milana ivanova
Использование фиджет-игрушек как дидактического материала в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.
В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Публикация «Использование фиджет-игрушек как дидактического материала в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Игрушки - первые друзья малыша, которые заменяют ему даже маму, когда она уходит по своим делам. Игрушки помогают детям побеждать чудищ и злодеев, переплывать моря и океаны, освобождать из плена попавших в беду людей и сладко засыпать.
У каждого человека в детстве была любимая игрушка. Для одних - это кукла с закрывающимися глазами, для других - плюшевый мишка или зайка, для третьих - машинка. Они были разными по величине и окраске, по сложности технического исполнения и материалу. Но все игрушки дарили детям радость.
Большую роль игрушки в жизни маленьких детей подчеркивала Н. К. Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: «Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно».
На сегодняшний день полки магазинов заполонили сотни так называемых фиджет-игрушек (от англ. fidget – «ёрзать», «волноваться») или игрушек-антистрессов. Среди них: сквиш, поп-ит, симпл – димпл, снаперс, поп-тюб и тд. Они популярны среди детей всех возрастов и часто вызывают беспокойство у взрослых. Мнения старшего поколения разделились, одни считают, что частое использование неэлектронных гаджетов формируют зависимость, другие же напротив, уверяют, что они развивают воображение, творчество, и, что не мало важно, помогают снять стресс у детей и подростков. Волнение, концентрация на чем-либо и даже скука вызывают стресс. Фидджетинг (англ. Fidgeting «ерзание») *Фиджетинг — неосознанное перебирания руками какого-нибудь предмета с целью успокоения нервов, отвлечения или, наоборот, концентрации на конкретной мысли) становится бессознательным инструментом регуляции, который позволяет с ним бороться. Постоянно поправляя часы или теребя рукав, мы лучше контролируем гипоталамус мозга. Он же, в свою очередь, управляет гипофизом и вегетативной системой, активируя выработку адреналина и норадреналина — гормонов стресса. Из-за них мы не хотим спать и у нас улучшаются когнитивные способности. При кратковременном действии мы чувствуем азарт и подъем, однако постоянный стресс может привести к физическому истощению, бессоннице и постоянному чувству тревоги. Ерзанье обеспечивает физиологическую стимуляцию, чтобы довести наше внимание и энергию до уровня, позволяющего нашему мозгу лучше сосредоточиться на текущей задаче. Научных данных, подтверждающих или опровергающих пользу фиджет – игрушек не достаточно для того чтобы настаивать на их необходимом применении в педагогике и психологии. Однако, использование данного вида игрушек для повышения мотивации в работе с дошкольниками уже показало свою эффективность. Детям близки поп-иты, поп-тюбы и прочие антистрессы, использовать их в качестве дополнительного дидактического материала для развития психических процессов более чем возможно. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение поиграть с поп-итом не подозревая, что сами включаются в развивающее занятие. Закончить бы хотелось словами одного из коллег: «. ни одна игрушка не может плохо повлиять на ребенка, если его жизнь и воспитание гармоничны» Другими словами, практически любую игрушку можно превратить в развивающий материал, так почему же это не может любимый сквиш или поп ит?.