МААМ-картинки

«Игровые технологии проблемного обучения».

Марина Александровна
«Игровые технологии проблемного обучения».

«Игровые технологии

проблемного обучения».

Подготовила: учитель-логопед Петрова М. А.

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ: ТВОРИМ И ГОВОРИМ

«До пяти лет ребенок — строитель самого себя из чего бы то ни было», — отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори.

В работе с дошкольниками педагоги ДОУ все чаще используют пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представление, развивать коммуникативную функцию речи, воображение.

Публикация «„Игровые технологии проблемного обучения“,» размещена в разделах

Безусловно, главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками — это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «. есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.

Чтобы данный вид тренинга пальцев не оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагается озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами.

Предлагаемая авторами система упражнений основана на принципе постепенного усложнения действий и речевого материала.

Использование прищепок при расширении и активизации словаря

по теме «Домашние животные»

Эта серия упражнений рассчитана на детей как младшего дошкольного возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов, так и более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.

Собака и щенок

— Гав-гав-гав,— собака лает,

— Мой сыночек подрастает.

— Гав-гав-гав, — щенок сказал и за котенком побежал.

Кошка и котенок

— Мяу-мяу, где мой крошка?

— Кто мяукает так? — Кошка. А котенок ей в ответ:

— Мяу, мама, где обед?

III Игры-драматизации с детьми старшего дошкольного возраста

Прищепки можно также успешно использовать в разыгрывании различных сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Двое дошкольников передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. В этой работе можно использовать следующие тексты.

Лисица и утка

— Уважаемая утка!

Я люблю Вас просто жутко! Прилетайте же ко мне! Посидим наедине!

— Ах, спасибо Вам, лисица,

Но мне что-то не сидится!

М. Дружинина

IV Использование прищепок при усвоении детьми

пространственных представлений

Как показала практика, при ознакомлении со схемой собственного тела эффективно использование прищепок в качестве материальной опоры», обозначающей такие абстрактпонятия, как «право — лево».

Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к правому рукаву своей одежды. Эта прищепка служит для дошкольника зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже — правой и левой стороны листа бумаги (плоскости) :

У тебя на рукаве огонек горит — Это ПРАВАЯ рука, он нам говорит!

В исследованиях педагогов и психологов отмечается несомненная важность работы по развитию пространственных дифференциаций для преодоления нарушений письменной речи у школьников, а также для предупреждения дисграфии у дошкольников.

Найди пару

Цель: развивать пространственную дифференциацию, тренировать умение определять схему тела человека, стоящего напротив. Оборудование: прищепки (по количеству детей).

* * *

Взрослый прикрепляет одной половине детей прищепку к правому рукаву одежды, другой половине — к левому (если количество детей нечетное, взрослый также становится участником игры).

Дети по просьбе взрослого встают в круг и поворачиваются спиной к его центру.

Взявшись за руки, ребята идут по кругу, а педагог произносит четверостишие:

Хоровод, хоровод, Не смотрели мы вперед. Хоровод мы разобьем, Себе пары мы найдем!

V Логопедические игры с использованием прищепок

Тематическая цепочка

Цель: активизировать предметный словарь по теме «Посуда». Оборудование: коробка с прищепками.

* * *

Дети по одному подходят к столу, на котором разложены прищепки. Ребенок берет одну прищепку и называет предмет посуды. Следующий ребенок прикрепляет другую прищепку к первой, также называет предмет по теме «Посуда». Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок.

Чья цепочка длиннее

Цели: расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия.

Оборудование: две коробки с прищепками.

Автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах

Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора».

Звуки [с], [С]

Потешка «Кисонька-мурысонъка»

Кисонька-мурысонька, Ты где была?

На мельнице.

Кисонька-мурысонька, Что там делала?

Муку молола.

Интерактивные досуги.

Активное участие детей в развлечении подразумевает интерактивный досуг, позволяющий дошкольникам проявить свою эрудицию, почувствовать гордость за демонстрируемые знания и умения.

При проведении интерактивного досуга у ребенка происходит становление своего «Я», так как в большинстве случаев ребенок с речевой патологией испытывает трудности и психологический дискомфорт при общении.

В структуру сценариев такого досуга целесообразно включать упражнения и игры, знакомые малышам. Это создает детям психологический комфорт и эмоциональный подъем.

Использование прищепок при расширении и активизации словаря

по теме «Домашние животные»

Эта серия упражнений рассчитана на детей как младшего дошкольного возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов, так и более старших дошкольников (работа по словообразованию существительных, обозначающих детенышей домашних животных, и закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает» и «закрывает» прищепки, имитируя тем самым диалог стихотворных персонажей.

Собака и щенок

Гав-гав-гав,— собака лает,

Мой сыночек подрастает.

Гав-гав-гав, — щенок сказал И за котенком побежал.

Кошка и котенок

Мяу-мяу, где мой крошка?

Кто мяукает так? — Кошка. А котенок ей в ответ:

Мяу, мама, где обед?

Посчитаем слоги

Цель: учить слоговому анализу слова.

Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками красного цвета (3—4 шт., наборная полоска.

* * -:

Взрослый напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук.

Педагог называет первое слово: «Жук». Дети прикрепляют к полоске одну прищепку. Логопед дает ребятам образец ответа: «В слове жук один гласный звук [у] и один слог».

На следующих занятиях задание усложняется: каждый ребенок получает картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в ее названии и определяет, какие в этом слове гласные звуки.

Автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах

Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора». Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.

Звуки [с], [С]

Песенка машиниста Спят ли волки? Спят, спят. Спят ли пчелки? Спят, спят. Спят ли птички? Спят, спят. А лисички? Спят, спят. Все на свете Спят, спят. Только я и паровоз — Мы не спим, Мы не спим. И летит до самых звезд К небу дым, К небу дым.

В. Рождественская

Публикации по теме:

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУСовременные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ - это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игровые технологии проблемного обучения».
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 02:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД