Анна Каренгина
Игра-драматизация как средство развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“Игра – драматизация как средство развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста”
Проблема развития рефлексии человека является одной из сложных, многогранных и до настоящего времени не получивших достаточно полного и всестороннего освещения. Анализ рефлексии содержится в трудах многих учёных (Аристотель, Платон, Сократ, Дж. Локк, Г. В. Лейбниц, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.). Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития ребенка, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром. Способность к рефлексии выступает условием понимания человеком самого себя, что в первую очередь обусловливает понимание им других людей и мира в целом. Рефлексия выступает, как способность личности выходить за пределы собственного “Я”, осмысливать, изучать, анализировать события и поступки и на этой основе осуществлять свое развитие. Одновременно рефлексия - глубинное самопостижение, выявление своих психических возможностей. Таким образом, вне рефлексии нет полноценного личностного развития.
Публикация «Игра-драматизация как средство развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Дошкольное детство - это период, когда закладываются основы личности, идёт процесс осознания себя, самопонимание, возникает индивидуализация психических свойств ребенка, которые в последующем определяют «лицо» человека; формируются многообразные отношения к окружающему миру и себе. В дошкольном возрасте формируются зачатки рефлексии — способности представлять себя глазами других, поэтому особенно старшие дошкольники стараются контролировать внешние проявления своих чувств, присматриваться к другим людям. Развитие сознания ребенка идет послойным «наращиванием» рефлексивных уровней : в ходе своего развития ребенок рефлектирует прежде всего внешние воздействия, потом познавательные и, в конечном счете, личностные качества, изменяя их посильно своему возрасту.
Важнейшей задачей дошкольного образования в настоящее время является обеспечение личностного развития дошкольника. Дошкольный возраст - фундаментальный период, который накладывает отпечаток на всю жизнь человека; это период интенсивного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства.
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, который предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а так же достаточную зрелость субъекта. При этом она может осуществляться как взгляд внутрь себя с позиции децентрации, так и как осознание себя через другого (в процессе общения и взаимодействия, посредством осмысления того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями.
Одним из условий развития рефлексии может быть игровая деятельность, в частности игра – драматизация, которая близка и понятна ребёнку. Входя в образ, он играет любые роли, старается подражать и получает при этом огромное удовольствие. Драматизируя произведение, ребёнок переводит образы воображения на язык жестов, мимики и слов. Игра-драматизация раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В игре - драматизации детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. С помощью игры - драматизации взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру, формируются нравственные привычки.
Существует предположение, что развитее рефлексии дошкольников старшего возраста определяется исходя из понимания того, что в игре - драматизации старший дошкольник проигрывает роли на основе идентификации; анализирует собственное поведение, потенциальные и актуальные свойства, личностные и интеллектуальные особенности, черты характера, своё отношение со взрослыми и детьми. Большая часть детей неверно осознают свои достоинства и недостатки, им трудно встать на чужую точку зрения, имеют завышенную или заниженную самооценку.
Подводя итог, можно сказать, что благодаря играм - драматизациям, которые были использованы с детьми старшего дошкольного возраста, заметно обогатился их социальный опыт, они научились сотрудничать с другими, самооценка стала более адекватной. Дети могут корректировать свое поведение с учетом общепринятых социальных норм. Мы предлагаем вашему вниманию конспекты занятий игр-драматизаций (Приложение 1).