Светлана Баранова
Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя Барановой С. А.
«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Одним из важных направлений дошкольной педагогики является экологическое воспитание. Оно реализуется во многих дошкольных образовательных учреждениях нашей страны. В настоящее время разработаны дополнительные программы, пособия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Вот одни из них: Николаева С. Н. И Комарова И. А. «Юный эколог», Рыжова Н. А. «Наш дом-природа», Авдеева Н. Ф. Степанова Г. Б. «Жизнь вокруг нас», Копцева Т. А. «Природа и художник» и др. Авторы этих программ дают рекомендации и педагогам и родителям по воспитанию детей экологически грамотными, раскрывают все составляющие экологической культуры. Это значит знать, уметь, любить и беречь наши природные богатства. В детстве уже закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать природу, как общую ценность для всех людей. Удовлетворить детскую любознательность позволит игра, которая вовлечет ребенка активно участвовать в освоении окружающего мира, поможет ему понять связи между явлениями и предметами. Игра способствует расширению детских представлений о мире, учит ребят сопереживать. В нашем детском саду также ведется большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Педагоги направлены на воспитание у детей основ экологической культуры. Я в своей работе, используя опыт передовых педагогов — исследователей, делаю упор на новые программы. Большую помощь мне оказали в этом направлении курсы повышения квалификации по теме: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста», проходившие в сентябре 2017 года. По окончании курсов я подготовила итоговую работу по организации ИОС и успешно ее защитила. Программы экологического содержания помогают мне и в планировании педагогической работы.
Публикация «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает хорошие педагогические результаты. Работа над данной темой построена на организации взаимодействия ребенка (дошкольного возраста) с природой ближайшего окружения, познанием того, что растет и кто живет рядом с ним. Считаю что дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развиваются эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Цель моей работы – с помощью экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития. Развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение.
Моя работа по экологическому воспитанию организовывается в форме игры, беседы, наблюдения, экспериментирования. В группе организована экологическая развивающая зона, в ней представлены: игры, книги, пособия, разнообразие комнатных растений, разнообразный природный материал, ребята всегда могут все посмотреть, потрогать, сравнить.
Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.
Экологические игры бывают :
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города». Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
Успешно применяются в практике экологическом воспитании детей дошкольного возраста игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.
Также в своей работе я использую дидактические экологические игры и упражнения.
«Угадай по описанию» - воспитывает умение называть основные признаки предметов, развивать наблюдательность.
«Какая это птица» - закрепление знаний детей, о том какие звуки издают птицы.
«Да или нет» - закрепление знаний о частях тела животного, птицы…
«Где спряталась куколка» - закрепление знаний детей о частях растений, развивая – любознательность, наблюдательность, находчивость.
«Угадай что в сундучке» - обучение узнаванию предмета с помощью одного из анализаторов.
Различные ботанические, зоологические – лото, пазлы, демонстрационные картины – учат детей закреплять знания, систематизации объектов. Формируя навык пользования моделями. В целях эффективности обучения детей были изготовлены пособия: календарь наблюдения за погодой (адаптированный на младший дошкольный возраст). Как живет растение – на панно ребята смогли увидеть не только наземную, но и подземную часть (корневую) растения. «Где живут лесные животные» - нора, берлога, дупло. Напольное игровое пособие для обыгрывания и изучения различных экосистем природы. В игровом пособии отражены луг, поле, пашня, лес, река, озеро. Ребята самостоятельно с помощью моделей животных, рыб, деревьев, людей, постройки зданий из деталей конструктора, могут обыграть любую ситуацию жизни зверей, посадить деревья, цветы, с помощью тракторов и машин обработать поля (вспахать и засеять). Игровое пособие может использоваться как для самостоятельной игры детей, так и в ходе проведения игровых занятий. В группе оформляется настенное панно (фланелеграф) на котором ребята совместно с воспитателем фиксируют сезонные изменения, вносят объекты живой и неживой природы, тем самым выделяют и анализируют основные признаки сезонных изменений. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
В экологических играх я применяю наглядный художественно оформленный материал, придумываю интересные игровые моменты, действия, занимаю всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Заключение
Играя в экологические игры, ребята научились наблюдать за сезонными изменениями в природе, научились выделять их основные признаки.