Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей

Галина Никитина
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей

Самая лучшая игрушка для детей-

кучка песка!»

К. Д. Ушинский.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Песочная терапия – это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желанья и возможности. Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. А основная задача такой терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание. Ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, т. к. игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это является уникальным средством в развитии ребенка. Детям полезно играть в песочнице, нежели взрослым. Там малыш может развить мышление, фантазию и, что немаловажно, – мелкую моторику пальцев. В процессе познавательно - исследовательской деятельности детей с использованием песочной терапии происходит развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей, ведь именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Поэтому можно использовать песочницу в развивающихи обучающих занятиях:

• Во- первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу;

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика);

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.

Игры с песком можно условно разделить на три направления:

• обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);

познавательные (познается многогранность окружающего мира);

• проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Условия организации игр-занятий с песком:

• У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний, аллергии на пыль, астмы.

• Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

• Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом, происходит дополнительное закаливание детей).

• Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Материалы необходимые для проведения песочной терапии:

• В песочной терапии используется водонепроницаемый деревянный ящик стандартного размера (50 х 70 х 8 см, Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо (дно символизирует воду, а борта — небо).

• Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прожарить или прокварцевать.

Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах).

В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок:

• Человеческие персонажи;

• Здания (дома, замки);

• Животные;

• Машины;

• Растения;

• Постройки (мосты, ограды, ворота);

• Природный материал (ракушки, веточки, камни и т. д.);

• Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности);

• Сказочные герои (добрые и злые);

• Подводный мир, предметы и сувениры;

• Домашняя утварь;

• Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины.

Во время проведения ООД с использованиемпесочной терапии применяются такие формы работы с детьми:

• Сюжетные игры – «Я пеку, пеку», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).

• Игры-забавы – «Угадай на ощупь», «Необыкновенные следы».

• Игры на развитие познавательной сферы – «Волшебные исчезновения», «Следы на песке», «Найди отличия».

• Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

• Профилактические игры – «Песочный круг».

• Игры с погружением рук в песок – «Секретные задания кротов», «Песочные прятки».

• Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. Сказки на песке - это инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том, что в любом случае все будет хорошо.

Инсценирование: «Испечем пирожки».

• Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

• Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

• Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки».

В результате использования песочной терапии в познавательно-исследовательской деятельности, у детей:

• формируются представления об окружающем мире и о свойствах неживой природы – песка;

• происходит развитие любознательности в процессе наблюдений и практического экспериментирования с объектами;

• повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• дети учатся свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания и чувства через песочную терапию;

• усиливается самостоятельность ребенка;

развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;

• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а также речь и моторика).

Вывод: Игры с песком действительно дают возможность развивать мелкую моторику рук детей. Используя песок, как природный материал мы можем создавать необходимые условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. И высказывания И. М. Сеченова о том, что движения руки человека возникают как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, имеют прямое доказательство этому.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Цифры
  • Космос
Автор публикации:
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей
Опубликовано: 23 января 2021 в 08:54
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Фотоотчёт об игре «Зарница», посвящённой празднику 23 февраля
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт об игре «Зарница», посвящённой празднику Защитника Отечества - 23 февраля в...
Детский мастер-класс по конструированию из цветной бумаги объёмной игрушки «Цыпленок»
В известной поговорке говорится, что цыплят по осени считают. Но прежде чем считать цыплят, их нужно завести или сделать, как предлагают наши София и Руслан....
Фото отчёт о совместном творчестве детей с педагогами к 8 Марта
Ежегодно 8 Марта отмечается замечательный праздник весны – Международный женский день. В преддверии Международного женского дня 8 Марта с приходом...