Ирина Бубнова
Игры и игровые упражнения как средство познавательно-речевого развития детей с повышенной познавательной мотивацией
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Свое сообщение мне бы хотелось начать с определения речи. Из шести мной найденных, я отобрала для вашего внимания только три – легко запоминающие и показывающие, какой это сложный процесс.
Речь
- исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков;
- это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств;
- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Публикация «Игры и игровые упражнения как средство познавательно-речевого развития детей с повышенной познавательной мотивацией» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Много говорил о взаимодействии мышления и речи великий ученый Лев Семенович Выготский. Речь помогает правильно и полноценно пополнять познавательную, творческую, эмоциональную сторону ребенка. Речь обогащает игру ребенка, а игра является ведущей деятельностью в развитии детей дошкольного возраста.
Речевые игры.
• Помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников.
• Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности.
• Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время непосредственно образовательной деятельности.
• У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.
Задачи познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста с повышенной мотивацией.
• 1. Развитие мышления и всех познавательных процессов.
• 2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач из полученного личного опыта.
• 3. Освоение родного языка в полной мере, становление правильной речи.
• 4. Сенсорное развитие.
• 5. Развитие эмоциональной сферы.
«Волшебный сундучок»
• 1 вариант. Взрослый начинает игру «Я поеду отдыхать, что с собой мне нужно взять?»
Дети перечисляют предметы (можно по тематическим картинкам отбирая нужное, можно и тактильные предметы) .
• 2 вариант.
• Взрослый начинает игру «У меня в сундучке» и перечисляет предметы (не более 5).
Дети после вновь произнесенных слов взрослого стараются воспроизвести весь список.
• 3 вариант.
Взрослый начинает игру «У меня есть сундучок, там живет и перечисляет не более 5 вариантов».
Дети после произнесенных слов повторяют эту же фразу и один из предметов, следующий ребенок говорит эту же фразу предмет и еще один предмет из сундучка и т. д. до полного воспроизведения сундучка.
И таких вариантов можно накопить в течение года полноценную картотеку по этой игре.
• - Игра «Кузовок». Мне бы хотелось с вами поиграть в эту игру.
Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:
-Вот тебе кузовок, клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.
Ребё нок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.)
• - Игровое упражнение «Чьё всё это?».
Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
• - Игровое упражнение «Если бы…».
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»
Цель: ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно:
• - Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• — Аккуратность человека красит.
• — Маленькое дело лучше всякого безделья.
• — За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Игра «Отвечай быстро»
• Цель: выявление представлений детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.
• Воспитатель. А сейчас поиграем в игру. Все встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Лене и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре.
Игра «Цепочка слов»
• Цель: развивать мыслительную и речевую деятельность детей.
• Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова) : рак – кот – танк – корова – аист …
Развивающая игра «Несуществующее животное»
• Предложить детям придумать чудесное домашнее животное для дедушки Вани и бабушки Тани, взяв полезные части от разных домашних животных.
• 1-й ребенок. От коровы - рога и вымя. Она будет защищать от врагов и давать вкусное молоко.
• 2-й ребенок. От овцы – пушистую шерсть. Бабушка будет вязать носки и рукавички.
• 3-й ребенок. От лошади – длинные стройные ножки, чтобы наше животное хорошо бегало и умело скакать…
• 4-й, 5-й, 6-й…
• Воспитатель. Чем хорошо такое животное? Чем плохо такое необыкновенное животное. (Ответы детей)
• Задание. «Нарисуем чудесное животное и расскажем о нем».
Такие игры можно использовать не только во время непосредственно образовательной деятельности детей, но и в повседневной жизни, на прогулке. Я часто использую такие игры на обобщение, как пароль или как загадку. (Например, пройдешь если назовешь пять фруктов, пять овощей)
Все эти игры можно интегрировать с любой другой деятельностью, как художественной, так и физической и т. д.
Поэтому нам важно обогатить игровую среду детей дидактическими играми и упражнениями по познавательно - речевой деятельности (дидактические игры). Чем чаще ребенок играет в игру, тем лучше усваиваются знания об окружающем мире. Очень хорошо чтоб дидактические игры были подобраны по тематическому плану, так как информация дающаяся педагогом закрепляется в дидактической игре
Используемая литература:
• Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.-272с.
• Белоусова Л. Е. Удивительные истории. – Спб. : «Детство-Пресс», 2003.- 128с.
• Гамезо М. В, Герасимова В. С…Общая психология. - М. : Ось-89, 2008. – 352с.
• Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет (5-7 лет) .- М. : ТЦ Сфера, 2012.- 272с.