ресницы. В среднем, верхнее веко имеет 100-260 ресничек, а нижнее 50 - 160 ресничек. Каждая ресница живет в среднем 100 дней. Они необходимы, чтобы смыкание век было как можно более плотным.

Самый первый барьер – это веки. Веки – это две складки, которые расположенные снизу и сверху глаза. Веки защищают глаз от ветра, яркого света и пыли. Моргая, они очищают его поверхность и увлажняют её слезной жидкостью. Ресницы предохраняют глаз от попадания пылинок, а брови задерживают стекающие со лба капельки пота.

В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. Вытекают они из глаз через отверстия в верхнем и нижнем веке у носа. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.

Внутреннее строение глаза. (макет глаза)

Глаз имеет округлую форму, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Сверху он покрыт жесткой белой оболочкой – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Большая часть глазного яблока заполнена прозрачной массой - стекловидным телом. Оно придает форму глазу и содержит питательные вещества. Спереди склера переходит в тонкую прозрачную роговицу, пропускающую свет. Под склерой лежит сосудистая оболочка, густо пронизанная кровеносными сосудами, питающими глаз. Впереди располагается радужная оболочка или радужка. Благодаря содержащемуся в ней пигменту меланину она бывает голубого, зелёного или коричневого цвета.

В центре радужки есть круглое отверстие – зрачок. Мышцы радужки могут сокращаться, уменьшая размер зрачка, - так радужка регулирует количество света,

попадающего в глаз.

Если свет яркий, то зрачок сужается. Если свет слабый и тусклый – то расширяется.

Сразу за зрачком находится хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же пропускает через себя свет. Хрусталик фокусирует лучи света на задней стенке глаза, выстланной изнутри сетчаткой.

СЕТЧАТКА – это часть глаза, с помощью которой мы фактически видим. Она как плёнка в фотоаппарате. Сетчатка состоит из особых светочувствительных клеток – палочек (свет и тьма) и колбочек. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать, только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Они посылают сигналы в мозг по зрительному нерву.

Предметы в глазах отображаются перевернутыми.

После этого зрительный НЕРВ передаёт изображение в мозг.

Мозг совмещает изображения, полученные с двух глаз, в одно и переворачивает его.

И мы видим то, на что смотрят наши глаза.

За долю секунды мозг переводит сигнал в зрительный образ, и ты говоришь сам себе: «Я вижу маму», «Я вижу мир».

Движением глаз управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Для того, чтобы эти мышцы хорошо работали, нужно периодически выполнять специальную гимнастику для глаз. Сейчас мы её сделаем.

IV. Физминутка для глаз по Базарному.

- Эти полезные упражнения для глаз нужно выполнять часто, по мере их уставания. А что же еще благотворно влияет на зрение? Может вы знаете, ребята?

Больше двигаться!

Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом.

Чем меньше, тем лучше.

Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.

Чтение книг.

С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, в сумерках, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.

Школьник должен как следует высыпаться.

Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки. Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую"передышку" во время выполнения домашних заданий.

Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, - отличная разгрузка.

Значительное место должна занимать витаминная диета.

Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. Для здоровья глаз очень полезны витамины группыА (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир, группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы - это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.

Рабочее место должно правильно освещаться.

Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.

Гигиена органов зрения.

Холодная вода-эффективное средство повышения тонуса глаз и окружающих тканей и должна применяться следующим образом. Когда бы вы ни умывались, наклонитесь над раковиной, наберите в полусогнутые ладони воды, поднесите их

к лицу на расстоянии примерно 2 см от закрытых глаз, плесните воды, но не сильно. Повторите процедуру несколько раз. Затем протрите глаза полотенцем. Вода должна быть холодной.

Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, с грязью могут передаваться многие болезни. Грязь заноситься в глаза, когда мы их трём пальцами, платком, грязным полотенцем, когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больными глазами. Грязь может попасть в глаза и с грязной подушки.

Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога.

Очень часто на приём к офтальмологу приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.

Получила двойку Алла.

Слезы капали из глаз,

Рукавом их вытирала,

Помогал ей целый класс.

Ты запомни, Алла, сразу –

В глаз легко внести заразу.

Глаз не трогай рукавом –

Только чистеньким платком!

Две подружки рано встали,

Во дворе с песком играли.

Стали строить городок,

Стряпать вместе пирожок.

Надоело им играть –

Стали вверх песок бросать,

Но промчался ветерок

И занес в глаза песок.

Терли девочки глаза,

Набегала в них слеза,

Веки вспухли, покраснели,

Открывались еле-еле.

Словом, очень страшный вид.

Врач сказал: “Конъюнктивит”

И назначил прижигания,

Капли, мази, промывания.

Осторожным надо быть,

Чтоб глаза не засорить!

Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.

У многих людей уже нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?

Есть несколько факторов, которые вредны для глаз:

- наследственная предрасположенность;

- наличие болезней;

- неправильное питание;

- условия зрительной работы (освещенность рабочего места; требования к мебели, правильное освещение, чтение лёжа);

- неправильный режим дня (недосыпание, злоупотребление просмотром ТВ и т. д.)

-окружающая среда и другое.

В наши дни дополнительную нагрузку на зрение детей даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.

V. Закрепление нового

А как еще нужно заботиться о глазах мы выясним в игре «Полезно – вредно».

Если я называю действие полезное для глаз, то вы хлопаете в ладоши, если вредное – поднимаете руки в верх.

- читать лёжа.

- делать гимнастику для глаз.

- смотреть близко телевизор.

- мыть по утрам глаза.

- бегать с палками.

-оберегать глаза от ударов, попадания грязи и пыли.

-смотреть телевизор сидя очень близко к экрану.

-употреблять в пищу продукты, богатые витаминами.

-читать в транспорте.

- смотреть долго телепередачи.

- играть длительное время за компьютером.

- одевать очки при хорошем зрении.

- заниматься в темном помещении.

- чтобы освещение было с левой стороны.

- посещать окулиста.

VI. Заключительная часть.

Итог урока. Выводы.

Итак, подходит к концу наш урок здоровья. К каким выводам мы пришли в результате?

Ответы:

Глаз имеет сложное строение.

Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Но сохранить зрение при желании возможно!

-Еще раз давайте напомним несколько правил, как сохранить наше зрение.

Прислушайся! Когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

Недаром люди говорят:

«Храните как зеницу ока!»

И чтоб глаза твои, дружок,

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк

На этой вот странице:

Глаз поранить очень просто —

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя —

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть —

Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не пиши, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра,

От стола до самых глаз

Должно быть сорок сантиметров!

Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила! И в заключении, мы раздадим памятки с упражнениями для глаз.

Упражнения для глаз

«Если Ваши глаза устали».

Зажмурь глаза, потом открой. Повтори 5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

«Стрельба глазами». Двигайте глазами влево - вправо, вверх-вниз. Повтори 5-6 раз.

Закройте глаза на 10-15 секунд. Можно провести массаж: закройте веки и круговыми движениями пальцев легко массируйте их на протяжении 1 минуты.

«Для профилактики нарушения зрения».

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.

2. Быстро поморгать. Закрыть глаза и спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 1-2 раза.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_0e0sd.pptx | 19314,21 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребенка» Правило 1. Старайтесь, чтобы ребёнок больше двигался, бегал, прыгал. Правило 2. Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог,.

Конспект занятия «Как прекрасен этот мир, посмотри! Глаза. Зрение» Цель: обогащение знаний детей о важном органе, с помощью которого мы познаем мир. Задачи: 1. Уточнить представления детей о глазах и их.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе «Как я могу победить свой страх» Цель: создание положительного эмоционального фона. Программные задачи: - снижение психологической напряженности; - снятие существующих.

Консультация для педагогов «Урок здоровья как форма работы с детьми по физическому воспитанию» В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребёнка» Как сохранить зрение ребенка? ___ Правило 1. Старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал.

Родительское собрание «Как сохранить зрение ребенка или о пользе гимнастики для глаз» Родительское собрание на тему «Как сохранить зрение ребенка или о пользе гимнастики для глаз» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня.

Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6Видео-урок «Как сделать бобра из крафт пакета». Поэтапный урок эксперимент №6 Эксперимент- «Бобрята» 3+ Эксперимент с крафт пакетами Данный материал адресован, всем кто хочет научиться творчеству! А так же заботливым.

Видео-урок «Как сделать новогоднюю игрушку «коньки»». Поэтапный урок текстиль №1Видео-урок «Как сделать новогоднюю игрушку «коньки»». Поэтапный урок текстиль №1 Как сделать новогоднюю игрушку "коньки" (поэтапный урок текстиль № 1) Смотрите в нашем новом видео, как легко сделать ёлочную игрушку.

Видео-урок «Как слепить Осенний листочек. Поэтапный урок по пластилиновой живописи»Видео-урок «Как слепить Осенний листочек. Поэтапный урок по пластилиновой живописи» Как слепить Осенний листочек (поэтапный урок лепки № 6)Падают с веточки, золотые монеточки. (Листочки) Данный материал адресован,.

Конспект занятия «Как сберечь воду?» «Как сберечь воду?» Цель: приобщение детей к рациональному использованию ресурсов воды. Цель, поставленная перед детьми: осуществить практические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок здоровья: «Как я могу сберечь зрение»
Опубликовано: 18 марта 2019 в 22:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД