Приложение МААМ

«Игровые технологии проблемного обучения».

Марина Александровна
«Игровые технологии проблемного обучения».
▼ Скачать + Заказать документы

«Игровые технологии

проблемного обучения».

Подготовила: учитель-логопед Петрова М. А.

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ: ТВОРИМ И ГОВОРИМ

«До пяти лет ребенок — строитель самого себя из чего бы то ни было», — отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори.

В работе с дошкольниками педагоги ДОУ все чаще используют пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представление, развивать коммуникативную функцию речи, воображение.

Публикация «„Игровые технологии проблемного обучения“,» размещена в разделах

Безусловно, главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками — это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «. есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.

Чтобы данный вид тренинга пальцев не оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагается озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами.

Предлагаемая авторами система упражнений основана на принципе постепенного усложнения действий и речевого материала.

Использование прищепок при расширении и активизации словаря

по теме «Домашние животные»

Эта серия упражнений рассчитана на детей как младшего дошкольного возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов, так и более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.

Собака и щенок

— Гав-гав-гав,— собака лает,

— Мой сыночек подрастает.

— Гав-гав-гав, — щенок сказал и за котенком побежал.

Кошка и котенок

— Мяу-мяу, где мой крошка?

— Кто мяукает так? — Кошка. А котенок ей в ответ:

— Мяу, мама, где обед?

III Игры-драматизации с детьми старшего дошкольного возраста

Прищепки можно также успешно использовать в разыгрывании различных сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Двое дошкольников передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. В этой работе можно использовать следующие тексты.

Лисица и утка

— Уважаемая утка!

Я люблю Вас просто жутко! Прилетайте же ко мне! Посидим наедине!

— Ах, спасибо Вам, лисица,

Но мне что-то не сидится!

М. Дружинина

IV Использование прищепок при усвоении детьми

пространственных представлений

Как показала практика, при ознакомлении со схемой собственного тела эффективно использование прищепок в качестве материальной опоры», обозначающей такие абстрактпонятия, как «право — лево».

Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к правому рукаву своей одежды. Эта прищепка служит для дошкольника зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже — правой и левой стороны листа бумаги (плоскости) :

У тебя на рукаве огонек горит — Это ПРАВАЯ рука, он нам говорит!

В исследованиях педагогов и психологов отмечается несомненная важность работы по развитию пространственных дифференциаций для преодоления нарушений письменной речи у школьников, а также для предупреждения дисграфии у дошкольников.

Найди пару

Цель: развивать пространственную дифференциацию, тренировать умение определять схему тела человека, стоящего напротив. Оборудование: прищепки (по количеству детей).

* * *

Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине — к левому (если количество детей нечетное, взрослый также становится участником игры).

Дети по просьбе взрослого встают в круг и поворачиваются спиной к его центру.

Взявшись за руки, ребята идут по кругу, а педагог произносит четверостишие:

Хоровод, хоровод, Не смотрели мы вперед. Хоровод мы разобьем, Себе пары мы найдем!

V Логопедические игры с использованием прищепок

Тематическая цепочка

Цель: активизировать предметный словарь по теме «Посуда». Оборудование: коробка с прищепками.

* * *

Дети по одному подходят к столу, на котором разложены прищепки. Ребенок берет одну прищепку и называет предмет посуды. Следующий ребенок прикрепляет другую прищепку к первой, также называет предмет по теме «Посуда». Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок.

Чья цепочка длиннее

Цели: расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия.

Оборудование: две коробки с прищепками.

Автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах

Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора».

Звуки [с], [С]

Потешка «Кисонька-мурысонъка»

Кисонька-мурысонька, Ты где была?

На мельнице.

Кисонька-мурысонька, Что там делала?

Муку молола.

Интерактивные досуги.

Активное участие детей в развлечении подразумевает интерактивный досуг, позволяющий дошкольникам проявить свою эрудицию, почувствовать гордость за демонстрируемые знания и умения.

При проведении интерактивного досуга у ребенка происходит становление своего «Я», так как в большинстве случаев ребенок с речевой патологией испытывает трудности и психологический дискомфорт при общении.

В структуру сценариев такого досуга целесообразно включать упражнения и игры, знакомые малышам. Это создает детям психологический комфорт и эмоциональный подъем.

Использование прищепок при расширении и активизации словаря

по теме «Домашние животные»

Эта серия упражнений рассчитана на детей как младшего дошкольного возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов, так и более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.

Собака и щенок

Гав-гав-гав,— собака лает,

Мой сыночек подрастает.

Гав-гав-гав, — щенок сказал И за котенком побежал.

Кошка и котенок

Мяу-мяу, где мой крошка?

Кто мяукает так? — Кошка. А котенок ей в ответ:

Мяу, мама, где обед?

Посчитаем слоги

Цель: учить слоговому анализу слова.

Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками красного цвета (3—4 шт., наборная полоска.

* * -:

Взрослый напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук.

Педагог называет первое слово: «Жук». Дети прикрепляют к полоске одну прищепку. Логопед дает ребятам образец ответа: «В слове жук один гласный звук [у] и один слог».

На следующих занятиях задание усложняется: каждый ребенок получает картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в ее названии и определяет, какие в этом слове гласные звуки.

Автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах

Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора». Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.

Звуки [с], [С]

Песенка машиниста Спят ли волки? Спят, спят. Спят ли пчелки? Спят, спят. Спят ли птички? Спят, спят. А лисички? Спят, спят. Все на свете Спят, спят. Только я и паровоз — Мы не спим, Мы не спим. И летит до самых звезд К небу дым, К небу дым.

В. Рождественская

Публикации по теме:

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУСовременные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ - это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игровые технологии проблемного обучения».
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 02:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Игровые технологии проблемного обучения».» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна (УИ 311625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД