Татьяна Полякова
Использование игрового планшета в познавательном и речевом развитии дошкольников среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.
Публикация «Использование игрового планшета в познавательном и речевом развитии дошкольников среднего возраста» размещена в разделах
Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.
Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но я хочу остановиться на обучении детей составлению описательных рассказов, поскольку составление описательных рассказов при опоре на восприятие - ценный вид речевой деятельности. Занятия такого типа способствуют повышению эффективности подготовки детей к школьному обучению.
Рассказы по форме бывают сюжетные и описательные.
Давайте вспомним, какие виды занятий по обучению детей рассказыванию мы знаем: - составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин; - составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек; - пересказ народных сказок или рассказов; - составление рассказа из личного опыта (по памяти); - составление творческих рассказов (воображение).
Долгое время в своей работе с детьми, я использовала мнемотехнику.
Детям очень нравится составлять рассказы используя мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемотаблицы. Принципы работы с мнемотаблицами:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
За время работы я собрала много материала для развития речи детей, но мне хотелось придумать что-то еще. Обратив внимание на то как детям нравится театрализация, придумывание сказок и рассказов, я сделала игровой планшет. Совместно с родителями мы сшили различных персонажей, а также декорации. Основа самого планшета-это коробка, которая обклеена липучкой.
Дети с удовольствием придумывают сказки и рассказы не только на занятиях, но и в свободное время. Теперь этот планшет мы используем не только в речевом развитии, но и в познавательном, например, в формировании элементарных математических представлений.
Рассказав на родительском собрании про такой планшет, родители заинтересовались и с удовольствием принимают участие в изготовлении нового материала для планшета.
Чтобы добиться определенного результата, я понимаю, что необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
Очень важно обеспечить на занятиях атмосферу непринужденного общения, создать условия для обогащения речи детей различными формами высказываний, сделать обучение интересным, удовлетворив любознательность дошкольников, их все более возрастающую потребность в умственной деятельности.