МААМ-картинки

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Светлана Баранова
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя Барановой С. А.

«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

      Одним из важных направлений дошкольной педагогики является экологическое воспитание. Оно реализуется во многих дошкольных образовательных учреждениях нашей страны. В настоящее время разработаны  дополнительные программы, пособия  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Вот одни из них: Николаева С. Н. И Комарова И. А. «Юный эколог», Рыжова Н. А. «Наш дом-природа», Авдеева Н. Ф. Степанова Г. Б. «Жизнь вокруг нас», Копцева Т. А. «Природа и художник» и др. Авторы этих программ дают рекомендации и педагогам и родителям по воспитанию детей экологически грамотными, раскрывают  все составляющие экологической культуры. Это значит знать, уметь, любить и беречь наши природные богатства. В детстве уже закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать природу, как общую ценность для всех людей. Удовлетворить детскую любознательность позволит игра, которая вовлечет ребенка активно участвовать в освоении окружающего мира, поможет ему понять связи между явлениями и предметами. Игра способствует расширению детских представлений о мире, учит ребят сопереживать. В нашем детском саду также ведется большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Педагоги направлены на воспитание у детей основ экологической культуры. Я в своей работе,  используя опыт передовых педагогов — исследователей,  делаю упор на новые программы. Большую помощь мне оказали в этом направлении   курсы повышения квалификации по теме: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста», проходившие в сентябре 2017 года. По окончании курсов я подготовила итоговую работу по организации ИОС и успешно ее защитила. Программы экологического содержания помогают мне и в планировании педагогической работы.

Публикация «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает хорошие педагогические результаты. Работа над данной темой построена на организации взаимодействия ребенка (дошкольного возраста) с природой ближайшего окружения, познанием того, что растет и кто живет рядом с ним. Считаю что дошкольный возраст  - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развиваются эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Цель моей работы – с помощью экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития. Развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение.

Моя работа по экологическому воспитанию организовывается в форме  игры, беседы, наблюдения, экспериментирования. В группе организована экологическая развивающая зона, в ней представлены: игры, книги, пособия, разнообразие комнатных растений, разнообразный природный материал, ребята всегда могут все посмотреть, потрогать, сравнить.

Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.

Экологические игры бывают :

ролевые;

дидактические;

имитационные;

соревновательные;

игры-путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города». Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.

Успешно  применяются в практике экологическом воспитании детей дошкольного возраста игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.

 Также в  своей работе я использую  дидактические экологические игры и упражнения.

«Угадай по описанию» - воспитывает умение называть основные признаки предметов, развивать наблюдательность.

«Какая это птица» - закрепление знаний детей, о том какие звуки издают птицы.

«Да или нет» - закрепление знаний о частях тела животного, птицы…

«Где спряталась куколка» - закрепление знаний детей о частях растений, развивая – любознательность, наблюдательность, находчивость.

«Угадай что в сундучке» - обучение узнаванию предмета с помощью одного из анализаторов.

Различные ботанические, зоологические – лото, пазлы, демонстрационные картины – учат детей закреплять знания, систематизации объектов. Формируя навык пользования моделями. В целях эффективности обучения детей были изготовлены пособия: календарь наблюдения за погодой (адаптированный на младший дошкольный возраст). Как живет растение – на панно ребята смогли увидеть не  только наземную, но и подземную часть (корневую) растения.  «Где живут лесные животные»  - нора, берлога, дупло.  Напольное игровое пособие для обыгрывания и изучения  различных экосистем природы.  В игровом пособии отражены луг, поле, пашня, лес, река, озеро.  Ребята самостоятельно с помощью моделей животных, рыб, деревьев, людей, постройки зданий из деталей конструктора, могут обыграть любую ситуацию жизни зверей, посадить деревья, цветы, с помощью  тракторов и машин обработать поля (вспахать и засеять). Игровое пособие может использоваться как для самостоятельной игры детей, так и в ходе проведения игровых занятий. В группе оформляется настенное панно (фланелеграф) на котором ребята совместно с воспитателем фиксируют сезонные изменения, вносят объекты живой и неживой природы, тем самым выделяют и анализируют основные признаки сезонных изменений. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

В экологических играх я применяю наглядный художественно оформленный материал, придумываю интересные игровые моменты, действия, занимаю всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

Заключение

         Играя в экологические игры, ребята научились наблюдать за сезонными изменениями в природе, научились выделять их основные признаки.

Публикации по теме:

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 11:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД