Получи документы

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и её своеобразие

Наталья Рышкова
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и её своеобразие

Исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Специальными исследованиями установлено, что первые потребности ребёнка социальны. Д. Б. Эльконин пишет: «Мир ребёнка – это прежде всего взрослый человек как важнейшая часть окружающей ребёнка действительности, часть мира взрослых». Значит, игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Публикация «Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и её своеобразие» размещена в разделах

Для детей один из главных видов деятельности – игра. Ребёнок живёт играя. Игра – это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши активно вступают в общение со сверстниками. Играющих детей объединяет общая цель, общие переживания, которые способствуют формированию личности. В педагогическом процессе игра используется ка наиболее эффективное средство для решения многих воспитательно – образовательных проблем. В игре протекает процесс развития и коррекции познавательных способностей, личностных качеств, пространственно – ориентировочных и временных ориентиров. Игра – это не способ извержения лишней энергии, а форма развития свободного проявления личности. Игра – это вид деятельности управляющим развитием, в котором формируются не только личностные качества ребёнка, но и его отношение к деятельности, людям.

Также игру мы можем рассматривать как основную форму самоутверждения и жизни дошкольников. В своих работах А. П. Усова подчёркивала важнейшую функцию игры, указывала на то, что игры дают возможность организовать не только определённый момент жизни, но и воспитывают самостоятельность, активизируют пассивных, дают возможность выступать в роли лидера, ведущего. Ребёнок в игре получает определённый опыт, возможность применять его в своей деятельности, получает некоторые знания и умения, может выбирать тему игры и развёртывать сюжет по данной теме, может выбирать партнёров, которым импонирует, по своему типу и темпераменту, тех, с кем ему приятно общаться.

Неоднократно приходилось наблюдать, как ребёнок искренне воспринимает игру, как живёт в игре, как плачет и не выходит из игры. Однако, для того чтобы ребёнок смог увлечённо и самостоятельно играть, ему надо помочь научиться играть, научиться воображать и фантазировать с игрушками, с предметами – заместителями. Как отмечал А. В. Запорожец ребёнку младшего дошкольного возраста нужно помочь научиться некоторым способам игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты, научить подчинятся и соблюдать правилам выбранной игры. Если у ребёнка возникает мотивированная взрослым потребность в осуществлении игровых действий и для этого созданы все условия (игрушки, материалы, предметы – заменители, с помощью которых дети могут реализовать эту потребность, то процесс игры становится осмысленным и интересным.

Во время игры у ребёнка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста перед педагогом стоят определё нные задачи:

снимать эмоциональное и мышечное напряжение, учить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, - а также понимать эмоциональное состояние других;

формировать навыки конструктивного общения с взрослыми и сверстниками, обучать способам успешного взаимодействия;

корректировать личностные особенности с помощью стимуляции умственного, эмоционального и психомоторного развития в их единстве.

Эти задачи решаются через основной вид деятельности, через игровую деятельность дошкольника. Малышей необходимо вовлекать в игры, способствовать развитию сюжетов игр, которые отображают окружающую действительность и жизнь ребёнка. В играх отображается то, что малыш знает, что ему дорого, развивается умение фантазировать и говорить. Дети учатся в соответствии с выбранной ролью, придумывать несложный сюжет, сооружать несложные постройки, самостоятельно подбирать игрушки по теме игры.

В работе с детьми необходимо:

одушевлять игровой персонаж, который на занятии будет выступать в качестве партнёра ребёнка при выполнении задания и в последующей игре;

использовать различные сюжеты для побуждения детей к более сложным способам построения игры, переходу от условных действий к ролевому поведению;

осуществлять «превращение» одних предметов в другие, пользоваться предметами – заместителями и т. п.

В режиме для дошкольника не так много времени для самостоятельной игровой деятельности, но дети играют постоянно, проигрывают все виды деятельности, проводимые в течении дня, как в детском саду, так и дома. Вначале с малышами используются уже известные сюжеты, например «понарошку» принести чай пробуя на вкус «чай» предлагается его «остудить» будто он горячий, потом оказывается, что чай не сладкий – надо положить в чашку сахар…так завязывается сюжет с уже знакомыми действиями, которые ребёнок с удовольствием неоднократно повторяет. С удовольствием проигрываются сюжеты с куклой – купание, одевание, поить чаем, заболела кукла, в последствии объединяются несколько сюжетов вместе, развивается ход игры, в котором педагог советует, направляет и подсказывает. Вначале во всех играх педагог принимает самое активное участие, постепенно передаёт ведущую роль детям, способствует воспитанию самостоятельности, умению строить сюжет и развивать его.

Педагог оказывает активное влияние на выбор темы игры различными способами, это может быть подбор определённых игрушек – совместно расставленная посуда по назначению (столовая, чайная, по цветовой гамме, по размеру, кукла с легко одевающейся и снимающейся одеждой может вызвать желание играть в «семью»; наличие различных видов строительного материала и фигурок животных может подтолкнуть к развитию сюжета построения загонов для животных, а если добавить различные машинки, то можно будет строить гаражи и т. д. Включить ребёнка в игру, организованную взрослым значительно легче, чем научить его самостоятельно выбирать определённую тему и развивать сюжет. Путь формирования детской игры не должен лежать через назидание и подавление детской инициативы, игру нельзя заменять «действием по инструкции».

Наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего дошкольного возраста являются те, которые предполагают активную, вместе проигрываемую деятельность самого ребёнка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыражение ребёнка – это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребёнка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его физическое здоровье.

Фрадкина Ф. И. говорила: «Игре надо учить особенно в самом раннем детстве, - об этом следует заявить достаточно смело. Но учить можно по –разному. Нельзя построить эталон – образец, который получится в итоге развития сюжета, и навязать его ребёнку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то это не будет игрой – игра превратится в занятие». Детям – дошкольникам требуется время для «вхождения» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в противном случае это приводит к утомлению и взрывной ситуации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок смог ощутить радость от своей деятельности, и что немаловажно, от результата своей деятельности. А. П. Усова писала: «Каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы….».Чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным, рекомендуется играть с малышами буквально с момента рождения, привлекая его внимание к окружающим предметам, учить его производить элементарные игровые действия «где ушки, ручки, глазки, носик, щёчки?», путём показа действий с предметами, со временем подсказыванием сюжетов игр, далее ответов на детские вопросы, помощи в рисовании, возведении конструкций из кубиков.

Ушинский К. Д. писал «Игра для ребёнка – не игра, а действительность, это универсальное и неотъемлемое право ребёнка». У младших дошкольников в развитии детских игр огромную роль играет самостоятельное и организованное наблюдение за трудовой и бытовой деятельностью старших детей и взрослых. Обычно наблюдение строится таким образом, чтобы в центре внимания оказался тот человек или объект, за которым ведё тся наблюдение: в детский сад водитель привёз продукты, дворник убирает территорию, медсестра проводит осмотр детей и т. д. Подобные наблюдения помогают перейти от игры с предметами, в которой ребёнок выполняет определённую роль. Детям необходимо показывать, как можно использовать в игре полученные знания, переводя их на язык игры – выделять и распределять роли, уточнять свои действия согласно выбранной роли, подумать, какие игрушки и предметы нужны для этой игры, предлагая образец составления сюжета игры.

Непосредственная эмоциональность взрослого, доверительное отношение к детям, помогает погрузить детей в атмосферу игры, сосредоточиться на самом процессе игры. Дети должны чувствовать искреннее отношение взрослых к ним, тогда будет возможно не только правильное руководство игрой, но и найден путь к сердцу ребёнка. Ни в коем случае нельзя допускать такую формулировку, как «Посмотрите внимательно, как я сейчас поиграю, а потом сами будете играть так же…». Если кто из детей остаётся совершенно равнодушным к происходящему, его необходимо вовлечь, предложить оказать посильную помощь, «покачать куклу, принести ей чай, проверить, не горячий – ли? Или привезти недостающие кирпичи для строительства гаража или замка.

Даже совсем маленькие дети замечают отношение взрослых и к игрушкам, и к детям, а потом копируют их, копируют жесты, слова, действия. Подражание становится игровым действием и постепенно перерастает в саму игру. Сюжет, заимствованный у воспитателя становится собственным, может расшириться и вырасти из сюжета – образца, могут добавиться другие игрушки, действия из личных отношений и опыта. Чем шире круг общения со старшими детьми и взрослыми, чем больше информации получат ребёнок из внешнего мира, из окружающей его жизни тем насыщеннее игры ребёнка, тем шире его активный словарь. В процессе самой игры можно уточнять и расширять полученные знания, усложнять содержание игры, развивать воображение, мышление, обогащать словарь.

У младших дошкольников преобладает конкретно – образное мышление, в самостоятельной игре ребёнок берёт на себя определённый образ, он представляет себя машинкой, котёнком, щенком, самолётом – больше всего его интересует внешняя сторона игровых действий, связь с замыслом игры не всегда прослеживается. Игрушка является организующим началом игры, играют маленькие дети игрушкой, так же игрушка может быть партнёром, в активном действии с игрушкой развивается воображение. При виде игрушки у ребёнка возникает желание манипулировать ею, возникает и замысел, и сюжет. Ребёнок видит машинку – надо ехать куда – либо, видит кубики – надо погрузить кубики на машину и увезти их, видит чашку – надо сделать чай, видит куклу – надо напоить куклу чаем. В процессе игровой деятельности ребёнка с игрушками и предметами проявляется воображение, фантазии, зачастую желаемое выдаётся за действительное. Детские фантазии могут возникнуть в определённых ситуациях. Малыши с удовольствием играют предметами – заменителями. (Как – то детям было предложено убрать кубики, один ребёнок кубиков из кармана не вынул, а на вопрос: «Почему не убрал?» ответил – «Нету кубиков, это телефон и смартфон»). Дети могут переносить действия с одного предмета на другой.

Правильный подбор игрушек, соответствующий возрасту, а также грамотное расположение игрового материала в групповой комнате активизирует игровую деятельность, и способствует развитию самостоятельных игр. У детей младшего дошкольного возраста должны быть яркие, средние и крупны игрушки бытовой направленности (куклы, зайчики, мишки которых удобно одевать и раздевать, кормить и укладывать спать, лечить и катать в коляске, должны быть игровые предметы быта: мебель, плита, утюги, планшеты, телефоны, предметы гигиены) и т. д. Они должны располагаться на уровне глаз детей по всей групповой комнате, зонально, чтобы дети могли играть, как индивидуально, так и маленькими подгруппами.

Дети постепенно переходят от индивидуальных игр к играм «рядышком». У всех детей различное восприятие, внимание, память, мышление. На первых порах педагог проводит несложные коллективные игры «едем в автобусе на прогулку в лес» - в первой игре воспитатель берёт роль воспитателя на себя, дети – пассажиры, в последующих играх роли могут распределяться «по очереди», малыши должны испытывать чувство удовольствия от игры и общения с другими детьми. Малышей привлекает доброта, активное участие, стремление принять или пригласить ребёнка в свою игру. В своей работе педагог опирается на более активных детей, вовлекая в игру пассивных, «закрытых», уделяя больше внимания тем, кто уже адаптируется в детском коллективе.

Педагог должен чётко понимать, что уровень развития игровой деятельности ребёнка соответствует уровню развития мыслительной деятельности, если малыш испытывает трудности в игровом общении, трудности в речевом общении, к нему необходимо более пристальное внимание. Основная задача педагога на этом этапе состоит в том, чтоб детей, которые достигли уровня «игры рядом», побуждать играть вместе, формировать и устанавливать дружеские контакты, добиваться согласия в игровых ситуациях, подчиняться определённым правилам игры, расширять активный словарь, обогащать младших школьников знаниями.

В конце концов, наступает момент, когда для полноценного умственного развития малыша становятся необходимыми систематизированные и обобщённые знания.

Формирование у маленьких детей игровой деятельности осуществляется следующим образом:

обучение детей игровым способом воспроизводить действительность, воспроизводить знакомые действия;

предложение сюжета игры, руководство игрой, которая возникает по предложению педагога и по инициативе детей.

Из всех приёмов категорически исключается любое принуждение. Игра должна способствовать положительным эмоциональным переживаниям, доставлять радость и удовольствие, в игре ребёнок самоутверждается и развивается.

Ведущая деятельность определяется как «…деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребёнка к новой, высшей ступени своего развития» (А. Н. Леонтьев).

Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создаёт зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. Л. С. Выготский подчё ркивает: «Через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие».

Публикации по теме:

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Игра — ведущий вид деятельности у дошкольников Игра-ведущий вид деятельностиИгра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и её своеобразие
Опубликовано: 20 марта 2020 в 17:46
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД