Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников

Елена Чукаева
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников

Слайд 1

«Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с этапами развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста в форме игровых упражнений.

Слайд 2

Что такое фонема? Это звук. А фонетика? Фонетика – изучает звуки речи и звуковое строение языка. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетика - фонематическаясторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, словарный запас, просодики, грамматический строй речи, связная речь, письменная речь.

Коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной. Ведь своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Слайд 3

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (и не только) должно проводиться в форме игровых упражнений. Так как основной вид их деятельности – это игра.

Благодаря игре у детей формируется устойчивый интерес к занятию, развитие ВПФ, развитие ориентировки во времени и пространстве, включение полимодального восприятия (это восприятие с подключением пяти модальностей: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание,формирование различных видов самоконтроля (регулярный, объективный, всесторонний,умение работать в команде, развитие личностных качеств (доброта, отзывчивость. Трудолюбие, терпение, усердие, ответственность, миролюбие, дружелюбность, честность, уверенность в себе, рассудительность, оптимизм, смелость, аккуратность и т. д)

Слайд 4

Этапы работы над развитием фонематических процессов:

Развитие неречевого слуха

Развитие речевого слуха

Развитие простых форм фонематического анализа

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Развитие фонематических представлений

Слайд 5

1. Развитие неречевого слуха (физического)-это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка,звуки нашего дома и др.) (учим детей, вслушиваться в окружающий мир)

Слайд 6

«Угадай, кто в гости пришел?»

Цель: Формировать умение узнавать и повторять ритмический рисунок; развивать слуховое внимание и память.Ход игры: В гости пришли животные.Каждый из них постучится по-разному: заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, лисичка– 3 раза, а мышка- 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл в гости.

Слайд 7

«Запомни, повтори!»

Цель: формировать умение различать муз. инструменты на слух; воспроизводить заданную последовательность.

Слайд 8

«Повтори, не ошибись!»

Цель: Формировать умение узнавать и повторять ритмический рисунок; развивать слуховое внимание и память.

Слайд 9

Развитие речевого (фонематического)слуха- это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты).

Слайд 10

«Недовольные гномики»

Цель: развивать слуховое внимание; учить отличать правильное и дефектное произношение.Ход игры: Детям предлагается прослушать слово (ряд слов или фразу). Если они услышат неправильное произношение – изображают мимикой недовольного гномика, если слово произнесено правильно– дети улыбаются.

Слайд 11,12

«Звуковые часы»

Цель: Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу.

Слайд 13

«Бабочки – цветочки»

Цель: Формировать умение различать гласные, согласные мягкие и согласные твёрдые звуки; закреплять соответствующие понятия.Ход игры: Логопед называет звук. Ребёнок, определяя,какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, сажает соответствующую бабочку на цветок.

Слайд 14

«Дин-Дон»

Цель: Формировать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; закреплять соответствующие понятия.Ход игры: Логопед называет звук. Ребёнок, определяя,какой этот звук: согласный мягкий или согласный твёрдый, выбирает человечка соответствующего цвета.

(«Чаепитие со Звуковичками», «Колокольчик-барабан», «Подушка-камень»)

Слайд 15

Развитие простых форм фонематического анализа - это умение выделять первый и последний звука в слове.

Слайд 16

«Подарки Звуковичкам»

Цель: Учить выделять первый (последний) звук в слове; закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Бродилка «Ежик», «Звуковая ромашка»

Слайд 17

Развитие сложных форм фонематического анализа - это умение определять место звука в слове.

Слайд 18

«Гараж»

Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.

«Дрессированный лев»

Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.

Слайд 19

«Звуковой поезд»

Цель: развитие навыков характеристики звуков и определение места звука в слове.

Слайд 20

«Пирамидка»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка звукового анализа и синтеза, определение слоговой структуры слова.

Слайд 21

Развитие фонематических представлений –это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов.

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мысленно мог представить звучание любого звука. Во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мыслительных представлений о звуках –ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух.

Слайд 22

Игры с мячом:

-назвать слова с заданным звуком «С» в середине слова;

-назвать какой он по счету в названном слове;

-назвать какой звук следует за ним;

-назвать только гласные звуки в названном слове;

-назвать сколько всего звуков в данном слове.

Слайд 23

Таким образом, игровые технологии превращают сложную, кропотливую работу по развитию фонематической системы в творческий, увлекательный процесс. Благодаря чему удается достичь максимальных результатов и сохранить интерес детей к звуковому составу слова.

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Использование игровых технологий в развитии математических представлений в свете требований ФГОС ДО» Использование игровых технологий в развитии математических представлений в свете требований ФГОС ДО» Паксеева В. А., воспитатель МБДОУ «Детский.

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности.

Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад «Солнышко» по речевому направлению.

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Использование игровых технологий в музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до Содержание. 1. Постановка задачи. 3 2. Анализ методической литературы. 4 3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ. 8 4. Результаты внедрения.

Мастер-класс «Использование игровых технологий при ознакомлении с предметным миром и речевом развитии дошкольников» Мастер-класс на тему «Использование игровых технологий при ознакомлении с предметным миром и речевом развитии дошкольников» Казакбаевой.

Использование игровых технологий с целью формирования элементарных экологических представлений дошкольников Конспект занятия к РМО по игровой деятельности «В мире животных». Цели: формирование у детей знаний об окружающем мире через игровую деятельность.

Презентация «Использование игровых технологий с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» слайд 1 Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает.

Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей»Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Цель:Гармоничное развитие как познавательных, так и.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • День Победы, 9 мая
  • Экология
Автор публикации:
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников
Опубликовано: 21 января 2018 в 16:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 сентября. Всемирный день сердца

Сердечному вопросу посвящен очередной тематический день....

29 сентября. День эколят – защитников природы

С 2014 года непременными участниками практически всех детских праздников и мероприятий экологической направленности в России стали эколята - сказочные защитники природы. Ёлочка, Шалун, Умница и Тихоня...

Фото и видеоотчет «День воспитателя и всех дошкольных работников»
День воспитателя и всех дошкольных работников – российский общенациональный праздник, появившийся в 2004 году по инициативе различных российских...
Организация предметно-пространственной среды в детском саду
Федеральный государственный образовательный стандарт ( ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области ( познавательной, физической,...
Фотоотчет о проведении мастер-класса по рисованию крупой для детей старшего и...
Мастер – класс рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей, а также будет интересен для всех творческих людей, не...