ИРИНА СИМЕНКО
Инновационные формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотела бы с вами поделиться своим опытом по работе с родителями. Мне очень нравится это направление, и надеюсь, что-то пригодится и вам в своей деятельности. Данную работу и презентацию я подготовила для выступления на городском семинаре, который проходил в Самаре в мае 2013 года.
«Инновационные формы взаимодействия с родителя
ми»[/b]
(из опыта работы)
Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье.
А. Макаренко
Публикация «Инновационные формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.
Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что добиться больших успехов в воспитании детей можно будет только при согласованном взаимодействии детского сада и семьи.
Семья играет центральную роль в сознании ребёнка. Как говорил Себастьян Брандт: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример тому». К сожалению, не всем родителям известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношение к людям, к природе.
В связи с этим, c января 2011 года в нашем детском саду проводится опытно-экспериментальная работа по теме «Инновационные формы работы повышения педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ».
Цель работы: повышение педагогической компетентности родителей, разработка концептуальных, научно-методических и практических подходов к решению проблемы; определение системы психолого-педагогической и методической диагностики.
Мы в своей работе используем различные формы сотрудничества (как традиционные, так и нетрадиционные):
Формы взаимодействия с родителями:
1. Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование, интервьюирование, почта доверия, вопросы – ответы;
2. Наглядно – информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, библиотека - передвижка, дни открытых дверей, групповой интернет сайт;
3. Познавательные: родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, семинары – практикумы, круглые столы, родительские гостиные, родительские конференции, совместное создание развивающей среды;
4. Досуговые: открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, экологические субботники, выставки, творческие конкурсы, выпуск семейных газет и журналов, совместные проекты, выставка семейных коллекций.
Мы стараемся прививать детям любовь и уважение к членам семьи. С помощью различных мероприятий мы стараемся ещё больше сблизить родителей со своими детьми.
Традицией в нашей группе является создание журналов:
«Наш любимый детский сад»
«Наши домашние питомцы»
«Герои нашей страны» (о папах)
«Моя мама лучше всех»
«Мои любимые игрушки»
В журналах дети рисуют и рассказывают о своих близких и родных, а родители читают и проникаются ещё большей любовью к своим детям.
В группе оформлена стена «Наша большая дружная семья», где помещены фотографии семей всех воспитанников.
Проводится большая работа по проектной деятельности. В совместной работе с родителями и детьми созданы такие проекты, как:
«Праздник в моём доме»
«Традиции в моей семье»
«Генеалогическое древо»
«Вместе весело дружить»
«Папа, мама, я – спортивная семья»
«Летние путешествия»
«Эксперименты дома и на улице»
«Вот какой Я»
«Мой дом, моя улица»
«Достопримечательности Самары»
«Лекарственные растения Самарской области»
Ещё одной традицией в группе являются встречи с родителями, когда родители приходят с интересными историями, играми, увлекательными заданиями («Святая Пасха», «День Защитника Отечества», «Индейцы Америки», «Полезный винегрет»). Дети, чьи родители приходили в группу, испытывали после этого большую гордость.
Родители и дети очень любят проведение совместных семейных праздников:
«Поэтический вечер»
«Новогодняя сказка»
«Праздник весны».
В результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей: выставка поделок «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Домик для друзей», «Дары осени», «Дом, где живёт Дед Мороз», «Моя любимая игрушка», «Праздничная ёлка» и т. д. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.
Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад»; «Воспитание интереса к окружающему, любви к родной природе», «Какой хороший папа!», «Какие они разные: мальчики и девочки», «Азбука нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо?» и т. д. Собрания всегда проходят не в традиционной форме.
В 2011 году нашим педагогическим коллективом создан групповой сайт в интернете, где мы – педагоги, выкладываем фотографии и видеофильмы с участием наших воспитанников, консультации для родителей, устраиваем конкурсы, предлагаем мастер – классы на разные темы. Преимущества этого сайта:
родители могут следить за жизнью своих детей в группе;
могут получать информацию в форме педагогических советов;
за детьми не всегда приходят сами родители (в силу своей занятости, а через общение в интернете можно всё узнать о текущих событиях в группе, пообщавшись с педагогами и другими родителями;
родители, благодаря этому сайту, знают, как правильно организовать игровую деятельность детей в домашних условиях.
На мой взгляд, без такой формы работы с родителями просто нельзя обойтись в XXI веке.
Таким образом, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Если выбрать правильный подход, то родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участников и помощников педагога.
Подводя итоги, можно сказать, что организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.