Нора Ерицян
Опыт работы «Интерактивное взаимодействие с родителями как необходимый ресурс социализации детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Ерицян Н. В.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся од-ной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Публикация «Опыт работы „Интерактивное взаимодействие с родителями как необходимый ресурс социализации детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.
Воспитание и социализация – это два взаимосвязанных процесса. Система воспитания как бы упорядочивает процесс социализации, придает ему стройность, целеустремленность.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и, конечно, родителей.
Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т. д.
В ОО активно используются традиционные формы взаимодействия с родителями, такие как родительские собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, открытые мероприятия, дни открытых дверей и др. Но наибольшего внимания заслуживают нетрадиционные формы работы.
Мы предоставляем еженедельные и ежемесячные отчеты о достижениях воспитанников в форме персональных выставок, творческих галерей, праздников. Внимание родителей к работе детского сада мы привлекаем творческими отчета-ми в форме праздников. Мы показываем родителям ежедневную кропотливую работу коллектива в целом и его отдельных специалистов (логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).
Стала традиционной новая форма работы с родителями «Презентация семьи». Члены семьи делились рецептами любимых кулинарных блюд, спортивными достижениями, рассказывали о семейных увлечениях. Благодаря таким мероприятиям ребенок усваивает социальные ценности семейных отношений.
Активное участие члены семей принимают в проектно-познавательной деятельности детей. Так, были оформлены творческие семейные выставки «Семейное путешествие», «Мой любимый питомец», «Папа – лучший друг». Такие семейные выставки способствуют формированию социально активной, самостоятельной, творческой личности ребенка, способной к самореализации в социально ценных видах деятельности.
Организуются по инициативе родителей и их частые встречи по поводу празднования дня рождения детей, проведение досуговых, спортивных мероприятий, оказание помощи в озеленении и благоустройстве участков ДОУ, где дети перенимают опыт и образцы поведения в социуме.
Традиционным стало проведение ежегодных акций «Помоги ближнему», «Подари книгу детям», «Посади цветок», «Изготовление кормушки», «Поможем птицам». Они учат детей добру, взаимопониманию, отзывчивости. Помогают осознать связь своего «Я» с окружающим миром, ощутить себя частицей человечества.
Самая популярная и любимая как воспитателями, так и детьми форма работы досуговая. Совместные мероприятия «Фитнес-фестиваль», «Мы – дружная семья», «Кулинарный поединок», «Фотоохота! Не оставляют равнодушным никого. Такие праздники помогают ребенку ощутить себя членом общества, к которому он принадлежит.
В ОО работает букроссинг «Прочитал сам – поделись с другим». Материалы собирают для него родители и дети. Здесь есть детские книги и журналы, родители имеют доступ к педагогической литературе.
Мы смогли активизировать и обогатить воспитательные умения наших родителей, наладить тесный контакт с семьями своих воспитанников. Мы не останавлив-емся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков и мир, который он создает вокруг себя. Когда присутствуют в отношениях теплота и открытость, тогда пребывание ребенка в детском саду становится комфортным, ему хочется приходить туда еще и еще, потому что там хорошо.
Литература
1. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М., 2012.
2. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М., 2003.
3. Коскина Н. М. Традиционные формы работы с родителями // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 4.