Лучший педагог года

Игры для развития познавательных процессов

Кузнецова Яна Сергеевна
Игры для развития познавательных процессов

Познавательные процессы в дошкольном возрасте делают марафонский рывок, превращая несведущего малыша в активную личность – мыслящую, действующую, занимающуюся творчеством. За считанные годы происходит становление умственного потенциала, подготавливая ребенка к большому старту – к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни.

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающего мира. К ним относят: внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Публикация «Игры для развития познавательных процессов» размещена в разделах

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств, как познавательный интерес и любознательность.

Внимание выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает. Развитие внимания у дошкольников заключается в расширении объема и становлении важнейших свойств: распределения, устойчивости, переключения. Внимание сопровождает формирование всех познавательных процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием, обеспечивающим продолжительность процесса.

Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое колечко, следовательно, активно задействуются зрительное и тактильное восприятие. Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего применения в качестве сенсорных эталонов. В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить его качества.

За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У дошкольника развиваются следующие виды памяти: образная, двигательная, словесная. Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки, их и запоминают. Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик, благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание на важные признаки и проговаривает их. Старшие дошкольники по внутреннему побуждению используют речь, чтобы лучше запомнить информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Непосредственное эмоциональное запоминание и последующее припоминание дошкольник постепенно дополняет произвольным задействованием памяти с использованием словесной формы. В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное запоминание и подключается логическая память, что способствует развитию других познавательных процессов.

Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов. В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы – заместители, использовать их в игровых действиях. Детское воображение качественно меняется, если дошкольник обучается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.

Становление мышления дошкольника происходит посредством доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от практических действий до логических умозаключений, используя формы мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое. Элементарные действия дают много информации, которая запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях. Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании, речевой деятельности, старшие дети начинают постигать логику и объективные закономерности. Постепенно размышления переходят во внутренний план и дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.

Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании. Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению. Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс.

Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.

Игры для развития познавательных процессов

Восприятие

(зрительное, слуховое, тактильное)

«Разрезные картинки»

Взрослый перед детьми на столе раскладывает разрезные картинки с изображением предмета или рисунка, предлагает внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей так, чтобы получилась понятная картинка.

«Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносился звук.

«Что внутри?»

Ребенку предлагают воздушные шары, содержащие внутри различные наполнители: песок, горох, фасоль, рис, гречка. Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Память

(слуховая, зрительная)

«Чего не хватает?»

Положить перед ребенком несколько игрушек или предметов, попросить внимательно посмотреть и закрыть глаза. В это время убрать игрушку/предмет. После того, как ребенок откроет глаза, спросить чего не хватает.

«Игра в слова»

Назвать ребенку слова, например: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Задача ребенка: постараться запомнить, а потом воспроизвести как можно больше слов в любом порядке.

Внимание

«Что лишнее?»

Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти ( например: 4 предмета посуды и 1 фрукт; 4 овоща и 1 головной убор).

«Выкладывание узора из мозаики»

Ребенку предлагают выложить из мозаики узор по образцу.

«Дорисуй»

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Например: дом без окон, машина без колес.

Мышление

«Логическая задача»

Винни-Пух, Тигр и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигр вырезал не красный, а Винни-Пух – не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый?

«Чем похожи и чем отличаются?»

Взрослый предлагает детям два предмета, ребенок должен провести их в сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик, птица и самолет, кошка и белка, апельсин и мяч.

Речь

«Назови слова»

Взрослый просит назвать ребенка 6 слов, которые начинаются на букву «А», «Г», «М» и др.

«Придумай предложение»

Взрослый садится с детьми в кругу. В руках у него мячик/игрушка. Он говорит любое слово, например: кошка, передает мячик/игрушку сидящему рядом ребенку и просит придумать предложение с этим словом. Затем очередь переходит к другому ребенку.

Воображение

«На что похожи наши ладошки»

Предложить ребенку обвести карандашом собственную ладошку и создать рисунок.

«Угадай, кто это»

Взрослый загадывает ребенку животное, которое он должен изобразить другим детям, чтобы те догадались.

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника»Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника» В условиях современного мира, наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В рамках.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Игры и упражнения для развития речи и психических процессов» в рамках темы «Транспорт»Фотоотчет о мастер-классе для родителей «Игры и упражнения для развития речи и психических процессов» в рамках темы «Транспорт» В нашем детском саду в разных возрастных группах ежегодно проводятся мастер-классы для родителей "Игры и упражнения для развития речи и.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития познавательных процессов
Опубликовано: 11 июля 2023 в 08:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД