Игра-драматизация как средство развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста

Анна Каренгина
Игра-драматизация как средство развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста

Игра – драматизация как средство развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста”

Проблема развития рефлексии человека является одной из сложных, многогранных и до настоящего времени не получивших достаточно полного и всестороннего освещения. Анализ рефлексии содержится в трудах многих учёных (Аристотель, Платон, Сократ, Дж. Локк, Г. В. Лейбниц, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.). Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития ребенка, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром. Способность к рефлексии выступает условием понимания человеком самого себя, что в первую очередь обусловливает понимание им других людей и мира в целом. Рефлексия выступает, как способность личности выходить за пределы собственного “Я”, осмысливать, изучать, анализировать события и поступки и на этой основе осуществлять свое развитие. Одновременно рефлексия - глубинное самопостижение, выявление своих психических возможностей. Таким образом, вне рефлексии нет полноценного личностного развития.

Дошкольное детство - это период, когда закладываются основы личности, идёт процесс осознания себя, самопонимание, возникает индивидуализация психических свойств ребенка, которые в последующем определяют «лицо» человека; формируются многообразные отношения к окружающему миру и себе. В дошкольном возрасте формируются зачатки рефлексии — способности представлять себя глазами других, поэтому особенно старшие дошкольники стараются контролировать внешние проявления своих чувств, присматриваться к другим людям. Развитие сознания ребенка идет послойным «наращиванием» рефлексивных уровней: в ходе своего развития ребенок рефлектирует прежде всего внешние воздействия, потом познавательные и, в конечном счете, личностные качества, изменяя их посильно своему возрасту.

Важнейшей задачей дошкольного образования в настоящее время является обеспечение личностного развития дошкольника. Дошкольный возраст - фундаментальный период, который накладывает отпечаток на всю жизнь человека; это период интенсивного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, который предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а так же достаточную зрелость субъекта. При этом она может осуществляться как взгляд внутрь себя с позиции децентрации, так и как осознание себя через другого (в процессе общения и взаимодействия, посредством осмысления того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями.

Одним из условий развития рефлексии может быть игровая деятельность, в частности игра – драматизация, которая близка и понятна ребёнку. Входя в образ, он играет любые роли, старается подражать и получает при этом огромное удовольствие. Драматизируя произведение, ребёнок переводит образы воображения на язык жестов, мимики и слов. Игра-драматизация раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В игре - драматизации детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. С помощью игры - драматизации взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру, формируются нравственные привычки.

Существует предположение, что развитее рефлексии дошкольников старшего возраста определяется исходя из понимания того, что в игре - драматизации старший дошкольник проигрывает роли на основе идентификации; анализирует собственное поведение, потенциальные и актуальные свойства, личностные и интеллектуальные особенности, черты характера, своё отношение со взрослыми и детьми. Большая часть детей неверно осознают свои достоинства и недостатки, им трудно встать на чужую точку зрения, имеют завышенную или заниженную самооценку.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря играм - драматизациям, которые были использованы с детьми старшего дошкольного возраста, заметно обогатился их социальный опыт, они научились сотрудничать с другими, самооценка стала более адекватной. Дети могут корректировать свое поведение с учетом общепринятых социальных норм. Мы предлагаем вашему вниманию конспекты занятий игр-драматизаций (Приложение 1).

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 июня 2020 в 10:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 января. День рождения попкорна

22 января считается днем рождения попкорна. Именно в этот день в 1630 году вождь индейского племени Кводекуайн вручил британским колонистам необычный подарок. Это был мешок с местным лакомством, зернами...

22 января. Треугольный день на МААМ

Одной из основных геометрических фигур посвящается наш очередной тематический день. Это треугольник – который мы используем, когда рисуем крышу дома, пирамиду, горы, вулкан или ёлочку.


Горячие темочки