Папки-передвижки

«Игры и игровые пособия в профилактике дисграфии у старших дошкольников»

Алла Устиненко
«Игры и игровые пособия в профилактике дисграфии у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушение речи, в том числе и письменной, ее профилактика в дошкольном возрасте является одной из актуальных проблем в педагогике.

С учетом изученной литературы и собственного опыта профилактики дисграфии в логопедической группе (для детей 5-6 лет, необходимо воспитывать фонематический слух, формировать звуковой анализ, готовить руку к письму, опираясь на грамотно и качественно построенную развивающую среду.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза

«Паровоз»

Публикация «„Игры и игровые пособия в профилактике дисграфии у старших дошкольников“» размещена в разделах

В его вагончиках «едут» буквы, образуя слова (из 3-х,4-х,5-ти букв). На первый взгляд, несложное задание вызывает у многих детей трудности. Дошкольники, выполняя это задание, упражняются в звуковом анализе и синтезе. Выполнен на ДВП, окрашен (для возможности работать мелом, аппликация из «самоклейки».

«Займи свое место»

Ребёнку нужно разобрать картинки на три группы, где заданный звук находится в начале, в конце и в середине слова. После разбора картинок задаётся следующий звук.

Более простой вариант игры с карточками, где под картинкой имеется название. В этом случае ребёнок ориентируется не на звук, а на букву, что гораздо легче сделать. Выполнена игра на картоне, картинки заимствованы из старых игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

на этапе обучения слогоделению

«Таблица слогов»

Дети заполняют таблицу готовыми слогами и с ними же придумывают слова

Педагог обязательно осуществляет контроль. Выполнена игра на картоне, слова распечатаны на принтере.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

на этапе обучения чтению

Игры на данном этапе позволяют детям быстрее усвоить графическое изображение букв и предотвратить возможность дисграфии.

«Грибочки из бочки»

Детям предлагается восстановить буквы и цифры. Эта игра не так уж и проста потому, что «заготовки» предполагают начертание нескольких вариантов букв. Работают дети мелом. Игра выполнена из ДВП, окрашена (для работы мелом).

Второе пособие рассчитано на детей, умеющих читать. В задании необходимо подобрать недостающую букву и прочитать слово. Игра выполнена из ДВП, окрашена (для работы мелом)

На занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Ниже приведены игры такого характера.

«Буквы спрятались»

Из наложенных друг на друга букв нужно выбрать знакомые и обвести их пальчиком. Дополнительно можно напечатать эти буквы на листе бумаги.

Эта игра не только на развитие зрительно- пространственных представлений, закрепления графического изображения букв, но и кинестетических чувств. Игра выполнена на пенопласте (потолочные плиты)

Кинестетический образ букв развивается в процессе выполнения упражнения «Узнай букву» по методике М. Монтессори. Эта игра - находка для педагогов, работающих над проблемой профилактики дисграфии. Когда дошкольники читают и печатают, то они работают лишь с печатными буквами, а проблема в школе возникает при письме с прописными буквами

«Узнай букву»

Прописные буквы, выполненные из шершавой (бархатной или мелкой наждачной) бумаги, сначала изучаются детьми. Затем, с закрытыми глазами из 2х-3х карточек ребёнок выбирает нужную, трогая её пальчиком. Не нужно брать все буквы алфавита, нужны лишь те, что могут вызвать затруднения (ошибки) на письме –П-Т И-М-Ш. С-Э Д-Б Щ-Ц-Ч и др. Это упражнение ребёнок выполняет на индивидуальном занятии.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

на уровне слова

«Нитки-помощницы»

Дети всегда охотно выкладывают на яркой ворсистой ткани слова с помощью пёстрых шерстяных ниток разной длины. Слова обычно состоят из 3х -4х букв. Дети могут выкладывать слова по заданию и по желанию. Часто дети начинают работать справа налево, что требует дополнительных упражнений с ними учителя – логопеда.

«Разрезанные слова»

Ребёнку предлагается восстановить слово, напечатанное на карточке и разрезанное по горизонтали на 2 или 3 части. Если он затрудняется, то может ориентироваться на цифры с обратной стороны каждой части. Эта игра развивает зрительно-пространственные представления, закрепляет целостный образ букв и навык чтения. Игра выполнена из пенопласта (потолочные плиты).

«Лото со словами»

Детям раздаются предметные картинки или таблички со словами.

1) У детей на столах картинки. Логопед показывает таблички со словами или пишет на доске. Ребёнок, если слово совпадает с изображением на его картинке, поднимает картинку вверх и произносит слово вслух.

2). У детей на столах карточки со словами. Логопед демонстрирует картинки после того, как все дети прочитали свои слова. А дети поднимают руку, если логопед показал «его» картинку.

3). Перед детьми лежат картинки и слова к ним в произвольном порядке. Детям необходимо прочитать слова и объединить с соответствующими картинками.

Выполнена игра на картоне, слова распечатаны на принтере, картинки заимствованы из старых игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

на развитие графо – моторных навыков

«Буквенный конструктор»

Детям предлагаются части полоски разной длины,кольца, разрезанные на две части, из которых можно создавать как буквы, так и слова. Пособие выполнено из различных по структуре и цвету видов бумаги.

«Переписывание»

Ещё одна замечательная игра из опыта М. Монтессори, которая позволяет детям познакомиться с прописными буквами и развивает графо-моторные способности. Детям предлагается копировать с карточек слова. Некоторые делают это механически, неосознанно, но многие спрашивают о незнакомых буквах, пытаясь прочитать слова. Игра выполнена на картоне. Слова набраны курсивом.

Практический материал, представленный здесь, является оптимальным, доступным, эффективным и может быть использован педагогами и специалистами ДОУ, работающими по данной проблеме. Развивающая среда построена таким образом, что все эти игры расположены в доступном для детей месте. Они воспитывают активность, самостоятельность и творчество. Дети играют в них как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Все пособия изготовлены самостоятельно. Для создания таких игр не требуется больших затрат! Надеюсь, мой опыт кому-нибудь пригодится.

Желаю успехов!

Публикации по теме:

Опыт работы «Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр» Актуальность. Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных.

Творческий план по теме «Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Тема: Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Цель: сформировать у детей различные виды анализа и синтеза.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игры и игровые пособия в профилактике дисграфии у старших дошкольников»
Опубликовано: 5 апреля 2014 в 19:17
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Игры и игровые пособия в профилактике дисграфии у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Устиненко (УИ 187520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД