Оксана Черемушкина
Использование дидактических игр и элементов системы М. Монтессори в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
На сегодняшний день педагогика Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.
Публикация «Использование дидактических игр и элементов системы М, Монтессори в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Я предположила, что включение в образовательный процесс дидактических игр и элементов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.
Основная задача взрослого на занятии с ребенком – помочь ему сделать всё самому. Сначала взрослому нужно заинтересовать ребенка выбранным им материалом. Для этого он показывает малышу, как справиться с заданием. А далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок, придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! И вот тут самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Взрослый должен предложить ребенку ровно столько помощи, сколько ему необходимо, и не больше. Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дав ему сделать шаг в нужном направлении.
Принципы использования материала
Монтессори считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно какие-то специальные игрушки. Игрушкой может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы.
У каждого из этих материалов, по уникальной методике Монтессори, огромный потенциал и большие творческие возможности. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т. д., а вторая - служит работе на будущее (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т. д.).
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки, а затем их устранять, восстанавливая нарушенный порядок.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.
В своей деятельности я использую материалы для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, математический материал.
Развивающий материал М. Монтессори привлекает ребенка, усиливает внутреннюю мотивацию к обучению, стимулирует интерес к занятиям и заключает в себе механизм самоконтроля, в отличие от дидактического материала, используемого в традиционной системе образования.
Основные правила пользования Монтессори-материалами:
1. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию.
2. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности.
3. Ребенок должен относиться к материалам аккуратно и приступать к работе только после того, как понято их использование.
4. Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. На групповых занятиях нельзя передавать материал из рук в руки!
5. Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место, и только после этого берется следующее пособие.
6. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он наблюдает за работой другого ребенка или выбирает какой-то другой материал.
Все эти правила не касаются коллективных игр, построенных на общении и умении сотрудничать.
Дидактические игры находили широкое применение, как в ходе непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников, поскольку несли огромное коррекционное значение и способствовали всестороннему развитию личности ребенка.
Таким образом, можно сказать, что включение в воспитательно-образовательный процесс игр и игровых сделало процесс обучения интересным и занимательным, создавало у детей бодрое рабочее настроение, облегчало преодоление трудностей в усвоении учебного материла.