Анастасия Вигель
Инклюзивное образование в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа № 4, города Аксу»
Тема: «Инклюзивное образование в начальных классах»
Учитель начальных классов : Вигель Анастасия Владимировна
Педагогический стаж: 17 лет, 2 категория
Слайд 2
Все дети должны учиться в равных условиях, рядом, поддерживая друг друга.
Публикация «Инклюзивное образование в начальных классах» размещена в разделах
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом». Дэвид Бланкет
Слайд 3
Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного?
Если ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ - это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.
Слайд 4
Существующие барьеры:
• Архитектурная недоступность школ.
• Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
• Большинство учителей массовых школ недостаточно знают медицинские заключения и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в классах.
• Родители детей - инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
• Отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям.
Слайд 5
Адаптация в классе ребенка с особыми образовательными потребностями — забота не только учителя.
1. Классный руководитель и ребенок.
2. Классный руководитель и семья.
3. Классный руководитель и педагоги.
4. Классный руководитель и специалисты.
Впрочем, работать важно еще и с папами и мамами одноклассников.
Слайд 6
Цель:
Принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ
Возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.
Слайд 7
Современные технологии в инклюзивном образовании
• Речевые и познавательные игры
• Благоприятный психологический климат
• Использование иллюстративных, аудио и видео -материалов, ТСО
Слайд 8
Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Перед приходом ребенка нужно подготовить класс — и это не только об оборудовании помещения. Речь о психологическом комфорте, атмосфере дружелюбия. Начинать работу лучше с семей. Для родителей следует проводить тренинги, просмотр фильмов об инклюзивном обучении или о таких же особенностях здоровья, которые есть у нового ученика.
Слайд 9
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса
– организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, направленная на развитие личности ребенка.
Разработкой индивидуального образовательного маршрута должна заниматься целая команда: педагоги, психолог, социальный работник, логопед, дефектолог, тьютер, школьный психолог, ассистенты учителя и ребенка, реабилитолог.
Но среди важнейших ее участников — родители такого ученика.
Слайд 10
Содержание и формы работы классного руководителя в инклюзивном классе :
• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
• поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
• составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
• составление индивидуального маршрута сопровождения, обучающегося (вместе с психологом и учителями - предметниками, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
• контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
• формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
• организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
Слайд 11
Итак, выводы:
• организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива;
• применение различных видов помощи при обучении;
• коррекционно-развивающие занятия с психологом;
Для учителя это означает, что он должен разработать и воплотить в жизнь такие методы обучения и практические приемы, которые направлены на развитие соответствующей культуры в группе. Важно понимать, что в основе этой культуры лежат следующие принципы:
- каждый ребенок имеет право учиться в обычном классе;
- у каждого ребенка свои индивидуальные способности и потребности, которые должны быть приняты к сведению;
- все дети обучаемы;
- в образовательном процессе учитель и ученики действуют как коллеги.
Слайд 12
В заключение:
– Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии – если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты
– Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения
– Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье.
Изменение отношения к обучению детей с ОВЗ в школах это важнейший шаг в процессе развития инклюзивного образования, так как важнейшей задачей инклюзивного образования является полноценное развитие детей наравне со своими сверстниками.
Потому что инклюзия — это когда важен каждый.
Слайд 13
Не бывает чужих детей, не бывает беды чужой.