Елена Чукаева
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
«Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с этапами развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста в форме игровых упражнений.
Слайд 2
Публикация «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников» размещена в разделах
Что такое фонема? Это звук. А фонетика? Фонетика – изучает звуки речи и звуковое строение языка. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетика - фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, словарный запас, просодики, грамматический строй речи, связная речь, письменная речь.
Коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной. Ведь своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.
Слайд 3
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (и не только) должно проводиться в форме игровых упражнений. Так как основной вид их деятельности – это игра.
Благодаря игре у детей формируется устойчивый интерес к занятию, развитие ВПФ, развитие ориентировки во времени и пространстве, включение полимодального восприятия ( это восприятие с подключением пяти модальностей: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание,формирование различных видов самоконтроля (регулярный, объективный, всесторонний,умение работать в команде, развитие личностных качеств (доброта, отзывчивость. Трудолюбие, терпение, усердие, ответственность, миролюбие, дружелюбность, честность, уверенность в себе, рассудительность, оптимизм, смелость, аккуратность и т. д)
Слайд 4
Этапы работы над развитием фонематических процессов :
• Развитие неречевого слуха
• Развитие речевого слуха
• Развитие простых форм фонематического анализа
• Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза
• Развитие фонематических представлений
Слайд 5
1. Развитие неречевого слуха (физического)-это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка,звуки нашего дома и др.) (учим детей, вслушиваться в окружающий мир)
Слайд 6
«Угадай, кто в гости пришел?»
Цель: Формировать умение узнавать и повторять ритмический рисунок; развивать слуховое внимание и память. Ход игры: В гости пришли животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, лисичка– 3 раза, а мышка- 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл в гости.
Слайд 7
«Запомни, повтори!»
Цель: формировать умение различать муз. инструменты на слух; воспроизводить заданную последовательность.
Слайд 8
«Повтори, не ошибись!»
Цель: Формировать умение узнавать и повторять ритмический рисунок; развивать слуховое внимание и память.
Слайд 9
Развитие речевого (фонематического)слуха- это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты).
Слайд 10
«Недовольные гномики»
Цель: развивать слуховое внимание; учить отличать правильное и дефектное произношение. Ход игры: Детям предлагается прослушать слово (ряд слов или фразу). Если они услышат неправильное произношение – изображают мимикой недовольного гномика, если слово произнесено правильно– дети улыбаются.
Слайд 11,12
«Звуковые часы»
Цель: Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу.
Слайд 13
«Бабочки – цветочки»
Цель: Формировать умение различать гласные, согласные мягкие и согласные твёрдые звуки; закреплять соответствующие понятия. Ход игры: Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, сажает соответствующую бабочку на цветок.
Слайд 14
«Дин-Дон»
Цель: Формировать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; закреплять соответствующие понятия. Ход игры: Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: согласный мягкий или согласный твёрдый, выбирает человечка соответствующего цвета.
(«Чаепитие со Звуковичками», «Колокольчик-барабан», «Подушка-камень»)
Слайд 15
Развитие простых форм фонематического анализа - это умение выделять первый и последний звука в слове.
Слайд 16
«Подарки Звуковичкам»
Цель: Учить выделять первый (последний) звук в слове; закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные.
Бродилка «Ежик», «Звуковая ромашка»
Слайд 17
Развитие сложных форм фонематического анализа - это умение определять место звука в слове.
Слайд 18
«Гараж»
Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.
«Дрессированный лев»
Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.
Слайд 19
«Звуковой поезд»
Цель: развитие навыков характеристики звуков и определение места звука в слове.
Слайд 20
«Пирамидка»
Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка звукового анализа и синтеза, определение слоговой структуры слова.
Слайд 21
Развитие фонематических представлений –это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов.
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мысленно мог представить звучание любого звука. Во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мыслительных представлений о звуках –ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух.
Слайд 22
Игры с мячом:
-назвать слова с заданным звуком «С» в середине слова;
-назвать какой он по счету в названном слове;
-назвать какой звук следует за ним;
-назвать только гласные звуки в названном слове;
-назвать сколько всего звуков в данном слове.
Слайд 23
Таким образом, игровые технологии превращают сложную, кропотливую работу по развитию фонематической системы в творческий, увлекательный процесс. Благодаря чему удается достичь максимальных результатов и сохранить интерес детей к звуковому составу слова.
Слайд 24
Спасибо за внимание!