Приложение МААМ

Игровая деятельность как средство формирования интереса у детей младшего дошкольного возраста к изучению хакасского языка

Светлана Чучунова
Игровая деятельность как средство формирования интереса у детей младшего дошкольного возраста к изучению хакасского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Публикация «Игровая деятельность как средство формирования интереса у детей младшего дошкольного возраста к изучению хакасского языка» размещена в разделах

Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Для того чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, родителям нужно стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, взрослый вовлекает малышей в совместную деятельность, делая её важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

По мнению С. Л. Новосёловой, современный вариант классификации детских игр включает в себя три класса:

- Игры, возникающие по инициативе самих детей. Это игры – экспериментирования (напр., с природными объектами; с животными и людьми; со специальными игрушками для экспериментирования) и сюжетные самодеятельные игры (напр., сюжетно-ролевые; театрализованные)

- Игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие игры (напр., дидактические; сюжетно-дидактические; подвижные; музыкальные) и досуговые игры (напр., интеллектуальные; забавы; развлечения; празднично-карнавальные; компьютерные).

- Традиционные или народные игры. Это обрядовые (напр., семейные, сезонные, тренинговые (напр., интеллектуальные; адаптивные) и досуговые (напр., тихие; забавляющие; развлекающие).

Сюжетно-ролевая игра, имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т. е. формируется сознательное подчинение им.

Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

Таким образом, игра – уникальный вид деятельности, ведь только игра дает ребенку возможность самовыражения, саморазвития и социализации, принося при этом радость дошколятам. Для того чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, родителям нужно стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, взрослый вовлекает малышей в совместную деятельность, делая её важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.

Обучение хакасскому языку в детских садах будет более эффективным, если его организовать в игровой форме. Рекомендуется проводить с дошкольниками следующие игры : сюжетно-ролевые игры, игры со строительными материалами, подвижные игры, дидактические игры, музыкально-двигательные игры. Отдельные игры (напр., сюжетно-, дидактические и др.) целесообразно проводить на занятиях по хакасскому языку. В этом случае игра выступает как прием обучения. Например, названия игрушек воспитатель может вводить в процессе сюжетно-ролевой игры «В магазине». Или, например, путем проведения «грамматической» игры «Один-много» воспитатель отрабатывает на занятии формы единственного и множественного числа существительных и т. д.

Обучение хакасскому языку в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного лексического-языкового содержания. Игры можно проводить в виде имитаций различных ситуаций, соревнований (выполнение заданий, решение кроссвордов, музыкальных (хороводы, песни и танцы) и художественных (изобразительные игры, аппликация, коллективное сочинение маленьких сказок) импровизаций.

Например, игра в «Мелейек» на основе «Теремок», в количества играющих и усвоения новой лексики, не только появляются новые персонажи и реплики, но происходит неоднократный повтор уже имеющегося лексического запаса слов, что закрепляет его и заставляет прочно осесть в памяти ребенка.

Одна из игр - сказочная страна. Каждый звук – это житель этой сказочной страны, который или произносит какие либо звуки, либо занят какой либо работой, производящей звуки, например: «Вот рано утром Тiлi ек (Язычок) просыпается и выпрыгивает из кровати. Как холодно в доме! Это потому, что за ночь камин совсем остыл. Тiлi ек дрожит от холода. Находим бугорки за верхними зубами. Когда Тiлi ек дрожит, то ударяется кончиком об эти бугорки: [я], Но вдруг он слышит из ванной такие звуки: [тiч]! Это капает вода из крана, который он плохо закрыл вечером. Кончик язычка ударяется в бугорки за верхними зубами, как капли о дно раковины: [тiч]! [тiч]! [тiч]!

Ребята повторяют звуки, не давая себе отчета в том, что они тренируют произношение. Каждый урок к сказке прибавляются новые звуки-герои, новые приключения звуков. При этом соблюдаются условия, необходимые для того, чтобы ребята не переставали получать удовольствие от рассказываемой им истории: с одной стороны основа сказки сохраняется, остаются неизменными условные моменты, за точностью воспроизведения которых ученики ревностно следят, напоминая, подсказывая, исправляя ошибки учителя; с другой стороны в сюжет каждый раз вносится что-то новое, поэтому сказка не надоедает, и продолжает вызывать активный интерес.

Игра «Колокольчик» (отработка звука [ ] – окончание - [ ]) «Дети, вы знаете, как звенят утренние колокольчики? –са, –са, –са ы ах! (Учитель говорит это бодрым высоким голосом и делает вид, что звонит в колокольчик) А как звонят вечерние колокола? – (Учитель понижает голос и темп).

Таким образом, использование игр в процессе обучения дошкольников хакасскому языку усиливает обучающий эффект, повышает у них мотивацию изучения языка в увлекательной форме, способствует развитию речевых навыков и умений.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Игровая деятельность детей раннего дошкольного возрастаИгровая деятельность детей раннего дошкольного возраста «Визитной карточкой» детского сада традиционно считались занятия. И сейчас многие продолжают думать, что именно в них проявляется суть.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книгеИспользование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Успенская СОШ ДО ДС №25 Консультация для педагогов “Использование ритмодекламации.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Непослушный медвежонок» Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста "Непослушный медвежонок". Занятие №6 "Непослушный.

Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок» Сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста. Занятие №2. «Путешествие в страну сказок» Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность как средство формирования интереса у детей младшего дошкольного возраста к изучению хакасского языка
Опубликовано: 7 марта 2024 в 15:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая деятельность как средство формирования интереса у детей младшего дошкольного возраста к изучению хакасского языка» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чучунова (УИ 2175077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД