Елена Борухина
Консультация «Инновационные технологии для развития речи младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные технологии для развития речи младших дошкольников».
Составила: Борухина Е. В.
25.10.2017
Говорить умеют все,
но говорить правильно,
умеют лишь единицы из нас.
Публикация «Консультация „Инновационные технологии для развития речи младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Конечно, мы всегда занимались развитием навыков общения, обогащали словарь, исправляли звукопроизношение, знакомили с детской литературой и готовили к освоению грамоты. Но традиционные формы не позволяли ребенку раскрыть свой творческий потенциал, чаще всего были скучны и неинтересны. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Поэтому, темой консультации будет : «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников».
Сегодня мы познакомимся со следующими инновационными технологиями :
1. Пальчиковые игры в воде.
2. Логоритмика.
3. Синквейн.
4. Методы ТРИЗ:
- Круги Луллия.
- Моделирование.
- Мозговой штурм.
- Метод морфологического анализа.
- Метод каталога.
- Карты Проппа.
1. Пальчиковые игры в воде.
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрей он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы, силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Положительное влияние на развитие мелкой моторики и речи в целом оказывает :
• рисование в манной крупе
• работа с тестом и пластилином
• поиск клада в гречневой крупе.
2 Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи.
Кому полезны логоритмические упражнения:
Детям с общим недоразвитием речи.
Детям, речь которых интенсивно формируется (2,5-4 года).
Ослабленным, часто болеющим детям.
При дизартрии и дислалии (нарушениях звукопроизношения).
Детям с предрасположенностью к заиканию и заикающимся малышам.
При запинках в речи, а так же детям с тахилалией и брадилалией (со слишком быстрой или чересчур медленной речью).
3. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
1) Заяц.
2) Белый, пушистый.
3) Прячется, боится, убегает.
4) Я жалею зайца.
5) Дикое животное.
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
Круги Луллия.
Возможно Вы знаете, что в 13 веке французский монах Раймонд Луллия создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, что и в настоящее время ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников.
На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Конструкция данного пособия очень проста:
• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра.
• Сверху устанавливают стрелку.
• Все круги разделены на одинаковое количество секторов.
• На них располагаются картинки (рисунки, слова, цифры, предметы окружающего мира).
• Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Основная цель: развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.
Моделирование
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам.
Мозговой штурм.
В детском саду может быть использован как групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбрать оригинальное решение задачи
Для детей 3-4 лет, они должны быть взяты из ближайшего бытового окружения (Как уберечь продукты от мышей).
Для детей 4-5 лет проблемная ситуация с обостренным противоре-чием (с собачкой надо гулять зимой,но нельзя, т. к. очень короткая шерсть).
Для детей 5-7 лет в темах предполагаются элементы фантазии. Проблемы формируются самими детьми. Обсуждение может быть разноплановым в зависимости от инициативы детей. (Как сохранить кусочек зимы летом).
Универсальная тема в любой группе: спасение любимого героя из сказки.
Морфологический анализ
Метод создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки в 30-х годах ХХ века. Для работы используется морфологическая таблица: по вертикали и горизонтали в клетках располагаются картинки или схемы каких либо объектов или их частей. Произвольно выбирая картинки, Можно создавать фантастические объекты (например, животное с головой зайца, туловищем крокодила, хвостом лисы и ногами жирафа).
Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т. п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т. д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу
Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер
Ребёнок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый
Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный
Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик
Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак
и т. д. и т. д. и т. д. и т. д. и т. д.
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т. д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!
Для младшего возраста : по "Волшебной дорожке" (морфологическая таблица с одной горизонтальной графой, т. е. с одним признаком) отправляется объект, который преобразуется путём изменения значения какого-либо сенсорного признака.
Базовые вопросы
• Кто (что) это?
• С каким (цветом, формой и т. д.) повстречался?
• Каким стал?
• На что похож по этому признаку?
• Что бывает такое же?
Метод каталога
Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад выбранных носителей (персонажей, предметов, действий) и т. д.
Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.
Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия.
С детьми 3-3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки- объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов.
Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.
Алгоритм составления сказки:
Педагог выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка
Задает детям вопросы :
Пример. Задав первый вопрос: «Жил-был (кто)», воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любое слово. Допустим он выбрал слово «пенек». Педагог говорит: «Жил-был пенек! Значит,история будет про пенек,который попал в беду».
Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге.
Придумывают название получившейся сказки.
Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.
Карты Проппа.
В заключении хочу рассказать о картах Проппа. Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,
• На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;
• Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;
• Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;
• Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.
Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.
Юмористическая пауза: «Переведите пословицы на русский язык».
Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Я начну фразу, а вы её продолжите:
Красно поле пшеном, а беседа (умом).
Каков разум, таковы и (речи).
Коротка речь и ясна – оттого и ….(прекрасна).
Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам).
Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо (думать).
Краткость – сестра (таланта).
Кто ясно мыслит, тот ясно (излагает).