Лучший педагог года

Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей

Галина Никитина
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей

Самая лучшая игрушка для детей-

кучка песка!»

К. Д. Ушинский.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Песочная терапия – это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желанья и возможности. Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. А основная задача такой терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание. Ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, т. к. игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это является уникальным средством в развитии ребенка. Детям полезно играть в песочнице, нежели взрослым. Там малыш может развить мышление, фантазию и, что немаловажно, – мелкую моторику пальцев. В процессе познавательно - исследовательской деятельности детей с использованием песочной терапии происходит развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей, ведь именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Публикация «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей» размещена в разделах

Поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях:

• Во- первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу;

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика);

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.

Игры с песком можно условно разделить на три направления:

• обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);

познавательные (познается многогранность окружающего мира);

• проективные (обеспечиваются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Условия организации игр-занятий с песком:

• У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний, аллергии на пыль, астмы.

• Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

• Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом, происходит дополнительное закаливание детей).

• Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Материалы необходимые для проведения песочной терапии:

• В песочной терапии используется водонепроницаемый деревянный ящик стандартного размера (50 х 70 х 8 см, Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо (дно символизирует воду, а борта — небо).

• Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прожарить или прокварцевать.

Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах).

В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок:

• Человеческие персонажи;

• Здания (дома, замки);

• Животные;

• Машины;

• Растения;

• Постройки (мосты, ограды, ворота);

• Природный материал (ракушки, веточки, камни и т. д.);

• Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности);

• Сказочные герои (добрые и злые);

• Подводный мир, предметы и сувениры;

• Домашняя утварь;

• Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины.

Во время проведения ООД с использованием песочной терапии применяются такие формы работы с детьми:

• Сюжетные игры – «Я пеку, пеку», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).

• Игры-забавы – «Угадай на ощупь», «Необыкновенные следы».

• Игры на развитие познавательной сферы – «Волшебные исчезновения», «Следы на песке», «Найди отличия».

• Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

• Профилактические игры – «Песочный круг».

• Игры с погружением рук в песок – «Секретные задания кротов», «Песочные прятки».

• Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. Сказки на песке - это инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том, что в любом случае все будет хорошо.

Инсценирование: «Испечем пирожки».

• Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

• Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

• Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочно-игровым сюжетом : «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки».

В результате использования песочной терапии в познавательно-исследовательской деятельности, у детей :

• формируются представления об окружающем мире и о свойствах неживой природы – песка;

• происходит развитие любознательности в процессе наблюдений и практического экспериментирования с объектами;

• повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• дети учатся свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания и чувства через песочную терапию;

• усиливается самостоятельность ребенка;

развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;

• более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а также речь и моторика).

Вывод: Игры с песком действительно дают возможность развивать мелкую моторику рук детей. Используя песок, как природный материал мы можем создавать необходимые условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. И высказывания И. М. Сеченова о том, что движения руки человека возникают как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, имеют прямое доказательство этому.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей
Опубликовано: 23 января 2021 в 08:54
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД