Лучший педагог года

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников

Елена Чукаева
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников

Слайд 1

«Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с этапами развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста в форме игровых упражнений.

Слайд 2

Публикация «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников» размещена в разделах

Что такое фонема? Это звук. А фонетика? Фонетика – изучает звуки речи и звуковое строение языка. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетика - фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, словарный запас, просодики, грамматический строй речи, связная речь, письменная речь.

Коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной. Ведь своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Слайд 3

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (и не только) должно проводиться в форме игровых упражнений. Так как основной вид их деятельности – это игра.

Благодаря игре у детей формируется устойчивый интерес к занятию, развитие ВПФ, развитие ориентировки во времени и пространстве, включение полимодального восприятия ( это восприятие с подключением пяти модальностей: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание,формирование различных видов самоконтроля (регулярный, объективный, всесторонний,умение работать в команде, развитие личностных качеств (доброта, отзывчивость. Трудолюбие, терпение, усердие, ответственность, миролюбие, дружелюбность, честность, уверенность в себе, рассудительность, оптимизм, смелость, аккуратность и т. д)

Слайд 4

Этапы работы над развитием фонематических процессов :

Развитие неречевого слуха

Развитие речевого слуха

Развитие простых форм фонематического анализа

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Развитие фонематических представлений

Слайд 5

1. Развитие неречевого слуха (физического)-это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка,звуки нашего дома и др.) (учим детей, вслушиваться в окружающий мир)

Слайд 6

«Угадай, кто в гости пришел?»

Цель: Формировать умение узнавать и повторять ритмический рисунок; развивать слуховое внимание и память. Ход игры: В гости пришли животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, лисичка– 3 раза, а мышка- 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл в гости.

Слайд 7

«Запомни, повтори!»

Цель: формировать умение различать муз. инструменты на слух; воспроизводить заданную последовательность.

Слайд 8

«Повтори, не ошибись!»

Цель: Формировать умение узнавать и повторять ритмический рисунок; развивать слуховое внимание и память.

Слайд 9

Развитие речевого (фонематического)слуха- это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты).

Слайд 10

«Недовольные гномики»

Цель: развивать слуховое внимание; учить отличать правильное и дефектное произношение. Ход игры: Детям предлагается прослушать слово (ряд слов или фразу). Если они услышат неправильное произношение – изображают мимикой недовольного гномика, если слово произнесено правильно– дети улыбаются.

Слайд 11,12

«Звуковые часы»

Цель: Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу.

Слайд 13

«Бабочки – цветочки»

Цель: Формировать умение различать гласные, согласные мягкие и согласные твёрдые звуки; закреплять соответствующие понятия. Ход игры: Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, сажает соответствующую бабочку на цветок.

Слайд 14

«Дин-Дон»

Цель: Формировать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; закреплять соответствующие понятия. Ход игры: Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: согласный мягкий или согласный твёрдый, выбирает человечка соответствующего цвета.

(«Чаепитие со Звуковичками», «Колокольчик-барабан», «Подушка-камень»)

Слайд 15

Развитие простых форм фонематического анализа - это умение выделять первый и последний звука в слове.

Слайд 16

«Подарки Звуковичкам»

Цель: Учить выделять первый (последний) звук в слове; закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Бродилка «Ежик», «Звуковая ромашка»

Слайд 17

Развитие сложных форм фонематического анализа - это умение определять место звука в слове.

Слайд 18

«Гараж»

Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.

«Дрессированный лев»

Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.

Слайд 19

«Звуковой поезд»

Цель: развитие навыков характеристики звуков и определение места звука в слове.

Слайд 20

«Пирамидка»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка звукового анализа и синтеза, определение слоговой структуры слова.

Слайд 21

Развитие фонематических представлений –это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов.

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мысленно мог представить звучание любого звука. Во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мыслительных представлений о звуках –ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух.

Слайд 22

Игры с мячом:

-назвать слова с заданным звуком «С» в середине слова;

-назвать какой он по счету в названном слове;

-назвать какой звук следует за ним;

-назвать только гласные звуки в названном слове;

-назвать сколько всего звуков в данном слове.

Слайд 23

Таким образом, игровые технологии превращают сложную, кропотливую работу по развитию фонематической системы в творческий, увлекательный процесс. Благодаря чему удается достичь максимальных результатов и сохранить интерес детей к звуковому составу слова.

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Использование игровых технологий в развитии математических представлений в свете требований ФГОС ДО» Использование игровых технологий в развитии математических представлений в свете требований ФГОС ДО» Паксеева В. А., воспитатель МБДОУ «Детский.

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности.

Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад «Солнышко» по речевому направлению.

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Использование игровых технологий в музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до Содержание. 1. Постановка задачи. 3 2. Анализ методической литературы. 4 3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ. 8 4. Результаты внедрения.

Мастер-класс «Использование игровых технологий при ознакомлении с предметным миром и речевом развитии дошкольников» Мастер-класс на тему «Использование игровых технологий при ознакомлении с предметным миром и речевом развитии дошкольников» Казакбаевой.

Использование игровых технологий с целью формирования элементарных экологических представлений дошкольников Конспект занятия к РМО по игровой деятельности «В мире животных». Цели: формирование у детей знаний об окружающем мире через игровую деятельность.

Презентация «Использование игровых технологий с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» слайд 1 Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает.

Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей»Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Цель:Гармоничное развитие как познавательных, так и.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников
Опубликовано: 21 января 2018 в 16:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД