Инга Смирнова
Опыт работы «Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения преимущественно в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений. Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения.
Публикация «Опыт работы „Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.
Профилактика дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Как показывают данные ряда авторов А. Н. Корнева [4], Р. Е. Левиной [5], Г. А. Каше [3], Л. Г. Парамоновой [6], М. А. Поваляевой [7], у дошкольников с общим недоразвитием речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы. А именно: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи при обучении письму, показывает роль и значение профилактики дисграфии.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр» чрезвычайно актуальной и своевременной.
Новизна опыта заключается в классифицировании и дифференцировании дидактических игр как средства профилактики дизартрии с указанной категорией детей.
Практическая значимость позволяет устанавливать взаимосвязь между начальными ступенями образования (речевой группой детского сада и школой) и оптимизировать работу по профилактике дисграфий.
Гипотеза. Можно предположить, что целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр при обучении детей с ОНР является предупреждением дисграфии и подготовкой детей к успешному обучению в школе.
Цель: разработать качественно новый подход в использовании дидактических игр, как средства профилактики дисграфии, сформировать у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Достижение цели обеспечивается решением задач:
1. Обновить и модернизировать с учетом современных требований образовательно-игровую среду, способствующую развитию всех компонентов речи.
2. Разработать и оптимизировать современные методы работы в преодолении речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Реализовать целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр в коррекционно-образовательном процессе.
Реализация этих задач объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всей комплексно-образовательной деятельности.
В нашем дошкольном учреждении работа по устранению общего недоразвитию речи осуществляется с 4-5 летнего возраста детей. Поскольку преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения письма должны осуществляться комплексно, поэтому целесообразно коррекционно-образовательную деятельность разделить на два этапа:
1. Первый этап обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, воспитание потребности в речевом общении, развитии и уточнении пассивного словаря, коррекции дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также анализа и воспроизведения ритма.
2. Второй этап обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового-буквенного анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений.
Основные направления коррекционной работы:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Работа над звукопроизношением.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Развитие грамматических навыков.
5. Развитие связной речи.
Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то, же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).
При проведении игр необходимо сохранить все 5 структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры, как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.
Поскольку единой классификации дисграфии не существует, были взяты за основу наиболее общепризнанные ее формы, чаще всего встречающиеся в практике логопедической работы. А именно: акустическая и артикуляторно – акустическая дисграфия, дисгафии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.
С учетом данной классификации мною были разработаны, модернизированы и дифференцированы дидактических игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей с общим недоразвитием речи:
1. Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии: «Будь внимателен», «Назови слова», «Назови братца», «Звуковое лото», «Скажи как я», «Эхо», «Объяснялочки», «Пароход», «Буря», «Кто больше».
2. Дидактические игры направленные на устранение предпосылок дисгафии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов: «Кто больше», «Измени слово», «Хлопочки», «Строители», «Цветочки», «Звуковая линейка», «Цепочка изменений», «Строители», «Подбери словечко», «Волшебники»
3. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии: «Построй башни», «Найди фрагменты изображения», «Что пропало?», «Повтори рисунок по клеточкам». «Из чего сделан», «Ластик», «Распутай буквы», «Разгляди буквы», «Зеркало», «Техники»
4. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии: «Магазин», «Мы считаем», «Один-два-пять», «Ложки и стаканы», «Большой-маленький», «Котенок», «Из чего сделан», «Скажи правильно», «Где стоит машина», «Закончи предложение»
Результативность. Анализ результатов сравнительного обследования показал, что общая картина радикально изменилась к лучшему. Так на начальном этапе проведения коррекционно-образовательной работы все 12 детей показали недостаточное развитие всех компонентов речи, другими словами 100% - с абсолютной степенью риска возникновении дисграфии. В конце года таких всего - 1ребенок, остальные - 11 показали средний уровень, что составило - 92%. На этапе выпуска в школу 9 детей, т. е. 75% представили возрастное соответствие развития всех компонентов речи, что указывает на низкий уровень развития дисграфии в дальнейшем. И лишь 3 детей – 25% - что отдельные компоненты речи недостаточно развиты, это соответствует среднему уровню. Количество предпосылок дисграфии по всем ее видам уменьшилось в среднем на 70 %. Достигнутые результаты представляются обнадеживающими. Отмечается положительная динамика по устранению предпосылок всех видов дисграфии.
Таким образом, целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое использование дидактических игр при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, является основным методом профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи. Применение качественно нового подхода в использовании дидактических игр, как средства профилактики дисграфии, создает все условия для преодоления речевых дефектов и формирует у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Список литературы
1. Балобанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб. : Детство-пресс, 2001.
2. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
3. Каше Г. А. Формирование произношения у детей с ОНР. - М., издательство АПН РСФСР, 1962.
4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб. : Речь, 2003
5. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М., АПН РСФСР, 1961.
6. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001.
7. Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие/ М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.